История Виктор Сафронов. Универсальный дар

Виктор Сафронов. Универсальный дар

251

Виктор Алексеевич Сафронов – художник особого склада. Кажется, ему в равной степени подвластны любые жанры и лю­бые направления в живописи. В раннем творчестве он зареко­мендовал себя как художник, близкий к поколению шестиде­сятников. Произведения Сафронова 1970–1980-х годов стали классикой российского реалистического искусства. Грандиоз­ные многочастные эпопеи «Ценою жизни», «Завещано помнить» занимали центральные позиции на крупнейших выставках, по­свящённых Великой Отечественной войне. Картины хранятся в музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее.

В.А. Сафронов – народный художник России, лауреат Го­сударственной премии имени И.Е. Репина, лауреат Междуна­родной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова, удостоен множества наград Российской акаде­мии художеств, Союза художников России, участник региональ­ных, зональных, всероссийских и международных выставок. Но почивать на лаврах – не его стиль.

В последние десятилетия на его вернисажах нередки картины, где образ, ис­полненный боли и состра­дания, иронии и сарказма, трудных размышлений о судьбах стра­ны и людей, рождается из сопряжения реально истолкованных деталей и зна­ков, символов, разнопространственных сопряжений и разрывов. Будучи при­рождённым живописцем, он органично ощущает себя в стихии беспредметно­го искусства, насыщенные экспрессией абстракции мастера способны вызвать к жизни яркие незабываемые образы.

В жанровом отношении Сафронов, прежде всего, исторический живопи­сец. Его картины легко узнать на любой, самой масштабной выставке. Их отли­чает глубоко осознанное стремление к предельной правде и обнажённости в изображении народного бытия и са­мосознания, к каким бы сложным, по­рой трагическим страницам в истории отечества мастер не обращался. Даже если художник избирает темы недав­них событий, картины, обретая особую остроту и злободневность, становятся значимым и глубоким высказыванием о судьбе страны.

И в то же время излюбленной катего­рией является пейзаж, переживающий в творчестве Сафронова удивительные метаморфозы. Порой пейзаж насыща­ется жанровыми мотивами, но чаще всего это картины природы, наполнен­ные глубоко личным чувством непре­ходящей красоты мира. В пейзажной живописи Сафронов является наслед­ником классического отечественного искусства, однако в последние годы всё заметнее ориентация на традиции евро­пейского и русского импрессионизма. Здесь уместно сказать, что речь в дан­ной статье пойдёт о персональной вы­ставке, посвящённой 85-летию масте­ра, прошедшей в Ульяновске в феврале 2017 года.

Центральное место на выставке за­нял многочастный полиптих «Про­вальное вероломство». Тема Великой Отечественной войны по-прежнему ведущая в живописи В.А. Сафронова.

Война окрасила в драматические тона детство художника, наложила свой от­печаток на всё его творчество. Он пи­сал: «Слово «война» для меня, человека в летах преклонного возраста, не пу­стой звук, оно имеет остро ощутимый смысл, в котором содержится понятие масштабного зла, огромной трагедии всего человечества».

Полиптих начинала картина «Об­стрелянные. (Беженцы)» (2016). Обра­щает на себя внимание неожиданное и смелое пространственное решение. В левой части картины посреди пустын­ного луга старуха-беженка пытается заслониться от страшной реальности: берёзовый крест разделил привычное пространство. Мир перевернулся в одно мгновение. Художник резко ме­няет пространственную ориентацию изображения, заставляя зрителя почти в упор увидеть поверженных на землю людей и летящие над ними самолёты.

Столь же дерзкий композиционный приём применён в картине «Вторже­ние» (2016), являющейся частью по­липтиха. Огромный плакат с чёрно-белым портретом Сталина прорван, сквозь зияющие отверстия проступает чёрный мрак и огни пожарищ. В про­странство вторгается группа воору­жённых веселящихся гитлеровцев. На соединении различных пластических способов изображения художник до­бивается необычайно действенного от­ражения трагедии первых дней войны.

Главное место в композиции полип­тиха заняли четыре небольшие по фор­мату картины, расположенные в форме креста. И в этом экспозиционном при­ёме был заложен глубокий смысл. Уже сами названия картин передают всю тяжесть этих бесконечных четырёх лет войны: «Стоять насмерть», «Поджига­тели», «Тыл – фронту», «Сумрак».

И, наконец, мощно и сильно про­звучала тема поражения немецких войск в последней картине цикла «Крах» (2016). В центре композиции взятый крупным планом портрет солдата рейха, израненного, гибнущего от русского хо­лода – огромное пространство на наших глазах поглощает захватчика. Вклю­чение в картину изображения странно торжествующего Гитлера, сверкающих пустыми глазницами черепов завоева­телей значительно увеличивает времен­ной диапазон произведения, история воинствующего нацизма заявляет о себе уже надписью «Main kampf», а за­вершиться ей суждено Судом Фемиды. Изображение античной богини с веса­ми и мечом в руках ставит точку в этом историческом повествовании.

Принцип многочастного высказыва­ния Виктор Алексеевич с блеском при­менил и в мистерии на тему современ­ной истории в цикле «Процесс пошёл» (2014). На одной из картин с названием «Успокойтесь, Борис Николаевич! Про­цесс пошёл» до боли знакомые лица не­давних вершителей судеб страны, при­ведших к краху СССР. Двух персона­жей – Горбачева и Ельцина – разделяет полуобнажённая фигура человека, рас­терзанного разломом, распятого вниз головой. «Они поставили народ с ног на голову…» – так говорит художник. Сафронов во всеоружии приёмов мета­форического толкования действитель­ности, где каждая деталь полна смысла. Используя вполне достоверные, узнава­емые образы главных героев, красноре­чивые детали, художник рвёт реальное пространство изломанным чёрно-крас­ным провалом, по одну сторону которо­го остаётся уходящая во мглу кремлёв­ская стена, ограждённая танками. По другую сторону разлома – Ново-Огарё­во, путь к которому сквозь разорванный пурпур знамени, разрушенные символы прежнего мира: распавшиеся серп и мо­лот, раздавленный герб Страны Сове­тов и отныне всё венчающий рубль. На первом плане скорбная статуя Ленина, низложенная с пьедестала.

Боль за разрушенную страну, за по­терю памяти в погоне за призрачной свободой прозвучит в других частях полиптиха «Прорыв к свободе» (2012), «Звезда» (2016). В последней работе художник пишет забытые символы во­енных лет: весы, краюху чёрного хлеба, кусок, поделённый на скудные пайки, и ноты «Вставай, страна огромная». Над всем царит звезда, затянутая колючей проволокой.

Тема сталинских лагерей чрезвы­чайна важна для художника. Новое ре­шение Сафронов предлагает в картине «Умер Сталин» (2013). Гроб с телом вождя вознесён в верхний регистр ком­позиции. А внизу за лагерной чертой потрясающий по глубине образ полу­ослепшего, измождённого, но сохра­нившего достоинство и силу духа за­ключённого. В этой работе художник, используя концептуально значимые композиционные приёмы, остаётся ве­рен великим традициям психологиче­ского портрета.

Есть на выставке и такие произ­ведения, которые не спешат раскрыть свои тайны. Одно очевидно: художник взыскательно и напряжённо с кистью в руках размышляет над реалиями се­годняшнего дня. Странные персонажи предстают перёд зрителем в картине «Балагуры» (2016). В повязках на голо­вах с нарисованными глазами и раскры­тыми ртами они изображены на фоне каких-то текстов, где с трудом усматри­ваются отдельные слова. Это не театр абсурда, это наша действительность, это наши информаторы и эксперты, утверждает художник. Лишь один че­ловек с открытыми глазами, полными недоумения и непонимания, среди го­ворящих слепых истуканов.

Кажется, в мире, где утрачено до­верие к звучащему и печатному слову, трудно найти источник истины и вдох­новения. Для Сафронова как для под­линного художника таким источником всегда была природа и люди, живущие в гармонии с окружающей средой. Де­ревенская тема давно вошла в творче­ство художника, как и пейзаж, которому на выставке отдана большая часть экс­позиции. Многие пейзажи выполнены в 2012–2016 годах. Пейзажи Сафронова всегда отличала глубокая любовь к тем немудрёным красотам среднерусской глубинки, которые издавна пишет ху­дожник в селе Риновке Теренгульско­го района. Зрителю открывается про­странство, тесно слитое с пределами деревенского дома, двора. Лес, поле, речка – это тоже близкое, обжитое оби­талище человека. Художник не пишет далей, устремлённых в бесконечность. Горизонт замыкает недалёкая роща. Вековые деревья вплотную приближа­ются к избам и дворовым постройкам («Ели», «Крайний дом»), являясь необ­ходимой и дорогой сердцу частью дере­венской жизни.

В каждом пейзаже главенствующую роль играет небо, определяющее состо­яние, в которое погружён уголок земли, изображённый художником. Колори­стический строй картины находится в зависимости от местоположения солн­ца на небесном своде или отсутствия оного («Вечер», «Лодки», «Меркнущий свет», «Неясный день», «Рассвет»). Виктор Алексеевич свободно и непри­нуждённо обращается к традициям ев­ропейского искусства рубежа XIX-XX веков, опираясь в то же время на до­стижения выдающихся представителей московской школы живописи.

Чтобы увидеть поразительные из­менения в манере и приёмах письма художника, достаточно сравнить рабо­ту «Ташла. Бани» (1980) с пейзажными произведениями последних лет. В на­званном пейзаже главенствует плотная, тонально сложная живопись: на первом плане зелёный луг с включением тё­плых оттенков. За банями и рекой холм, окутанный свежей прохладой: серебри­сто-голубые тона пронизывают живо­писную ткань.

Иной почерк, иной взгляд на мир в произведениях 2012–2016 годов, широ­ко представленных на выставке. Стре­мительность, натиск, умение несколь­кими штрихами передать взволновав­ший образ («Облака», 2013). На смену достаточно детальной проработке фор­мы пришло широкое обобщение в изо­бражении листвы, травы, воды, неба. В работе «Двор в деревне» (2013) исключительно конструктивный, но свобод­ный, решительный рисунок в изобра­жении деревьев с узловатыми сучьями ветвей, старых досок покосившегося забора. Лёгкий, насыщенный кра­ской мазок едва поспевает за взглядом художника.

Проявившаяся в живописи Сафро­нова мощная стихийная свобода живо­писи вместе с тем строго рассчитана и управляема автором.

В картине «Ели» (2016) основа, не тронутая краской, легко вплетается в живописный строй пейзажа, привнося особую свежесть и свет в деревенский дворик, грани­чащий с лесом и заповедными елями. Цветовой диапазон, используемый ху­дожником, огромен. В работе «Зелёный двор» (2012), тёмные деревья на фоне неба и разнотравья читаются графиче­ски чётко, но впечатляет богатство от­тенков в изображении стволов и ветвей: от ярких всплесков синего до уголь­но-чёрного. Зоркость видения цвета, формы достигает невероятной раскре­пощённости. Достаточно точно взятого длинного мазка, чтобы передать форму, фактуру и цвет потемневших брёвен старой постройки («Неясный день», 2016). Широкие и свободно проложен­ные пятна розоватого замеса создают впечатление лёгкой сквозной листвы берёз, погрузивших кроны в беспокой­ное пространство изменчивых летящих облаков.

Многие достижения Сафронова во­брал в себя пейзаж «Вечер» (2016) с заходящим солнцем. Первый план на­полнен лёгким дыханием вечера. В под­нимающейся от земли туманной дымке поблёскивают колёса телеги, быстрыми штрихами прописаны травы. Загорает­ся ярким багровым цветом небесный свод с сияющим жёлто-оранжевым диском завершающего дневной путь светила. Его отблески на облаках, на поверхности воды. Потемневшая в ве­чернем сумраке копна сена вспыхивает последними красноватыми бликами. Со светом солнца смешиваются отбле­ски костра на берегу реки. Сложная по колориту картина пленяет своим совер­шенством и красотой избранного моти­ва. И, как всегда, с огромной любовью и пониманием написаны лошади, безо­шибочно точные по пластике, органич­но вписанные в ландшафт.

Однако художник с такой же силой и убедительностью способен передать в пейзаже трагическое начало. Централь­ное место в посвящённом теме Великой Отечественной войны триптихе «Зем­ля, где много скорби» (2016) занимает именно пейзаж. Увиденное с высоты огромное пространство изрытой ворон­ками израненной земли. Брошенные пушки, разбитые танки. На горизонте огни пожарищ. В самой верхней точке пространства белеет храм с устрем­лённой в небо колокольней. В небесах словно продолжается бой. Вобравшие в себя гибельный мрак тучи сражаются с белыми клубящимися облаками. Так и в пейзаже заявляет о себе важнейшая в творчестве художника тема народного подвига в Великой войне.

Виктор Алексеевич Сафронов ис­тинно народный художник. Он всег­да чувствует себя частицей большо­го русского мира, с юных лет осоз­наёт обязанность и необходимость отразить в своём искусстве важнейшие вехи истории отечества. С болью и тре­вогой отзывается художник на слож­нейшие проблемы современного обще­ства. Ему бесконечно дороги русские деревни с полуразрушенными храмами, одинокими стариками, он внимательно всматривается в полную противоречий жизнь городских жителей. Неизмен­ны основные темы творчества, но всё более совершенной, изощрённой, изы­сканной становится живопись худож­ника, аккумулирующая и развивающая великие достижения европейского и русского искусства ХХ и XXI веков.

Луиза Баюра, заместитель директора по научной работе Ульяновского областного художественного музея, кандидат искусствоведения

«Мономах», №3(99), 2017 г.

Виктор Сафронов. Универсальный дар

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Виктор Сафронов. Универсальный дар»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here