История Симбирские Малиновские

Симбирские Малиновские

189

Ясноглазый, любознательный, внимательный, очень открытый и доброжелательный человек Александр Михайлович Авдонин уже год как ушёл в мир иной. Читатели «Мономаха» знали его по публикациям в журнале. Хорошо знали его и ульяновские краеведы. В редакции на полках стоят его подарки коллективу журнала – многочисленные книжечки, посвящённые краю, сёлам, выдающимся землякам, стихи, байки, рассказы. Его интересовало буквально всё. Судите сами по названиям его книг – «Семиречье», «Фёдоровские родники», «Аркадий Александрович Пластов», «Дальновидение Ефима Горина», «Под сенью языковских муз» и т.д. Читать их занятно – написаны они необычно. Судьбы симбирян становятся автору настолько близки, что воспринимаются им как родственные биографии. Тем более, что пути людей, проживающих на одной территории, часто пересекаются, рано или поздно. Поэтому в его сочинениях всё переплетено: и истории семей, и истории храмов, и краеведческие исследования, и архивные материалы, и семейные хроники, и позиция автора, и просто легенды. И всё это пронизано неиссякаемой любовью к малой родине, к её истории, людям и природе: Родной земляк, тебя я встречу/ И в разговорах ни о чём/ Мы вспомним наше Семиречье/ Густой туман над Бирючом… Уроженец деревни Погребы, Александр Михайлович до боли переживал за то, что от полнокровной жизни целой россыпи деревушек Цильнинского района, расположенных в красивейших местах, остались одни лишь воспоминания, что уходят люди, которые могли бы рассказать об этом потомкам. Поэтому сам стремился собрать и издать как можно больше материала. Одна из последних его работ, оставшаяся неопубликованной, не исключение. Она тоже посвящена симбирянам – семье Малиновских. Сведения для этой книги автор собирал более четверти века. Т.В. Мельникова (дочь В.И. Малиновского) в своём письме к вдове Авдонина Светлане Николаевне пишет: «А.М. был замечательным краеведом и писателем, увлечённым и добрым человеком. Я очень благодарна ему за тот огромный труд по поиску сведений о моей семье, моём отце. Осталось тёплое чувство о симбирской земле, о тех талантливых людях, которые там жили и живут». Сейчас Светлана Николаевна делает всё, чтобы издать его исследование. А журнал «Мономах» со своей стороны публикует отрывок из него.

Почти 190 лет в селе Старое Никулино бывшей Симбирской губернии стоит церковь, построенная в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Долгие годы, около 40 лет, в этой церкви служил священником Сергей Иванович Малиновский – родоначальник большой семьи. Дети и внуки его стали специалистами разных профессий, среди них есть известные в стране и за рубежом академики, директора институтов, писатели, врачи, учителя, геологи.

История семьи симбирских Малиновских известна с середины XIX века. Сергей Иванович Малиновский родился в селе Тушна в 1851 году в семье дьячка Ивана Малиновского.

В 1874 году Сергей Малиновский окончил Симбирскую духовную семинарию, после чего в течение двух лет работал учителем в селе Большой Чилим Буинского уезда Симбирской губернии. В дальнейшем переезжал из одного села в другое, работал псаломщиком, учителем. В Неклюдове он женился на Ольге Ивановне Лебедевой, дочери астрадамовского священника, здесь же родился их первенец Михаил.

С 1881 года Малиновские живут в селе Чириково Симбирского уезда Симбирской губернии в имении писателя-пушкиниста Павла Васильевича Анненкова. Здесь родился второй сын Сергея Малиновского Иван. Через три года Малиновские переезжают в село Старое Никулино. Считают, что Сергей Иванович Малиновский был прототипом отца Иринея из повести В.Н. Назарьева «В своем краю», в которой так ярко и красочно даётся описание жизни наших предков из Новоникулинска сто и более лет назад. «Отец Ириней представлял собой маленького, худенького брюнета с высоким лбом, жидкими вьющимися волосами, огромными, всегда готовыми вспыхнуть огнём вдохновения, чёрными глазами и с некоторых пор ни на минуту не покидавшей его страстью кого-нибудь наставлять, громить или восхвалять и призывать на подвиги добра и благотворительности».

Очень много сделал Сергей Иванович для народного образования. С его деятельной помощью в 1888 году в селе открылась церковно-приходская школа. В Старом Никулине в семье Малиновских родилось пять дочерей: Мария, Екатерина, Софья, Лидия, Александра и сын Владимир.

В 1913 году Ольга Ивановна Малиновская умерла. Сергей Иванович очень тяжело переживал смерть жены.

Октябрьскую революцию 1917 года принял спокойно, конфликтов с властью не имел. Точных сведений о последних годах жизни нет. Умер он в конце 1920-х годов.

Старший сын Сергея Ивановича Михаил после окончания Симбирской духовной семинарии поступил на медицинский факультет Томского университета. Но на последнем курсе перевелся поближе к родителям, в Казанский университет.

Оттуда он приезжал на медицинскую практику в село Языково, в фабричную больницу, а в свободное время пел в хоре. Здесь он познакомился с семьёй Медведевых, одна из дочерей которых – Мария Николаевна (в замужестве Варламова) – стала впоследствии его женой.

О языковских событиях рассказывает в одном из писем Наталия Ивановна Малиновская: «Каждое лето семья Медведевых, а потом и Варламовых жили в Языкове у М.Ф. Степанова… В Языкове и встретились М.С. Малиновский и М.Н. Варламова. У них начался роман, который перерос в большую любовь. У Марии Николаевны было лирико-колоратурное сопрано. Она, как любительница пения, солировала в церкви, построенной П.М. Языковым, а мой дядя (С. Малиновский – ред.), будучи музыкальным человеком, не только пел в хоре, но и дирижировал им.

Многие годы Михаил Сергеевич и Мария Николаевна не могли быть вместе. Варламов не давал развода, а у Марии Николаевны от него уже было трое детей: Нина, Александр и Наталья Владимировичи». Стоит отметить, что Александр Владимирович Варламов станет известным советским музыкантом: композитором и руководителем джаз-ансамбля.

Забегая вперед, скажем, что Мария Николаевна Малиновская стала оперной певицей. Вместе с Малиновским она оказалась в Иркутске. Осенью 1920 года в этом городе на базе коллектива «Русской оперы» была создана «Симфоопера». Особой любовью иркутян пользовались солистки оперы М.Н. Малиновская и Н.О. Степанова-Шевченко. Михаил Сергеевич неплохо пел, обладал тенором, как и его отец, Сергей Иванович. А у Ивана Сергеевича был баритон. Все они любили музыку, в том числе и симфоническую, русские песни.

В 1907 году Михаил Сергеевич с отличием окончил Казанский университет и был оставлен в клинической ординатуре на кафедре акушерства и гинекологии. Работал ассистентом кафедры и одновременно заведующим Лихачёвским родильным домом в Казани, защитил докторскую диссертацию, а в 1919 году стал профессором Казанского университета.

В 1920 году Михаил Сергеевич принял активное участие в организации медицинского факультета при Иркутском государственном университете. В 1923 году М. Малиновский был избран заведующим кафедры Московского университета. В 1943 году Михаил Сергеевич возглавил Институт акушерства и гинекологии, одновременно оставаясь руководителем кафедры 1-го Московского медицинского института.

В 1944 году учёный был избран действительным членом Академии медицинских наук СССР, в 1945-1947 – вице-президентом Академии наук СССР.

Совместно с сотрудниками Михаил Сергеевич Малиновский разработал метод переливания плацентарной крови, что имело большое значение в годы Великой Отечественной войны.

В своей статье «Рождение человека» вице-президент АМН СССР Владимир Кованов вспоминает: «Профессор Малиновский прочитал нам несколько лекций по акушерству. Он был признанным авторитетом, разрабатывающим физиологическое направление в акушерстве. Это учение, опирающееся на достижения отечественной физиологии и биохимии, отражено в его учебнике по оперативному акушерству, которым мы пользовались при подготовке к занятиям. Надо сказать, что учебник Малиновского признан лучшим пособием для студентов и врачей не только в отечественной литературе, но и среди одноимённых иностранных руководств…». Запомнилось В. Кованову и такое предупреждение профессора: «…Не думайте, пожалуйста, что в акушерстве всё просто и ясно. Вы можете встретить очень сложные и трудные случаи, которые никогда не видели в клинике. Их помнишь потом всю жизнь; и поневоле задумываешься, правильно ли сделал, решив стать акушером… Для меня, например, первый случай практики оказался трагическим. До сих пор мучаюсь угрызениями совести за проявленное малодушие. Признаться в этом нелегко: события полувековой давности, но я их помню и сейчас…

Вскоре после госэкзаменов с дипломом врача меня позвали в цыганский табор к женщине, которая никак не могла родить. Излишняя самоуверенность, желание показать всем, какой я знающий врач, помешали мне взять с собой опытную акушерку. Приехал ночью. Под телегой на куче тряпья лежала в полузабытьи женщина. Жёлтое лицо искажено мукой, покрыто испариной, губы сухие, в кровавых трещинах, глубоко запавшие глаза смотрели с тоской и надеждой. Ни стона, ни жалоб… Я бросился к роженице. Осмотрел и сразу понял: ребёнок мертв. Пытаюсь освободить роженицу от плода – ничего не получается. Проходят долгие минуты… Всё напрасно. И тут в отчаянии от своей беспомощности теряю самообладание и убегаю…»

Поражённые откровенным признанием убелённого сединой профессора, мы сидим притихшие и думаем, как же нелегко быть врачом, какое тяжёлое бремя ложится на его плечи…»

М.С. Малиновский был одним из организаторов Всесоюзного института экспериментальной медицины, ответственным редактором отдела акушерства и гинекологии Большой и Малой медицинских энциклопедий, журнала «Акушерство и гинекология». Он подготовил 40 профессоров и докторов наук. За большие заслуги в области педагогической, научно-исследовательской, общественной работы М.С. Малиновский отмечен правительственными наградами, а в январе 1971 года Михаилу Сергеевичу присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Учёный умер 18 мая 1976 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Михаил Сергеевич прожил долгую жизнь, большую часть которой занимался родовспоможением. Он был отзывчивым человеком, помогал детям Марии Николаевны, братьям, особенно младшему Владимиру. «Люди, спешите делать добро, нам очень мало отведено для этого времени», – эти слова учёного стали девизом его жизни. После смерти Марии Николаевны академик женился на Теодоре Александровне Комиссаровой. Акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, она заботилась о нём все последние годы его жизни.

За свою жизнь академик М.С. Малиновский собрал богатейшую библиотеку медицинской литературы, которую его супруга Т.А. Комиссарова в 1984 году передала Волгоградской медицинской академии.

Александр Авдонин

«Мономах», 2017 г., №2(49)

Симбирские Малиновские

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Симбирские Малиновские»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here