История «Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии…»

«Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии…»

141

Н.М. Карамзин об искусстве и действительности

В культурной памяти поколений Н.М. Карамзин живёт прежде всего как историограф государства Российского и автор знаменитой сентиментальной повести. Но вслед за литературоведом Б.М. Эйхенбаумом можно сказать: «Мы слишком мало обращали до сих пор внимания на то, что Карамзин был не только художником, но и мыслителем и, можно сказать, первым нашим философом» (Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С. 203–204). Его философско-эстетические воззрения на соотношение искусства и действительности претерпели сложную эволюцию и по своей значимости вполне могут быть сопоставлены с представлениями корифеев русской литературы – Пушкина и Толстого.

Важнейшие вехи эволюционного пути Карамзина обозначены были в трудах Ю.М. Лотмана. Опираясь на работы крупнейшего исследователя, следуя далее по намеченному пути, можно по-новому взглянуть на личность и творчество Н.М. Карамзина, выявить малоизученные или недостаточно освещённые страницы его духовной и творческой биографии и в результате подойти к новому уровню понимания всей сложности проблем, касающихся взаимоотношения искусства и действительности.

Поначалу искусство для Карамзина – наилучший способ общения между людьми во имя их «нравственного сближения». Этим содержанием проникнуты «Письма русского путешественника». В период глубокого душевного кризиса, вызванного последствиями

Французской революции, искусство – «чародейство красных вымыслов», способ ухода от действительности.

«Если мир этики – мир человеческого сердца – безусловен и однозначен, то мир жизни разнолик и изменчив, – пишет Ю.М. Лотман о карамзинских воззрениях этого времени. – Но искусство не может отказаться от изображения жизни. Следовательно, в отличие от этики, искусство ведёт нас в страну относительного, изменчивого, многоликого, – в страну игры». (Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. Л., 1966. С. 42).

Отсюда – ирония по отношению к тому вымыслу, который читателем принимался за действительность. Так, в самом тексте повесть «Бедная Лиза» названа «печальной былью». Во имя сопереживания автор пытался убедить читателя в достоверности всего описываемого (конкретика места и времени). Однако В.Н. Топоров приводит архивный документ (рукописный вариант карамзинской записки о Москве, т. е. за пределами текста повести), где автор определяет жанровую природу своего произведения иначе.

Говоря о Симоновом монастыре и близлежащем пруде, осенённом деревьями, Карамзин пишет:

«За 25 лет перед сим сочинил я т а м бедную Лизу, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что тысячи любопытных ездили и ходили туда искать следов Лизиных». (Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995. С. 226).

Хотя за искусством остаётся высокое значение – сближать родственные души, всё же Карамзин не воспринималкак божественную миссию, ему всегда была ближе концепция игры. В поисках Истины Карамзин обратился к Истории, путешествию в глубь времен.

Последовавшие личные невзгоды и трагедии семейной жизни привели Карамзина к отказу от признания абсолютной ценности писательской деятельности:

«Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии; а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику; всё другое, любезный мой приятель (тяжело переживая смерть дочери Натальи в 1815 году, Карамзин обращается к А.И. Тургеневу), есть шелуха, – не исключаю и моих осьми или девяти томов… Чем далее мы живём, тем боле объясняется для нас цель жизни и совершенство ея. Страсти должны не счастливить, а разрабатывать душу. Сухой, холодный, но умный Юм в минуту невольного живого чувства написал: “Douce paix de l’âme resinée aux orders de la Providence!” Даже Спиноза говорит о необходимости какой-то неясной любви к Вышнему для нашего благоденствия. Мало разницы между мелочными и так называемыми важными занятиями: одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте что и как можете: только любите добро: а что есть добро, спрашивайте у совести. Быть статским секретарём, министром или автором, учёным – всё одно». (Русская старина. 1899. № 2. Февраль. С. 470. См. также: Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. С. 260).

Л.Н. Толстой считал эти строки лучшими из всего написанного Карамзиным. Ранее Толстой писал Н.Н. Страхову: «… что такое добро – сущность жизни… сущность же жизни – то, что заставляет жить, есть потребность того, что мы называем неправильно добро» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. М., 1992. Т. 64. С. 267. Т. 62. С. 24).

Определением жизни становится творение добра и духовное восхождение к его источнику. Односторонне было бы полагать, что в Истории Карамзин обрёл для себя искомую реальность, познал «настоящее». Едва ли не большую трудность, чем определение статуса «искусства» в сознании Карамзина, представляет собой его понимание «действительности».

Как считают большинство исследователей, Карамзину всегда была чужда мистика, что уже в молодые годы привело его к отказу от масонства. Единственное трансцендентное понятие, которое многократно повторяется в его текстах, это «Провидение». Им, по мнению Карамзина, определяется всё происходящее. Близкие автору герои в трагические минуты бытия обращают свой взор на небо (сквозной мотив его произведений).

Хотя представление о потустороннем мире порой бывает у Карамзина окрашено лёгкой иронией, всё же в ряде его стихотворений и писем обнаруживается утрата веры в реальность бытия («жизнь есть сон») и надежда на обретение подлинной яви после пробуждения (смерти).

В письме к Дмитриеву от 30 сентября 1821 года Карамзин упоминает о своих стихах, обращённых к императрице Елизавете Алексеевне, с которой связывала его задушевная дружба:

«К ней написал я, может быть, последние стихи в моей жизни, в которых сказал:

Здесь всё мечта и сон;

но будет пробужденье!

Тебя узнал я здесь

в прелестном сновиденье:

Узнаю наяву!

В самом деле, чем больше приближаюсь я к концу жизни, тем более она кажется мне сновидением. Я готов проснуться, когда угодно Богу: желаю только уже не иметь мучительных снов до гроба; а мысль о смерти, кажется, не пугает меня». (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 316).

Среди записок Карамзина Б.М. Эйхенбаум отмечает записанный по-французски афоризм: «Да, жизнь есть только сон; но сам тот, кто видит сон, существует». (Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. Ч. 1. СПб., 1862. С. 196, 199).

Таким образом, само понятие «жизнь» вступает в противоположные отношения с понятиями «реальность», «действительность», «явь».

В письме к Елизавете Алексеевне в 1818 году, написанном по выходе в свет первых восьми томов «Истории государства Российского», Карамзин выводит на первый план главнейшую для него ценность, важнейший критерий: взаимопонимание, сочувствие родственных душ:

«Повергаю себя и 8 томов моей Российской Истории к стопам В а ш е г о И м п е р а т о р с к о г о В е л и ч е с т в а. Счастливый воспоминанием В а ш и х милостей и чувством живейшей признательности, дерзну ли надеяться, что сочинение не повредит сочинителю в В а ш и х мыслях? Я писал с любовию к Отечеству, ко благу людей в гражданском обществе и к святым уставам нравственности; но сего, может быть, не довольно для успеха книги: всё зависит от впечатления, которое произведёт она в душах, подобных В а ш е й». (Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. Ч. 1. СПб., 1862. С. 39).

Главной ценностью творчества остаётся его способность сближать родственные души, рождать в них сочувствие, сопереживание, но единственной реальностью становится лишь та область, где возможно их беспрепятственное общение и полное взаимопонимание, т. е. трансцендентное бытие.

Однако чувство любви к земной жизни, к природе не погибло в нём, что следует из письма к И.И. Дмитриеву от 1 апреля 1820 года: «Пишу к тебе при ярком свете солнца: оно верно и на Москву светит. Чувство к природе ещё живо в моём сердце, несмотря на чистый идеализм моей философии». (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 284).

Примерно за месяц до своей кончины, смертельно больной, он пишет кн. Вяземскому (20 апреля 1826 г.) о своем страстном желании отправиться в далёкое путешествие: «С этого места сорвала меня буря или болезнь, и я имею неописанную жажду к разительно новому, к другим видам природы, горам, лазури италианской etc. Никак не мог бы я возвратиться к моим прежним занятиям, если бы здесь и выздоровел» (Письма Карамзин к князю Вяземскому (1810–1826) // Старина и новизна. Исторический сб. Кн. 1. СПб.,1897. С. 173).

В результате наивысшим благом для Карамзина оказывается не литературное творчество во имя нравственного сближения и духовного общения, не творение добра как альтернатива искусству, не пробуждение от сна жизни ценою смерти, а реальное земное странствие, манящее новыми впечатлениями, красотами природы и т. д. (то же у Пушкина: «По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам… »).

Свою фразу 1815 года, начало которой вынесено здесь в заглавие, в 1826 году Карамзин, возможно, закончил бы иначе: жить – значит путешествовать.

Любовь Сапченко, профессор кафедры литературы УлГПУ им. И.Н. Ульянова

«Мономах», №1(91), 2016 г.

«Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии…»

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи ««Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии…»»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here