История Народный артист из Елаура

Народный артист из Елаура

125

Алексей Ургалкин — выдающийся артист, уроженец Симбирской губернии. Алексей Константинович с детских лет мечтал стать артистом и достиг театрального олимпа: в 1976 году он первый из выходцев чувашского народа получил почётное звание народного артиста СССР.

Актёр, педагог, режиссёр Алексей Ургалкин родился 17 марта 1910 года в селе Елаур (ныне Сенгилеевский район Ульяновской области). С юных лет он работал заведующим избой-читальней в родном селе (1925–1931), затем поехал в Магнитогорск, устроился на металлургический комбинат, прошёл актёрскую студию при Магнитогорском театре рабочей молодёжи. В 1932–1935 годах служил в Красной армии, там тоже занимался любимым делом, руководил полковым драмкружком. После демобилизации вернулся в Магнитогорск и стал актёром Театра рабочей молодёжи.

В 1936 году переехал в Чебоксары и стал актёром Чувашского государственного академического драматического театра. Здесь Алексей Ургалкин выступал на сцене до 1981 года. Богато одарённый внешними данными и талантом, Ургалкин сразу же занял ведущее положение в Чувашском драмтеатре.

Одна из первых крупных работ – роль Беркутова в спектакле «Волки и овцы» А. Островского. После этого режиссёры стали доверять ему роли первого плана. До войны самой удачной работой стала роль Сетнера в музыкальной драме по бессмертной поэме К.В. Иванова «Нарспи» (1940). Ургалкин обладал сильным и незаурядным голосом, пел не хуже оперного певца. Многие критики и исследователи отмечают характерное для его творчества «глубокое проникновение в сущность образа, умение раскрыть и донести внутренний мир героя, его психологию, развитие характера», а также «масштабность, стремление к философской глубине, тонкость психологического рисунка в сочетании с огромной требовательностью к себе».

Созданные Ургалкиным образы сравнивали с отточенными до мелочей скульптурными произведениями. Режиссёры ценили в нём не только актёрский темперамент и серьёзное отношение к работе, но и глубокое знание жизни и психологии людей. Народная артистка Чувашской АССР Н. Григорьева вспоминает: «Получив новую роль, Алексей Константинович вначале создавал тип будущего героя на бумаге. Нарисует вариант носа, разрез глаз, пофантазирует над причёской. Только после этого начинает входить в роль».

«Когда он играл Шеркея, – вспоминал главный режиссёр и художественный руководитель Чувашского драмтеатра В. Яковлев, – даже люстры в зале дрожали. Если его одёргивали за патетичность, он отвечал: «Не мешай! Дай сыграть!». И действительно, его убедительная игра покоряла и подчиняла зрителей».

Творчество Алексея Ургалкина составило яркую страницу в истории чувашского театрального искусства. Образы, созданные им, отличались глубоким социальным содержанием, жизненной убедительностью, сценической выразительностью, высокой театральной культурой. Среди них: Жухрай – «Как закалялась сталь» Н. Островского, Актёр – «На дне» М. Горького, Любим Торцев – «Бедность не порок» А. Островского, Сетнер – «Нарспи» К. Иванова, Степан – «В деревне» Ф. Павлова, Сентиер – «Айдар» П. Осипова, Земляника – «Ревизор» Н. Гоголя, Половцев – «Поднятая целина» М. Шолохова, Кнуров – «Бесприданница» А. Островского и многие другие.

Алексей Ургалкин был артистом широкого диапазона и высокой исполнительской культуры. С одинаковым успехом он играл в комедиях и высоких трагедиях, в пьесах классического и современного репертуара. Актёр создал сценические характеры от трагических до острокомедийных, гротесковых. За 45 лет работы на чувашской сцене он сыграл около 250 ролей.

«Настолько была сильна его энергетика, настолько сильно к себе притягивало Богом данное обаяние. Очень интеллигентный. Играл на пианино, хорошо рисовал. Иногда гримёры работали по его эскизам. На собраниях всегда тихо сидел в углу. Любил повторять: «Не на собраниях, а на сцене нужно демонстрировать творчество». Его место в театре до сих пор не занято», – вспоминал В. Яковлев.

Ургалкин был рождён для героических образов, этому способствовали его физически крепкая внешняя фактура и душевный склад. Интересно, что его родословная восходит к роду Урги, собравшего ополченцев при взятии Иваном Грозным Казани. Не случайно, наверное, именно Алексею Ургалкину была доверена роль царя Алмуша – эльдебера Волжской Болгарии – в трагедии И. Петровой «Телей и Илем» («Счастье и Красота»), которую он сыграл очень убедительно, создав образ царя булгар, собравшего в Х веке разрозненные племена в одно мощное государство. Эта работа стала одной из последних в его творческой биографии.

Умер наш земляк 7 ноября 1981 года, похоронен в Чебоксарах. Государство высоко оценило творчество А.К. Ургалкина, наградив орденами Дружбы народов, «Знак Почёта», медалями. Актёру поэтапно были присвоены звания: заслуженный артист Чувашской АССР (1945), народный артист Чувашской АССР (1950), заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1968), народный артист СССР (1976). Его имя занесено в Почётную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1970). Именем Ургалкина названа улица в Чебоксарах.

Николай Ларионов, редактор ульяновской областной газеты «Канаш»

«Мономах», №2(86), 2015 г.

Народный артист из Елаура

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Народный артист из Елаура»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here