История Полярник из Павловки

Полярник из Павловки

341

В 2001 году в журнал «Мономах» пришло письмо от ветерана-полярника Н.В. Бердникова из Краснодара. Он, уроженец р.п. Павловка Павловского района Ульяновской области, посвятил свои активные трудовые годы исследованию Антарктиды. Однако писал Николай Васильевич не о себе, а о нашем земляке А.Ф. Трёшникове, уроженце села Павловки Барышского района. Тогда мы впервые опубликовали в нашем журнале материал о знаменитом исследователе Арктики и Антарктики, президенте Географического общества СССР с 1997-го по 1991 год. И вот сейчас, в 2016 году, в редакцию пришло письмо, посвящённое самому Н.В. Бердникову, от Елены Борковской, внучки его сестры, которая много рассказывает о нём, хранит его письма, фотографии.

Николай Васильевич Бердников родился в большой, дружной, многодетной крестьянской семье. Из шести детей он был старшим сыном. С отличием окончил Павловскую среднюю школу в 1943 году. Затем поступил учиться в Куйбышевский авиационный институт на факультет самолётостроения. После его окончания в 1949 году Николай Васильевич получил распределение на Красноярский авиазавод, где 7 лет работал инженером, начальником цеха. В 1956 году его перевели в город Игарка на должность главного инженера, начальника авиабазы по обслуживанию самолётов полярной авиации.

В начале 1950-х в стране возобновились научные исследования в Арктике, а во второй половине 1950-х учёные начали осваивать и Антарктиду. Третья экспедиция, направленная на крайний юг осенью 1957 года, была многочисленной. Формирование авиационного отряда Третьей континентальной антарктической экспедиции АН СССР, которую возглавил Е.И. Толстиков, началось в июне 1957 года. По штатному расписанию численность отряда была определена в 8 пилотов (4 штурмана и 4 бортрадиста), 8 бортмехаников и 12 человек наземного технического состава. Командиром был назначен В.М. Перов, штурманом – Б.С. Бродкин, главным инженером – Н.В. Бердников. Николай Васильевич оказался самым молодым в этой тройке. Но за его плечами была работа на авиаремонтном заводе в Красноярске заместителем начальника ОТК, а затем в Игарке пройдены должности старшего инженера отряда, начальника технического отдела и главного инженера рембазы. В 1957–1958 годах Николай Васильевич Бердников работал на знаменитой впоследствии станции Мирный в Антарктиде.

В экспедицию он отплывал на дизель-электроходе «Обь», принявшим на борт запланированные грузы, людей и самолёты, которые установили на палубу. К берегам Антарктиды «Обь» направилась не сразу. Сначала дизельэлектроход зашёл в Геную для участия в Международном географическом конгрессе. После недельной стоянки в итальянском порту судно направилось к пункту назначения.

17 ноября 1957 года «Обь» подошла к припайному льду. Ледовая обстановка не позволила двигаться дальше. Разгрузку пришлось начать в 40 км от Мирного. Работа велась в тяжелейших условиях. Были поломки и ремонты, аварии и потери. Участники экспедиции не раз рисковали жизнью. Так, однажды при рулении Ли-2 случилось происшествие. Достигнув точки разворота, командир самолёта потерял управление, члены экипажа покинули Ли-2, так как затормозить не удалось. Машина удержалась на обрыве. К ней подогнали трактор и закрепили тросами хвостовую часть. Разведку ситуации решились провести инженер Николай Бердников и техник Арий Пенюшин. Они, обвязавшись верёвками, осторожно подползли к обрыву. Вернувшись, обсуждали сложившееся положение, и тут их разговор был прерван треском – началось откалывание айсберга, Ли-2 обрушился вниз.

Смелые, отважные, отчаянные в своих поступках русские полярники шаг за шагом покоряли льды. Советские специалисты на континенте были не одиноки. К этому времени в Антарктиде действовали станции десяти стран. В особенности преуспевали в послевоенных исследованиях американцы.

Ярким событием и крупнейшим достижением в работе авиаотряда стал перелёт через Южный полюс на Ил-12. Николай Бердников принимал участие в подготовке машины и оборудования для лётчика Перова, который спасал экипаж из 4 человек легкомоторного «остера» с бельгийской станции Король Бодуэн. Полёт проходил в условиях полярного дня, но при неважной видимости и обледенении. Радостная весть о спасении бельгийцев быстро облетела антарктические станции всех стран.

Во второй половине декабря 1958 года наступила долгожданная смена экспедиции: к Мирному подошёл дизельэлектроход «Обь» в сопровождении пассажирского лайнера «Михаил Калинин». Это означало, что пора готовиться к отправке домой.

Рабочие будни полярников.Н.В. Бердников очищает самолётЛИ-2В от снега

18 января 1959 года авиаотряд Третьей антарктической экспедиции официально завершил свою работу и передал дела своим сменщикам. «Михаил Калинин», приняв полярников на борт, вышел в море, и в апреле 1959 года после захода в Кейптаун, Дакар и Гдыню отшвартовался в Риге. По возвращении из экспедиции до лета 1962 года Н.В. Бердников работал в Игарке, затем переехал в Краснодар, где продолжил трудиться главным инженером авиатехнической службы Краснодарского авиапредприятия.

Необычайная работоспособность, высокий профессионализм, личная ответственность, скромность – главные черты, которые отмечали в нём коллеги, друзья и родственники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Бердников был награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почёта», медалью как ветеран трудового фронта 1941–1945 годов. На заслуженный отдых Николай Васильевич ушёл в возрасте 70 лет, около 50 лет отдав авиации. В Павловке последний раз он был в 1987 году, а в июне 2002 года его не стало.

О его успехах есть строки в книгах В.М. Перова «От Арктики до Антарктики», В. Литченко «Люди и небо», в журнале «Мир авиации» (№ 1, № 2 2005 г.).

«Мономах», №2(92), 2016 г.

Полярник из Павловки

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Полярник из Павловки»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here