История Энергия простора. Творчество М.М. Радонежского

Энергия простора. Творчество М.М. Радонежского

151

Михаил Михайлович Радонежский родился 12 марта 1894 года в Ва­сильсурске Нижегородской губернии в семье земского ветеринарного вра­ча. Известно, что в семье любили и ценили искусство, а многие худож­ники, приезжавшие в Васильсурск на этюды, становились друзьями Радонежских. С 1913-го по 1918 год Михаил Радонежский учился в Ка­занской и Пензенской художествен­ных школах. С 1918-го по 1921 год М.М. Радонежский работал деко­ратором и руководителем художе­ственных студий в частях Красной армии. В 1921–1931 годах он жил в поволжских городах – Козьмоде­мьянске, Васильсурске, Астрахани, а также в Сибири (Новосибирск, Боготол), преподавал в школах и училищах, работал декоратором в театрах. В 1925 году М.М. Радо­нежский вступил в члены АХРР (Ассоциация Художников Револю­ционной России).

В 1931 году по приглашению Городского отдела народного образования художник переехал в Ульяновск, который стал его второй родиной. Именно здесь раскрылся талант М.М. Ра­донежского – пейзажиста и масте­ра натюрморта. Он активно вел преподавательскую работу в шко­лах, техникумах, училищах, был старшим научным сотрудником художественного музея (1940–1947), где руководил художественной сту­дией (1944–1946). В июле 1937 года при образовании Ульяновского фи­лиала Куйбышевского союза совет­ских художников он был избран его первым председателем, с 1960 года М.М. Радонежский – член Ульянов­ского отделения Союза художни­ков. Он участвовал во Всесоюзной выставке «Жизнь и быт народов СССР» (1926), Всесоюзной художе­ственной выставке (1947), зональ­ной выставке «Большая Волга» (1964), областных выставках. Картины художника были экспонента­ми тематических выставок в Улья­новском областном художествен­ном музее. Михаил Михайлович Ра­донежский скончался 24 ноября 1972 года в Ульяновске.

Излюбленной техникой М.М. Радонежского была темпера. Несмотря на ее «монументальную основу» и кажущуюся меньшую пластичность, не требующую детальных подробно­стей, Радонежский именно в темпере нашел уникальные возможности для интерпретаций. Их художник обо­значал в композиции, и словно из глубины вырывающейся живописной фактуры, густого и звучного колори­та, движимого быстрыми, размаши­стыми переплетениями линий.

Пейзажи, созданные в 1960-е годы, органично соединяются в цикл «Новый Ульяновск». Это не означает, что художник обращал­ся только к видам новостроек, для него историческое пространство соединяло эпохи и десятилетия в один образ.

В образе города мирно ужива­лись «новые движения жизни» и оба­яние старой архитектуры. В основе пейзажей М.М. Радонежского глав­ным оставалась гармония вечного содружества. Он любил подчеркнуть перспективу уходящей вдаль ули­цы (часто это был деликатный уход вглубь композиции картины). Он передавал движение, создаваемое автомобилями на дорогах и фигура­ми редких прохожих.

Но более всего художник ценил естественное движе­ние самой природы – ветра и штри­хов дождя, осязаемых солнечных лу­чей и только что сложившегося в су­гробы снега. Для М.М. Радонежского было крайне необходимо запечатлеть облик живого и естественного города. Мастер всякий раз настраивал движе­ние под определенный живописный ритм. Воздух в его картинах создавал движущееся легкое «сфумато», ино­гда это было хмурое «непогодье», но чаще всего он был максимально на­полнен солнцем, свежестью обновления и природы, и города, и человека, в нем живущего.

Ночные виды Ульяновска – это микрокосм со своим рассказом, не подробным, а цельным и внезапным по эмоциональной нагрузке.

Вид сверху на строящееся Засвияжье – открытая им заново традиция импрессионистов, которые с высоты пытались запечатлеть новый Город-Мир. Напряжение часто контрастных, но никогда не перебивающих друг друга широких, свободных, словно нарочито небрежных мазков создает максимальную энергию, многократно увеличивающую образную структуру «ведуты».

Новые декоративные возможности цвета и света – своеобразный поклон искусству начала ХХ века. В этих открытых эмоциях у М.М. Радонежского находится место для лирических откровений, которые неизменно присутствуют в композициях, невзирая на напряжение и грубоватую упрощенность, ломкость линий, резкость живописного высказывания. Для художника в пейзаже главенствует не натуралистическая подробность улиц города, не передача моментального впечатления, а глубоко прочувствованное соучастие в длительном эмоциональном переживании. Потому хорошо знакомые улицы открываются с новой, часто неожиданной стороны.

Художник передает добрый и мудрый привет от Симбирска с его историческим умиротворением и тишиной, от Ульяновска – здесь и сейчас – с его радостным проживанием на новых просторах. Возможно, сквозь эти пейзажные истории проглядывает будущее.

Если пейзаж диктовал определенные правила в обозначении конкретного места, то натюрморт спешил уверить прежде всего в декоративном первородстве всех предметов: цветов, чашек, ваз, самоваров, различной снеди. Художественная чуткость мастера давала возможность соединить в органическую цветовую логику предельную вещественность и декоративную структуру интимного мира чувств. Радонежский нередко писал натюрморты у открытого окна, запуская воздушные ритмы в тихое мироощущение пространства интерьера. Образная составляющая словно бы базировалась на большей «аккуратности» живописного мазка. «Бархат» цветов и их же беззащитная прозрачность, контраст отблесков холодного стекла бутыли и обжигающего жаром самовара, историческая суть старинного фарфора в современном интерьере – все создает емкий энергетический посыл в рамках «тихого» жанра. Художник чувствует себя свободным в игре, которую неизменно создают предметы. Эта игра включает традиции старого натюрморта, который элегантно, но все-таки наталкивается на новаторство искусства начала ХХ столетия. Она ощущается в живописи густого по фактуре, корпусного натюрморта советского искусства. При всей конкретности в выборе объектов это зримое, осязаемое место, время, окруженное предметами – рассказчиками, в котором способно меняться только настроение.

М.М. Радонежский, вероятно, был бы удивлен, что по прошествии многих лет его творчество сравнивают с направлениями, ставшими классикой искусства ХХ века – постимпрессионизмом, экспрессионизмом и даже с возникшим в 1970-е годы неоэкспрессионизмом. Художник не дожил до времени, когда вновь главными компонентами творчества становятся эмоции, передаваемые множеством вариаций линии, цвета, живописной фактуры. Напомним, что художники-постимпрессионисты придавали главное значение не моменту, а долгому определенному состоянию природы, важным средством для достижения этого состояния были декоративные решения. Экспрессионисты считали себя последователями постимпрессионистов – Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна.

М.М. Радонежский вполне мог с такими сравнениями не согласиться, особенно в те годы, когда новаторские тенденции ХХ века были «не рекомендованы для изучения и популяризации». Но обретенные им мощные, своеобразные качества живописи, присущие только ему творческие возможности органично входят в художественную летопись, что становится смыслом настоящего искусства.

Елена Сергеева, зав. музеем изобразительного искусства ХХ–ХХI вв. Фотоматериалы предоставлены отделом хранения Ульяновского областного художественного музея

«Мономах», №3, 2019 г.

Энергия простора. Творчество М.М. Радонежского

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Энергия простора. Творчество М.М. Радонежского»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here