История Гражданский инженер из династии Штукенбергов

Гражданский инженер из династии Штукенбергов

179

Пять лет, с 1880-го по 1885 год, в должности городского инженера в Симбирске служил Евгений Антонович Штукенберг (1859–после 1919), представитель семьи выдающихся российских инженеров-путейцев, исследователей, естествоиспытателей; впоследствии знаменитый инженер-строитель и архитектор города Николаева.

Основателем династии Штукенбергов в России стал дед Евгения Антоновича – Иван Фёдорович Штукенберг (1788–1856), учёный-географ, гидрограф, статистик, библиограф, автор научных трудов. Иоганн Христиан Штукенберг был родом из великого герцогства Ольденбургского. В 1807 году он приехал в Россию, где поступил на военную службу. Служил Иван Штукенберг в артиллерии, затем в Корпусе инженеров путей сообщения и в Главном штабе русско-германского ополчения. Как инженер-фортификатор участвовал в Отечественной войне 1812 года. Затем его служба проходила в Министерстве государственных имуществ. Иван Фёдорович Штукенберг являлся действительным членом Русского географического общества. С 1851 года и до конца своей жизни он занимал должность библиотекаря в Румянцевском музее.

Сын Ивана Фёдоровича и отец будущего симбирского городского инженера Антон Иванович Штукенберг (1816–1887) окончил Институт корпусаинженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Проводил топографические исследования в Прибайкалье, участвовал в строительстве Николаевской железной дороги, соединившей Петербург и Москву, являлся автором проектов железнодорожных мостов и других путевых сооружений, исследовательских работ.

У Антона Ивановича Штукенберга было двенадцать детей от двух браков. Сыновья, кроме Евгения, пошли по стопам отца – получили образование в Институте инженеров путей сообщения. Александр Антонович (1841–1905) – путешественник, геолог, палеонтолог, профессор Казанского университета. Занимался изучением подземных вод, необходимым для организации водоснабжения Казани. Леопольд (Лев) Антонович (1857–1920?) – изыскатель и строитель железных дорог, в том числе на Великом сибирском пути (Транссибе). Был автором настолько качественных, по мнению исследователей, проектов железных дорог, что они в любой момент могли быть воплощены в жизнь. Среди них: Севастополь – Алушта; Петербург – Новгород – Орёл; Смоленск – Юрьев (Тарту) и другие. Публиковал свои исследования, оставил рукописи. Братья Владимир (1860–?) и Павел (1862–1897) – инженеры-путейцы, вместе со старшим братом Леопольдом принимали участие в строительстве Транссиба. Антон Антонович (1867–1942) – горный инженер, краевед, заведовал геологическим отделением Пензенского краеведческого музея, создал отдел палеонтологии.

Евгений Антонович Штукенберг родился в 1859 году в Петербурге. В 21 год получил высшее образование, окончив в 1880 году Строительное училище (с 1882 года – Институт гражданских инженеров; ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).

Начал свою карьеру в городе Симбирске.

Директор Строительного училища профессор архитектуры Рудольф Богданович Бернгардт писал симбирскому городскому голове Николаю Дмитриевичу Маляхинскому:

«<…> На письмо Ваше от 12 сего июля (1880 года. – Ред.) имею честь уведомить Вас, Милостивый государь, что Гражданский Инженер Евгений Антонович Штукенберг, изъявивший желание занять должность архитектора или инженера в городе Симбирске, окончил в нынешнем году с отличным успехом полный курс наук во вверенном мне училище со званием Гражданского Инженера с правом на чин X класса и с правом ношения Высочайше установленного знака.

В бытность свою в Училище, он находился на практике при постройках и вполне усвоил себе теоретически и практически все необходимые в этой специальности сведения и по нравственным своим качествам он вполне может занять означенные должности, а потому я с своей стороны рекомендую сего молодого человека с отличной стороны…».

В заявлении симбирскому городскому голове от 14 августа 1880 года Евгений Антонович Штукенберг следующим образом предлагал свои услуги:

«<…> по полученному мною образованию и званию гражданского инженера, я мог бы наблюдать как за чисто архитектурной частью, так и за инженерной. Беру на себя смелость заявить, что в первом случае, т. е. При чисто архитектурных занятиях и при исполнении обязанности помощника городового архитектора, я бы удовольствовался 900 руб. сереб. в год; а при исполнении одних вышеупомянутых обязанностей как архитектурной, так и инженерной, я просил бы вознаграждение в 1500 руб. в год».

Через два дня Евгений Штукенберг был избран Симбирской городской думой и определён Городской управой на должность городского инженера. Через пять лет безупречной службы городским инженером в Симбирске в июне 1885 года Евгению Антоновичу поступило предложение из города Николаева занять должность городского техника. В сентябре 1885 года в заявлении в Симбирскую городскую думу он изложил следующее:

«Имею честь принести Симбирской Городской Думе мою искреннюю благодарность за единогласно состоявшееся 16 августа сего года постановление об увеличении мне содержания с 1200 на 1500 рублей, и при этом приношу мои сожаления, что не могу воспользоваться такой наградой Городской Думы, так как город Николаев (Херсонский) предлагает мне лучшие условия службы. Ещё 10 июля сего года я получил от Николаевского Городского Головы приглашение, при сём мною прилагаемое, в котором мне предлагается место Николаевского городского техника с иждивением 2000 руб., приглашение это 13 июля сего года было при заявлении представлено мною в Симбирскую Городскую Управу.

Получив 16 августа сего года от Симбирской Городской Думы прибавку к содержанию в 300 руб. и решившись остаться на службе городу Симбирску, я уведомил об этом Николаевское Общественное Управление, на моё уведомление оно прислало телеграмму, что прибавляет к прежде предлагавшимся 2000 руб. ещё 500 руб. и даёт на проезд до г. Николаева 500 руб. При всём желании продолжать службу городу Симбирску, и при всём сочувствии, которое я всегда встречал в течение пятилетней моей службы от всех городских деятелей, сердечно мною ценимом, я, как человек семейный, и потому принужденный заботиться об улучшении моего материального положения, поставлен в необходимость принять приглашение от Николаевской Городской Думы».

На заседании Городской думы 25 октября 1885 года заявление Евгения Антоновича об отказе его от должности городского инженера было рассмотрено и одобрено. Тогда же было принято решение выразить благодарность Евгению Штукенбергу «за его полезную для города деятельность в должности Симбирского городского инженера».

Через пять лет после переезда в город Николаев, в 1890 году, Евгений Антонович Штукенберг стал главным инженером-строителем и возглавил городской Архитектурный комитет. Помимо решения насущных задач города, как то: замощение улиц, сооружение городского водопровода или организация в Николаеве трамвайного движения (конки), им были осуществлены более семидесяти инженерно-архитектурных проектов.

Евгений Антонович Штукенберг был автором проектов зданий николаевских учебных заведений: Мариинской женской гимназии – одного из самых крупных городских сооружений на тот период, фотографии которого были представлены на Всемирной выставке в г. Чикаго (США) в 1893 году; Второй женской гимназии; Лермонтовского и Ломоносовского городских училищ; Николаевского среднего механико-технического училища. По его проектам и под его руководством были построены: комплекс Николаевской городской больницы, здания городской общественной библиотеки, отделения Императорского русского технического общества, Николаевского отделения Государственного банка и многие другие необходимые городу общественные здания.

Являлся он соавтором проекта здания, визитной карточки города – Николаевской городской думы и городской управы, занимавшего целый квартал на центральной городской площади. Проектировал и возводил церкви. Евгений Антонович был инициатором экспериментального сооружения на Ожарской косе вблизи Николаева первого в России и крупнейшего в мире железобетонного маяка высотой 40,2 м по проекту 1910 года А.А. Барышникова и Н.К. Пятницкого.

За свой плодотворный труд коллежский асессор Евгений Антонович Штукенберг был награждён императорским и царским орденом Святого Станислава II степени и императорским орденом Святой Анны III степени. В 1910 году он был удостоен чествования Николаевской городской думой по случаю 25-летия его службы на пользу города. Являлся почётным гражданином города Николаева.

Известный николаевский историк-краевед Владимир Владимирович Щукин написал об архитекторе:

«Е.А. Штукенберг стал наиболее результативным архитектором за всю историю города Николаева. Здания, построенные в конце ХІХ–начале ХХ вв. по его проектам и под его руководством, во многом определили и определяют до сегодняшнего дня архитектурный облик Николаева».

К сожалению, в Симбирске Евгений Штукенберг не оставил архитектурного наследия. В отсутствие на тот период в Симбирской городской управе квалифицированных кадров, молодой инженер был загружен текущей хозяйственной работой, которую от него требовал развивающийся город. Тому подтверждение – заявление от 30 июля 1880 года симбирского городского архитектора Василия Андреевича Алатырцева:

«Согласно инструкции, данной Городской Управе Городской Думою, все городские здания и сооружения должны быть осматриваемы два раза в год: весною и не позже августа месяца и затем, составленные вследствие этих осмотров, акты на необходимые исправления вносить в Думу настолько своевременно, чтобы необходимые работы могли быть произведены в удобное для этого время. Так как принадлежащих городу зданий довольно много, то и труд Городового Архитектора по осмотру оных и составлению необходимых смет значительный. Затем тою же инструкциею возложено на Городового Архитектора, во 1-х, ведение во время производства работ по ремонту и постройкам рабочего журнала, во 2-х, поверка всех планов, представляемых к утверждению на частные постройки и в 3-х наблюдение за постройками, возводимыми по утверждённым Городскою Управою планам. Ввиду громадного количества работ по ремонту городских зданий и весьма значительного количества планов на частные постройки, труд Городового Архитектора является настолько громадным, что выполнить его своевременно нет никакой физической возможности…

Ввиду изложенных мною причин и принимая во внимание, что от недосмотра за производимыми работами страдает самое дело, я покорнейше бы просил Городскую управу ходатайствовать перед Городскою Думою о приглашении мне помощника, к которому бы отошла часть моих обязанностей, а с делением труда и самое дело получило бы естественно другой ход <…>».

После чего в августе 1880 года Симбирская городская управа определила: «<…> считать г. Штукенберга на службе в должности городского инженера <…>; передать ему все поручения, данные г. Биберману (прим. – таксатор) по части инженерной и г. Алатырцеву по части архитектурной в районе 1-й части г. Симбирска, для чего составить <…> список этим поручениям; передать г. Штукенберг реестр городским зданиям и сооружениям, находящимся, как в районе 1-й части отдельно, так и вообще в городе <…>». Можно представить, как был занят новоявленный симбирский городской инженер. Совершенно очевидно, что на архитектурное творчество у Евгения Штукенберга не оставалось времени и сил.

И напоследок. Судьба свела с нашим городом сына Евгения Антоновича – Василия (1888–?). В 1913–1916 годах в Симбирске по проекту инженера, учёного, профессора Института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского строился мост через Волгу – Императорский мост Его Величества Николая II, в то время крупнейший в Европе. Конкурс на строительство моста выиграла фирма «Тами и Дейчман». Примечательно, что супругой одного из совладельцев фирмы, Альфреда Юльевича Тами, была урождённая Штукенберг Софья Антоновна – сестра Евгения Антоновича. Для строительства моста фирма использовала каменный материал, в том числе местный песчаник. А главным руководителем по производству каменного материала в фирме «Тами и Дейчман» был Василий Евгеньевич Штукенберг, продолживший, в отличие от отца, семейную традицию инженеров-путейцев.

Екатерина Куликова, научный сотрудник ООО «Симбирск-Ремсервис»

В статье использованы материалы из фондов Государственного архива Ульяновской области

«Мономах», №5(95), 2016 г.

Гражданский инженер из династии Штукенбергов

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Гражданский инженер из династии Штукенбергов»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here