Безопасность Устранение нарушений

Устранение нарушений

164

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-02-2022-000121-55

Судья Родина
Н.Ю.                                                                             
Дело № 33-2761/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                              5
августа 2022 года

 

Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Бабойдо И.А., Грудкиной Т.М.,

при секретаре
Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-39/2022 по апелляционной
жалобе общества с ограниченной ответственностью «ДРСУ Базарный Сызган» на
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 14 апреля 2022 года,
по которому постановлено:

исковые требования
Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора — удовлетворить.

Обязать общество с
ограниченной ответственностью «ДРСУ Базарный Сызган» поставить на
государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на
окружающую среду с присвоением им кода и категории объекта, в Министерстве
природы и цикличной экономики Ульяновской области, в соответствии с их
компетенцией промплощадку по адресу: Ульяновская область, ***, — в течение
одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Обязать общество с
ограниченной ответственностью «ДРСУ Базарный Сызган» произвести оборудование
котельной, расположенной на территории общества с ограниченной ответственностью
«ДРСУ Базарный Сызган», газоочистным оборудованием и средствами контроля за
выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с
требованиями действующего законодательства — в течение шести месяцев со дня
вступления данного решения суда в законную силу.

Заслушав доклад
судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя ООО «ДРСУ Базарный Сызган» —
Пичугиной А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора
Сапаровой Р.Х., полагавшей необходимым решение оставить без изменения,  судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе
судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с
ограниченной ответственностью «ДРСУ Базарный Сызган» ( далее (ООО «ДРСУ
Базарный Сызган») о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в
законную силу решения суда устранить нарушения природоохранного
законодательства.

В обоснование
исковых требований указано, что 5 февраля 2020 года в ходе выездной проверки с
участием специалиста Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской
области установлено, что ООО «ДРСУ Базарный Сызган» осуществляет деятельность
по производству общестроительных работ, строительству автомобильных дорог,
железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов. Производственное
помещение общества расположено по адресу: ***. На предприятии имеется 2
источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (котельная-печь).

Таким образом, ООО
«ДРСУ Базарный Сызган» имеет стационарный источник выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду. При этом, заявка о постановке на государственный учет
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обществом по
состоянию на 10 марта 2021 года не подавалась.

В ходе проверки
установлено, что ООО «ДРСУ Базарный Сызган», осуществляя производственную
деятельность, не имеет централизованной системы отопления, в связи с чем
отапливается собственными силами за счет котельной-печи, размещенной в соседнем
здании по адресу: Ульяновская область, ***.

ООО «ДРСУ Базарный
Сызган» не имеет стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух. При осуществлении производственной деятельности
(эксплуатации стационарного источника выбросов) общество выбрасывает вредные
(загрязняющие) вещества в атмосферный воздух.

Ульяновской
межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «ДРСУ Базарный Сызган»
12.02.2020 внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, до
настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Непринятие ООО «ДРСУ
Базарный Сызган» мер по постановке на государственный учет объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также отсутствие
пыле-газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух напрямую затрагивают интересы
Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также приводит к
нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 42
Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную
среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Истец просил обязать
ответчика поставить на государственный учет как объект, оказывающий негативное
воздействие на окружающую среду с присвоением им кода и категории объекта в
Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, в соответствии
с их компетенцией промплощадку по адресу: Ульяновская область,
Базарносызганский район, ***, и в срок в течение шести месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу произвести оборудование котельной,
расположенной на территории ООО «ДРСУ Базарный Сызган», газоочистным
оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего
законодательства.

Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования
относительно предмета спора, привлечено Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области.

Разрешив по существу
заявленный спор, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе ООО «ДРСУ Базарный Сызган» просит отменить решение суда в части обязания
его произвести оснащение  котельной,
расположенной на территории ООО «ДРСУ Базарный Сызган», газоочистным
оборудованием и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего
законодательства.

В обоснование жалобы
указывает, что по состоянию на 12 мая 2021 года разработан отчет об
инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух по объекту — промплощадка ООО «ДРСУ Базарный Сызган», и она поставлена на государственный учет,
как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в
Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, что подтверждается
Свидетельством № ***.

По
итогам проведенной инвентаризации и постановке на категорию промплощадки ООО
«ДРСУ Базарный Сызган», установлено, что ООО «ДРСУ Базарный Сызган»
обеспечивает непревышение нормативов качества атмосферного воздуха от всех
источников, в связи с чем, предусмотренными правилами охраны атмосферного
воздуха установка пыле-газоочистного оборудования не требуется.

Поскольку лица, не
явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и
времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
их отсутствие.

В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.

Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.

Материалами дела
установлено, что 5 февраля 2020 года Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны
атмосферного воздуха в деятельности ООО «ДРСУ Базарный Сызган», которое
осуществляет деятельность по производству общестроительных работ по
строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос
аэродромов.

В ходе проверки
было выявлено, что производственное помещение ООО «ДРСУ Базарный Сызган»
расположено по адресу: ***. На предприятии имеется 2 источника выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу (котельная-печь), из чего следует, что ООО
«ДРСУ Базарный Сызган» имеет стационарный источник выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду.

В соответствии со статьей 3
Федерального закона от 04.05.1999 №
96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ) к
основным принципам государственного управления в области охраны атмосферного
воздуха относятся:

приоритет охраны жизни и здоровья человека,
настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических
условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий
загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации
о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и
комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в
целом;

обязательность соблюдения требований
законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха,
ответственность за нарушение данного законодательства.

Государственное управление в области охраны
окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации
непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области
охраны окружающей среды.

Статьей 11 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ 
предусмотрено, что в

целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия
химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных,
особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки
состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические
нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни
физических воздействий на него.

В целях предупреждения вредного воздействия
на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к
работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и
условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное
воздействие на атмосферный воздух (статья 15 названного Закона).

Пунктом 5 статьи 16 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ предусмотрено, что размещение объектов
хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество
атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной
власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и
другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными
органами.

В пункте 6 этой же статьи сказано, что при
вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и
иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов
и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных
физических воздействий на атмосферный воздух.

Запрещаются размещение и эксплуатация
объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных
правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств
контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 7 ст.
16  ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Таким образом, вышеприведенными нормами
законодательства об охране окружающей среды четко закреплено, что хозяйствующие
субъекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
обязаны иметь установки очистки газов и средства контроля за выбросами
загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В пункте 8 Приказа Министерства природных
ресурсов и экологии Российской Федерации о 15.09.2017 № 498 «Об утверждении
Правил эксплуатации установок очистки газа» от 12 февраля 2020 года сказано,
что запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной
деятельности (далее — производственный объект), которые не имеют
предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и
средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух (далее — выбросы).

Представленными в дело доказательствами было
подтверждено, что  на момент
возникновения спорных правоотношений установки очистки газов и средств контроля
за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «ДРСУ Базарный
Сызган» не имело.

В адрес ООО «ДРСУ
Базарный Сызган» Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором 12.02.2020
было направлено представление об устранении нарушений федерального
законодательства «Об охране окружающей среды», 
о результатах рассмотрения и принятых мерах предложено сообщить в
Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру в месячный срок.

20.02.2020  ООО «ДРСУ Базарный Сызган» в адрес
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры был дан ответ на
вышеуказанное представление прокурора о том, что ООО «ДРСУ Базарный Сызган»
заключило договор с ООО «СМТ» Экология» на выполнение работ по разработке
отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух площадки №1 ООО «ДРСУ Базарный
Сызган» и постановке площадки №1 ООО «ДРСУ Базарный Сызган» на категорию, как
объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в
соответствующих уполномоченных органах, принято решение о газификации котельной
ООО «ДРСУ Базарный Сызган».

Согласно письму
Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от  21 декабря 2021 года  ООО «ДРСУ Базарный Сызган» четырежды подавало
заявку на площадку (***). Все заявки были отклонены. Причинами являлись ошибки
и тот факт, что объект не соответствовал критериям, перечисленным в Постановлении
Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об
утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, к объектам I, II, III IV категорий» (действовавшем до конца
2020 года). В заявках не были указаны источники выбросов и сбросов. Действующим
на тот момент законодательством постановка объектов, не отнесенных к объектам
негативного воздействия на окружающую среду (без источников) на государственный
учёт была не предусмотрена.

Из письма ООО «ДРСУ
Базарный Сызган» № 28/12 от 28 декабря 2021 года в адрес Ульяновского
Межрайонного природоохранного прокурора следовало, что исполнение представления
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры от 12 февраля 2020 года №
03-02-2020/33 «Об устранении нарушений федерального законодательства» было
приостановлено ввиду начавшейся пандемии. В настоящее время обществом принято
решение о возобновлении работы по разработке отчета по инвентаризации
стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух площадки №1 ООО «ДРСУ Базарный Сызган» на категорию, как объекта
оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в соответствующих
уполномоченных органах и организации системы отопления ООО «ДРСУ Базарный Сызган».
Вопрос об установке пыле-газоочистного оборудования будет решаться после
постановки площадки №1 ООО «ДРСУ Базарный Сызган» на категорию, как объекта,
оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в соответствующих
уполномоченных органах, поскольку необходима информация о выбросах.

Таким образом, в
ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что ООО «ДРСУ
Базарный Сызган» осуществляет деятельность в отсутствие пыле-газоочистного
оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух.

На момент
рассмотрения дела в суде первой инстанции нарушения законодательства
ответчиком  устранены не были, в связи с
чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора и
обязал ООО «ДРСУ Базарный Сызган» поставить на государственный учет как объект,
оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением им кода и
категории объекта в Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской
области, в соответствии с их компетенцией промплощадку по адресу: Ульяновская
область, Базарносызганский район, ***,  в
течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Обоснованно также на
ООО «ДРСУ Базарный Сызган» возложена обязанность произвести оборудование
котельной, расположенной на территории общества с ограниченной ответственностью
«ДРСУ Базарный Сызган», газоочистным оборудованием и средствами контроля за
выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с
требованиями действующего законодательства 
в течение шести месяцев со дня вступления данного решения суда в
законную силу.

В соответствии со
статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
установил в решении срок, в течение которого решение суда должно быть
исполнено.

Доводы апелляционной
жалобы ООО «ДРСУ Базарный Сызган» о том, что по состоянию на 12.05.2022  обществом разработан отчет по инвентаризации
стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и промплощадка «ДРСУ Базарный Сызган» поставлена на государственный
учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в
Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, что подтверждается
свидетельством № ***, на правильность принятого по делу решения не влияет,
поскольку процесс постановки объекта на учет ответчиком завершен после
вынесения обжалуемого решения. Ответчик не лишен права в порядке исполнения
предъявить соответствующие документы компетентному органу и, получив
соответствующее подтверждение, просить судебного пристава-исполнителя о
прекращении исполнительного производства.

Доводы жалобы  о том, что установка на объекте  пыле-газоочистного сооружения не требуется,
поскольку обществом при  осуществлении
деятельности обеспечивается качество атмосферного воздуха, также отмену решения
повлечь не может, поскольку соответствующее обстоятельство в ходе
разбирательства дела  ответчиком
подтверждено не было.

Представленную
стороной ответчика в суд апелляционной инстанции никем не заверенную ксерокопию
документа о показателях выбросов допустимым доказательством судебная коллегия
не признала.

Как указывалось
выше, ответчик также вправе получить от компетентного органа заключение об
отсутствии оснований для установки пыле-газоочистного сооружения на объекте и
представить его природоохранной прокуратуре для проверки.

Таким образом,
принятое по делу решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Учитывая изложенное,
руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 14 апреля 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДРСУ
Базарный Сызган» – без удовлетворения.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 11 августа 2022 года.

 

 

Устранение нарушений

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Устранение нарушений»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here