История Предчувствие весны Алексея Соколова

Предчувствие весны Алексея Соколова

333

Посвящается памяти мамы, Галины Ивановны Сергеевой, любившей картины Алексея Соколова, особенно его «Петушиный цикл»

Елена Сергеева

В феврале – марте 2016 года в Музее изобразительного искусства ХХ–ХХI вв., в филиале Ульяновского областного художественного музея состоялась персональная тематическая выставка Алексея Соколова «Предчувствие весны». Инициатором и одним из активных организаторов проекта стал Фонд современного искусства «Левый берег» и его руководитель – известный ульяновский архитектор Александр Михайлович Капитонов. К выставке, прошедшей с большим успехом, молодым архитектором Иваном Капитоновым были созданы буклет и каталог, открытки и афиши, очень точно отразившие концепцию проекта, с её мажорным весенним посланием.

Выставка Алексея Соколова для многих стала событием особенным, и вот почему. В 2015 году в Ленинском мемориале была представлена ретроспективная экспозиция творческого объединения «Левый берег». Она воспринималась как «живая» история. Тем, кто помнил начало и расцвет этого объединения, хотелось поведать нынешнему поколению молодёжи свои пристрастия. Но главное в воспоминаниях заключались в том, что «Левый берег» подчёркивал возможности существования художественного многообразия в пространстве российской культуры второй половины 1980–начала 1990 годов. После ретроспективной выставки возникли вопросы о современном творчестве художников «Левого берега». Персональная выставка Алексея Соколова смогла показать то, что волнует, радует, беспокоит художника сегодня. В экспозицию были включены более 40 произведений живописи и графики (акварели), созданные в последнее время, большинство из них было представлено впервые. В этом номере журнал «Мономах» знакомит читателей с произведениями А. Соколова, экспонировавшимися на выставке.

Алексей Анатольевич Соколов родился 14 июня 1953 года в городе Мелекессе Ульяновской области. Окончил художественно-графическое отделение Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (1981). Работал преподавателем художественного отделения ульяновской детской школы искусств № 5, преподавателем кафедры дизайна Димитровградского инженерно-технологического института.

В 1986 году Алексей Соколов организовал в Ульяновске объединение неформальных художников «Левый берег». Соколов – член творческого Союза художников России, Международного художественного фонда, Международной федерации художников. Картины Алексея Соколова находятся в Ульяновском областном художественном музее, а также в музеях, галереях и частных собраниях в России, Италии, Австрии, Франции, Германии, США).

Алексей Соколов из рода «левобережцев» – товарищества единомышленников, где каждый мог быть лидером, а мог уступить свою роль и быть рядовым. Где более всего ценилась свобода творческого почерка. Где каждый индивидуально находился в поисках самоиронии и сарказма, мягкой лирики, жизненной правды (бывало что и драмы) и сказочных претворений. Совсем небольшое по составу, но мощное по силе звучания объединение возникло в 1986 году, заняв лидирующее место в андеграунде Ульяновска, став весьма заметным и в России. По прошествии времени каждый художник «Левого берега» обрёл новые творческие возможности, свой путь в современном художественном мире. Но сам факт этого движения с середины 1980–начала 1990 годов дал потрясающие импульсы в том виде творческой энергии, которую они получили изначально.

Алексей Соколов – Педагог (именно с большой буквы), способный научить чувствовать мир через призму высокого искусства. Где линия, цвет, композиционное пространство – компоненты на пути постижения прекрасного, а результат – творческий порыв.

Алексей Соколов – художник, создавший собственный мир из причуд природы, реалий, где главное место занимают мощные, резкие или очень трогательные, пронзительные переживания. Где композиции рождаются на глазах зрителя – словно случайные воспоминания. Это и абстрагированное чувствование мира, и прорыв, опять-таки словно непреднамеренный, в реальные схемы бытия. Где нет назидательных драматических коллизий и утомительной вещественности бытовых планов. Есть ассоциации, которые более важны для «сотворчества» художника и зрителя. Собственно ассоциативность является основой творчества художника.

В то же время для Соколова живопись – это не только игра воображения, столкновение иллюзий, празднество линии и цвета. Это способ жить и воплощать замысел с неиссякаемой правдивостью. Неспроста любимый живописец Алексея – Винсент ван Гог, который умел сам и учил будущие поколения художников смотреть на солнце широко открытыми глазами, не щурясь.

Соколов припадает, словно к чистому источнику, к традициям русского классического авангарда, в том числе абстракции, в нём очень живо чувствуется жажда поиска в откровениях искусства реалистического толка.

Представитель новой волны экспрессионизма, он вписывает его в современные творческие возможности. Бытовая сторона мира отступает на дальний план, открывая по-новому вечную сферу – поиски нравственности и духовности. Его деревенские пейзажи обретают ту достоверность, которая скрыта от человека невнимательного, не желающего заглянуть в сказочную и фантастическую историю. Это одновременно близкое и далёкое ощущение новой жизни в мире живописи – за пределами вещности, нашего обыденного существования.

Цветовое решение – импульс настроя художника. Частое просвечивание реальных деталей и предметов сквозь поразительно сгармонированный «фриз» из разнообразных напластований цветовых масс, уверяет в действительности того мира, который создаёт художник.

Линия в композициях бывает предельно резкой, иногда почти агрессивной, она источает огромную энергию, вырывается за холст. Кажется, что она, эта линия, обретает новые возможности вне пространства холста. Она создаёт свой микрокосм. Но неизбежно возвращается, получив умиротворение, мягкость и изящество. Башни у Соколова не стремятся в небо, до него далеко, но ближе к земле ещё есть много миров – цветов, деревьев, образующих кружево или сеть. Каждый раз это перемежается – изящество плетения и стальная сеть, иногда превращающаяся в клеть. Но поиски свободы никогда не останавливаются.

Соколов редко пишет портреты. Хотя к этому жанру можно отнести изображения птиц, кошек, мышей. Они действительно портреты. В то же время художник конструирует мифологему птицы, воплощая естественность и стихийную мощь. Петухи (знаковые для Соколова персонажи) крикливы, драчливы, слишком горды, но при том для Соколова они – вестники нового дня и покоя вечера. Мир животных для него родствен детскому, он действительно лишён корысти. Пейзажи, натюрморты пронизаны глубокими философскими настроениями, «выдаваемыми» предельно непосредственно.

А. Соколов. Петух. 2015

У каждого свой шифр – у художника, зрителей. А расшифровка даёт индивидуальные впечатления и раскрывает потаённый смысл картины. 

Соколов провоцирует, подталкивая к поискам всё новых впечатлений и смыслов. Кажется, что этот процесс может длиться бесконечно. Как мелодии, созданные природой, часто приравнены к созданиям человеческого гения. Может быть, потому картины Алексея Соколова поистине музыкальны. Импровизационную сторону композиции (хотя, несомненно, она тщательно продумана) даёт джаз. Полная раскрепощённость, кажется, стихийность, составляет внешнюю оболочку изображённого, условного и в то же время узнаваемого. Колористические возможности определяются от тонких гармонически выдержанных тонов до декоративных локальных, как правило, ярких больших масс. Цвет для А. Соколова является главным компонентом в передаче эмоционального содержания картины. Чаще всего именно колориту подчинено композиционное решение. Экспрессия вписана в структуру живописного джазового движения. Здесь основа – та импровизация, которая возможна только при доскональном понимании идеи, возможностей замысла, его развития.

Натюрморты последних лет, выполненные в технике акварели, открывают ещё один мир Соколова – наполненный лирикой, изяществом, гармонией нового «классического» свойства. Они воздушны, кажется, наполнены иными звуками – классической музыки. Неспроста в последнее время художник чаще слушает музыку эпохи барокко, прежде всего, Антонио Вивальди.

Как-то Алексей Соколов в интервью в далёком 1992 году сказал: «Чем дальше я пытаюсь уйти от себя, тем вернее я к себе приближаюсь». Всё верно, за исключением того, что это движение не по кругу, а по спирали, ведущей вверх.

Елена Сергеева, искусствовед, заведующая Музеем изобразительного искусства ХХ–ХХI вв.

Персональные выставки художника проходили в Ульяновске, Димитровграде, Москве, Дубне, Нижнем Новгороде, Шадринске, Ижевске, Кургане (1983–2007).

Участие А. Соколова в выставках:

1989 – выставка в Доме художника (Ульяновск)

1989 – участие в PARIS-AUCTION Drouot (Париж)

1990 – выставка в фотоклубе «Сталкер» (Ульяновск)

1990 – выставка «Арт-МИФ-90» в Центральном доме художника (Москва)

1990 – выставка во Дворце культуры профсоюзов (Ульяновск)

1990 – выставка «Интер-Арт» (Польша)

1990–1994 – выставки и аукционы в Венгрии, Болгарии, Франции, Японии (TIAK, Токио), Голландии

1991 – участие в аукционе

1993 – выставка «Левого берега», Фонд культуры (Москва)

2009 – выставка коллекции Елены и Александра Капитоновых в арт-галерее «ХI комнат» (Самара)

2010 – выставка «Левого берега» в Центральном музее им. Н.К. Рериха (Москва)

2011 – выставка «Левого берега» в залах театра Enfant terrible (Ульяновск)

2015 – выставка «Левого берега» в Ленинском мемориале (Ульяновск)

Для А. Соколова выставка «Предчувствие весны» стала восьмым проектом в Музее изобразительного искусства ХХ–XXI вв.:

1992 – выставка творческого объединения «Левый берег»

1993 – персональная выставка Алексея Соколова

1997 – выставка «Цвет любви», совместно с Марией Соколовой и Валентином Бобыльковым

2000 – выставка творческого объединения «Левый берег»

2002 – выставка «Место встречи – музей», посвящённая десятилетию Музея изобразительного искусства ХХ–XXI вв.

2005 – выставка «Звёзды в ночи», совместный проект с Государственной Третьяковской галереей (экспонировалась картина «Петух № 17»)

2009 – выставка коллекции Елены и Александра Капитоновых

«Мономах», №2(92), 2016 г.

Предчувствие весны Алексея Соколова

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Предчувствие весны Алексея Соколова»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here