Ульяновскому писателю Василию Аполлоновичу Дедюхину 22 декабря 1978 года исполняется 70 лет. В канун юбилея наш корреспондент встретился с писателем и взял у него интервью.
ххх
— Василий Аполлонович, как начинался ваш путь в литературу? Обычно выбор рода деятельности связан с какими-то внутренними побуждениями, творческому призванию предшествует определенный импульс. Был ли он у вас?
— Пожалуй, да. В мои школьные годы книг было мало, а я любил их. Случайно обнаружил на чердаке старого дома, куда переехала наша семья, целый клад – книги, изданные в виде приложения к журналу «Нива». Тут были имена, которых до этого и не слыхал: Мамин-Сибиряк, Бунин, Короленко и другие. Конечно, все перечитал и был покорен прочитанным. Поэтому выбор факультета русского языка и литературы Ярославского пединститута не был случайным. Последующая работа в сельской школе, в аппарате райкома партии, редактором районной газеты давала много жизненного материала.
— Вы не только прозаик – автор рассказов, повестей, но и драматург. А драматургия далеко не легкий жанр. Почему вы к нему обратились?
— Еще в студенческие годы я увлекся театром. В Ярославле тогда участвовал как статист в спектаклях местного театра, имеющего глубокие традиции. Мир сценического искусства показался мне заманчивым. В драматургии попробовал силы в более поздние годы. Начал с одноактных комедий, написал четыре многоактные пьесы, которые шли на сценах ряда областных театров.
— Как известно, наибольший успех выпал на долю драмы «Нет прекрасней назначенья», посвященной семье Ульяновых, отцу В.И. Ленина – Илье Николаевичу. Очевидно, работа над пьесой и ее успех доставили вам творческое удовлетворение.
— Я бы назвал его творческим волнением. Ленинская тема – особо ответственна. Я подступал к ней долго, с некоторой долей риска. Мне повезло в том смысле, что я работал на родине Ленина, в атмосфере всенародной памяти о великой семье революционеров, имел возможность пользоваться богатым материалом, помогающим воссоздавать сценические образы. Пьеса в течение нескольких сезонов шла в Ульяновском театре, спектакль которого был показан на сцене Кремлевского театра, снят на пленку и не раз передавался по Центральному телевидению.
— Вы участник Великой Отечественной войны, в боях получили тяжелое ранение. Но военная тема в вашем творчестве нашла отражение только в последней повести «Страницы дней листая». Найдет ли она продолжение и развитие?
— На фронте в боях под Москвой я был политруком роты автоматчиков на передней линии огня. Именно там было место политработника. Это был первый, очень тяжелый период войны. В моей личной судьбе тоже – только чудом остался жив после серьезного ранения. Пережитое не давало творческого настроя, но и молчать я не мог. Так появились «Страницы…». Не исключено, что вернусь к этой теме.
— Ульяновская писательская организация имеет свою историю. Вы были ее организатором и первым руководителем. Как это начиналось?
— В первые послевоенные годы при Дворце книги имени В.И. Ленина объединилась группа литературной молодежи. Помню, пришли с фронта с искалеченной рукой поэт Николай Краснов, преподаватель пединститута филолог Петр Бейсов. Присоединился к группе юный Николай Благов, еще кое-кто. Участники литературной группы регулярно собирались, обсуждали свое творчество, читали стихи, спорили, печатались в местных газетах. Союз писателей помог оформить писательскую организацию и наладить выпуск альманаха «Литературный Ульяновск». Я был его редактором и руководителем писательской организации. А потом в Ульяновск приехал уже сложившийся писатель – Григорий Коновалов. Он многое сделал для воспитания литературного актива.
— Василий Аполлонович, вы, кажется, член трех творческих союзов – писателей, журналистов и Всероссийского театрального общества? По-видимому, одно дополняется другим. Насколько я знаю, в вашем активе десятка полтора книг, несколько пьес и множество выступлений в центральных газетах и журналах и в местной печати.
— Если быть точным, то у меня вышло четырнадцать книг, четыре многоактных пьесы шли в театрах, несколько одноактных пьес включались в репертуар самодеятельных народных театров. И очень люблю писать для газет.
— Что считаете наиболее значительным в вашей писательской судьбе?
— Многолетнее общение с великим русским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Это был человек творческого подвига, о нем можно рассказывать и писать бесконечно. Впервые я попытался прикоснуться к «пластовской» теме в рассказе «Драгоценный дар». Потом издал книгу «Краски Прислонихи». Но это только подход к главному. Материала накоплено много.
— Вот мы и подошли к традиционному вопросу: ваши дальнейшие творческие планы?
— Не люблю об этом распространяться.
— Из суеверия?
— Не только. Между всяким планом, а творческим особенно, и его претворением в жизнь лежат многие условия. Могу сказать о том, что уже сделано вчерне (а может, и в готовом к изданию виде). Лежит в рукописи одноактная комедия. Закончен «Рассказ о добром друге» — о преданном человеку четвероногом существе – собаке. Правда, на эту тему есть литературные прецеденты. Надо сказать об этом на какой-то новой ноте. Удалось ли – судить не мне. Готовлю сборник коротких рассказов и новелл. Они написаны на материале записных книжек, в которых содержатся наблюдения за многие годы.
— Ну, что же, Василий Аполлонович, от имени читателей «Ульяновской правды» желаем вам доброго здоровья и исполнения всего задуманного.
Интервью взял Н. Малинин.
Ульяновская правда, 21.12.1978 г.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |