История Вдыхая жизнь (Юрий Мосин)

Вдыхая жизнь (Юрий Мосин)

236

Выставки, фестивали, симпозиумы – где бы ни выставлялись работы ульяновского кузнеца Юрия Мосина, они всегда привлекали внимание зрителя мастерством исполнения, чистотой приёмов, поразительной детальностью. Реалистичные или фантазийные, серьёзные или хулиганские, его образы и персонажи всегда преисполнены изящества и красоты. Той красоты, в которую превращается непокорный металл в умелых руках мастера.

Не то чтобы он в детстве мечтал стать художником – рос пятым пацаном в многодетной семье, родители думали скорее о пропитании, чем о необходимости прививать чувство прекрасного своим детям. Школа воспринималась как кружок по интересам, где главными были футбол и хоккей. И только учителя истории, блестящего рассказчика, любившего свой предмет, Юра слушал, открыв рот, даже когда уже отзвенел звонок с урока.

После окончания школы и службы в армии он навсегда уехал из родного села Жабино (Ардатовский район Мордовии), в любви к которому признался гораздо позже, расписывая стены местного храма, которые бабушка-прихожанка со всем своим рвением помыла порошком, и создавая цикл кованых скульптур о сельских тружениках. «Пахарь», «Косарь» и «Кузнец» не делались на заказ – они были глубоко личным рассказом о тяжести и красоте знакомого с детства труда.

Работы, уводившие его к истокам, становясь экспонатами различных выставок, увидели чуть ли не больше городов, чем сам художник.

Не то чтобы он в юности мечтал стать художником – сначала работал на Володарке, потом – водителем в ульяновском УМ-5 и, хотя слышал от друзей, что открыт второй приём в Саранское художественное училище, всерьёз не думал учиться. Вмешался случай – начальник, которого он возил, повздорил по пустяковой ситуации с сотрудником ГАИ, инцидент не исчерпали, что засвидетельствовали проколом водительских прав. Это малоприятное событие укрепило мысль о радикальной смене профессии, и он поступил в Саранское художественное тем же летом 1984-го.

Живопись, рисунок, композиция, промграфика задали вектор развития, научили наблюдать, видеть прекрасное. Он транслировал миру красоту и своими оформительскими работами, и резьбой по дереву, и ковкой. Окончив училище, работал художником-оформителем, затем пришёл в кузницу осваивать новое для себя ремесло.

С тех пор прошло много лет, и сегодня работы Юрия Мосина известны далеко за пределами Ульяновска. Его творения украшают улицы многих городов, впору по ним изучать географию. В Ульяновске – фонари на улице Ленина, барельефы храмов Поклонного креста на улице Гончарова, лошадь и подводный мир в фонтане «Симбирский водовоз» на улице Островского, лавровый венок на площади 30-летия Победы, основа Ветрового органа у филармонии, Дерево влюблённых на Университетской набережной, скульптура «Бумажный самолётик» на проспекте 40-летия Победы, ворота храма Андрея Первозванного на проспекте Сурова. В Ульяновской области – ворота храмового комплекса в Арском, в Елабуге – скульптура дворника и бездомной собаки, в австрийском Иббзитце – Мост дружбы, совместная работа местных и российских кузнецов. Бенекассим, приморский город в Испании, оставил себе на память кованых быков.

Многим российским кузнечным фестивалям уже много лет, сложились их традиции, но самые добрые воспоминания о становлении у организаторов непременно связаны с Юрой.

Центральную скульптуру подмосковного кузнечного фестиваля в Бывалино-2016 «Ангела» кузнецы выполняли под руководством Юрия Мосина по эскизу Валентина Чопыка, давнего друга Игоря Чижова, кузнеца и организатора фестиваля. Итогом стал впечатляющий своей символичностью образ души воспаряющей, пойманной мастером на границе двух миров – дольнего и горнего.

По окончании фестиваля Юрий подарил Игорю Чижову свою картину, где в яблочно-древесном синтезе натюрморта и пейзажа столько света, столько жизни и радости её предвкушения. Это был первый не кованый подарок кузнеца-художника. Диагноз, поставленный Юре врачами год назад, заставил круто поменять жизнь, но не взгляд на неё – творить безустанно и неистово любить то, что ты делаешь.

У него есть выражение «Месить металл»: не ладонями (горячо!), а инструментом, который слился с руками и стал их продолжением, познавать суть железа, вдыхать в него душу и отправлять жить своей жизнью. Сейчас Юра не работает в кузнице, но жажду творчества реализует в живописи. Поэтому теперь он говорит: «Месить краски». И мы верим, что этот новый замес в его творческом пути будет самым долгим.

Олеся Губанова

Для справок: artofsteel@yandex.ru

***

Юрия Мосина можно смело причислить к первому десятку кузнецов-художников России. В кованых композициях Юрия, будь то комплект каминного инструмента с павлинами или просто маленькая железная зверюшка, всегда видна филигранная кузнечная техника и узнаваемый стиль автора. В прошлом сезоне я с позволения Юры стал ковать бутон розы по его фирменной технике. Бутон Мосина + стебель Баранова = цельнокованый цветок. Итог: первое место на фестивалях в Рязани, в Челябинске, персональное приглашение на фестиваль в Златоуст.

Спасибо, дружище!

Георгий Баранов, академик Российской кузнечной академии им. А.И. Зимина, руководитель Московского отделения Союза кузнецов России, преподаватель кафедры «Художественный металл» МГХПА им. Г.А. Строганова.

«Мономах», №4(94), 2016 г.

Вдыхая жизнь (Юрий Мосин)

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Вдыхая жизнь (Юрий Мосин)»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here