История «Воздушный Денис Давыдов» — гроза фашистских самолётов

«Воздушный Денис Давыдов» — гроза фашистских самолётов

270

Одним из славных воинов, защищавших рубежи Родины, был Африкант Ерофеевский, летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.

В далеком 1941 году известный советский поэт Алексей Сурков посвятил ему такие строки:

Не назовешь его ни лысым,

Ни гладким, как столовый нож.

Он на Давыдова Дениса

— Гусара славного похож.

Но если в битвах, словно туча,

На скакуне носился тот,

То этот выбрал жребий лучший

— Он пересел на самолет.

Фашистам в землю влезть охота,

Дрожат коричневые псы,

Когда торчат из самолета Его гусарские усы…

 

Заболел небом

Несмотря на то что будущий летчик родился в Сибири, в Томской губернии, в 1917 году, с нашим краем его связывают очень важные страницы биографии. В 1934 году семья Ерофеевских поселилась в нашем городе на улице Красноармейской. К этому времени в семье подрастало 10 детей.

До призыва в армию Африкант успел поработать старшим пионервожатым, а затем преподавателем физкультуры в неполной средней школе №4. Поворотным в его судьбе стал период учебы в Ульяновской военно-авиационной школе пилотов. Выбор будущей профессии стал не случайным, ведь в те далекие предвоенные годы сотни мальчишек «заболели» небом. Не избежал этой участи и Африкант.

После окончания летной школы в Ульяновске Ерофеевский продолжает учебу в Пермской военно-авиационной школе. В 1936 году его призывают в Красную армию.

Великая Отечественная война застала молодого летчика в Ленинградском военном округе. На фронте Африкант Ерофеевский с самого первого ее дня: первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года.

На волосок от смерти

Военная специальность летчика — бомбардировщик. Африкант в самом начале войны летал на деревянном самолете Р-Z. Частенько самолет приходил на аэродром весь изрешеченный пулями и осколками снарядов. К нему снова подвешивали бомбы, и опять Ерофеевский летел по заданию: так ему хотелось остановить фашистские полчища, несшие советскому народу смерть и порабощение.

После ранения, полученного в августе 1941 года, Африкант пересел на знаменитый бомбардировщик «ПО-2». Как только не называли тогда этот маленький, неказистый с виду самолет: и «кукурузником», и «небесным тихоходом». Немцы окрестили его «рус-фанерой». Но дела на нем наши летчики творили отменные!

Будучи командиром эскадрильи ночных бомбардировщиков, Африкант Платонович, в совершенстве овладев техникой пилотирования, при любой погоде отлично выполнял самые сложные задания.

Не раз отважный летчик бывал на волосок от смерти. Многие летчики знали о знаменитом комбинезоне Ерофеевского. Из одного полета Африкант Платонович возвратился с восемнадцатью пробоинами в комбинезоне, при этом — живой! Счастливый случай? Возможно…

А еще было такое. Как-то, возвращаясь с очередного задания, уже на подходе к своему аэродрому его атаковал «Мессершмитт-110». С огромной высоты он летел прямо на самолет Ерофеевского и строчил из пулемета. Куда денешься? Рядом высокое здание. Ерофеевский — за него. Но самолет — не телега, за зданием не остановится. Только выскочил изза него, а «мессер» снова атакует. Минут двадцать крутил.

«Были у меня на самолете два реактивных заряда, — вспоминал Африкант Платонович, — вот я и решил ударить ими по врагу. Прицельного приспособления не было, а все-таки рискнул. И сбил «мессера»… После этого случая Алексей Сурков и написал стихи об отважном «воздушном гусаре» Ерофеевском.

Страшная ночь потерь

Однажды, в районе озера Ильмень только за одну ночь Ерофеевский на своем самолете потерял трех штурманов. Вот как это было. После завершения очередного полета и приземления летчик увидел, что его боевой товарищ погиб. Принес его тело в штаб. А командир Куцевалов спрашивает: «Полетишь еще, Ерофеевский?» Понимая, что лететь необходимо, летчик снова отправляется в полет.

Дали другого штурмана, полетели, выполнили задание. А штурман опять мертвый. Командир снова посылает на боевое задание. Несмотря на тяжелейшее моральное состояние, Ерофеевский все же садится за штурвал. С этим третьим штурманом они в эту ночь сделали три вылета. Но и третий штурман погиб…

Невозможно представить защитный механизм человека, который в те минуты и часы не позволил летчику сломаться от череды потерь. Тяжелейшие бои тогда происходили на Северо-Западном направлении. Куцевалов, понимая моральное состояние летчика, запретил ему вновь подниматься в небо, а если бы не запретил, Африкант снова бы взялся за штурвал.

И это были далеко не единственные потери. У Африканта Платоновича на фронте сражалось семь его родных братьев. Нет, пожалуй, такого рода войск, в каком бы они не служили. Один — в артиллерии, другой — в кавалерии, третий — в авиации, четвертый — на флоте, пятый — в пограничной охране, а двое — в пехоте. Незадолго до того рокового вылета Ерофеевский получил извещения о смерти братьев: Сазонта, Александра, Иннокентия, Константина и Владимира. Смерти братьев и товарищей обязывали летчика к одному: бить, бить и бить врага, до полной победы!

«Золотую звезду» — за отвагу и героизм

Ильмень Африкант Платонович уже прошел через многие испытания. К фронтовому огню привык и усвоил одно: действовать надо активно в любых условиях.

На тихоходных бипланах Африкант Ерофеевский вел воздушную разведку вражеских позиций; бомбил штабы противника; уничтожал оборонительные укрепления и огневые точки фашистов; перебрасывал через линию фронта советских разведчиков и руководителей партизанского движения. Четырежды на самолете Ерофеевского пересекал линию фронта советский разведчик Николай Кузнецов.

Да мало ли было этих разнообразных особых заданий, за выполнение которых легендарный маршал Семен Михайлович Буденный метко прозвал Ерофеевского «воздушным гусаром».

Воздушной армией, в которой воевал Африкант Платонович, командовал известный летчик, генерал Полынин, отличившийся в боях в Испании. Он хорошо знал нашего земляка и поручал ему опекать молодых пилотов. Несколько раз ульяновскому летчику приходилось встречаться с Полыниным и даже летать вместе на боевые задания. На разборе полетов командарм отмечал высокие летные качества Африканта Ерофеевского, приводил в пример успехи его бомбометания.

В 1943-1944 годах эскадрилья Ерофеевского действовала в юго-восточной Белоруссии на 1-м Белорусском фронте, которым командовал маршал Константин Рокоссовский. К тому времени у ульяновского летчика стало немало учеников из нового пополнения. Об этих отважных пилотах 6-й армии писали известные писатели Вера Инбер, Сергей Михалков. Они сочиняли стихи, которые публиковались в центральных газетах. Упоминалось среди героев и имя Ерофеевского.

Два Героя в одной семье

К октябрю 1943-го он совершил 1034 боевых вылета на бомбардировку войск противника и разведку оборонительных объектов в его тылу. Это самое большое количество вылетов в советских ВВС во время войны на одного пилота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм майору Ерофеевскому Африканту Платоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Летчик Ерофеевский стал первым Героем Советского Союза в своем соединении. Также он был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Перед началом берлинской операции для 6-й воздушной армии наступила пауза. В это время Африкант Платонович узнал, что его матери Марии Ипатьевне присвоено звание «Мать-героиня». Услышав об этом, генерал Полынин предоставил нашему земляку кратковременный отпуск.

В Ульяновске в доме Ерофеевских в день его приезда собрались все соседи посмотреть на отважного летчика, послушать его рассказы о боях с гитлеровцами. В это время в нашем городе жил известный советский писатель Николай Задонский. Познакомившись с семьей Героя, он написал статью об отважном летчике и его семье.

Был словно заговорённый

Войну Ерофеевский закончил командиром бомбардировочного полка, совершив 1250 успешных боевых вылетов.

Война окончилась, но ритм жизни Африканта Платоновича не изменился — он все также продолжал выполнять специальные правительственные задания.

Полковник Ерофеевский командовал авиационным полком в городе Каунасе. В этой части пилоты первыми в стране учились летать на новых вертолетах Ми-4. Их собирались использовать во время первой советской экспедиции в Антарктиду. О том, с какой капризной техникой предстоит иметь дело там, показал первый показательный полет, на котором присутствовал генеральный конструктор этих аппаратов Михаил Миль. Право поднять Ми-4 в воздух получили лучшие летчики: полковник Африкант Ерофеевский и капитан Василий Головановский.

Захлопав лопастями, машина стала послушно набирать высоту. По строю прокатилась волна аплодисментов. И вдруг вертолет резко бросило вправо, он кувыркнулся и с 10 метров рухнул на землю. Офицеры бросились к горящей машине и чудом успели вытащить товарищей.

Впоследствии Ерофеевский командовал авиационной дивизией. С 1961 года вышел в запас. Работал в гражданской авиации. Был начальником аэропорта в городе Туле. Умер 18 марта 1976 года.

Галина Величкина, зав. сектором музейных программ Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова

«Воздушный Денис Давыдов» - гроза фашистских самолётов

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи ««Воздушный Денис Давыдов» — гроза фашистских самолётов»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here