История Поздравляем юбиляра. Писатель, журналист

Поздравляем юбиляра. Писатель, журналист

155

 Ульяновскому писателю Василию Аполлоновичу Дедюхину 22 декабря 1978 года исполняется 70 лет. В канун юбилея наш корреспондент встретился с писателем и взял у него интервью.

ххх

— Василий Аполлонович, как начинался ваш путь в литературу? Обычно выбор рода деятельности связан с какими-то внутренними побуждениями, творческому призванию предшествует определенный импульс. Был ли он у вас?

— Пожалуй, да. В мои школьные годы книг было мало, а я любил их. Случайно обнаружил на чердаке старого дома, куда переехала наша семья, целый клад – книги, изданные в виде приложения к журналу «Нива». Тут были имена, которых до этого и не слыхал: Мамин-Сибиряк, Бунин, Короленко и другие. Конечно, все перечитал и был покорен прочитанным. Поэтому выбор факультета русского языка и литературы Ярославского пединститута не был случайным. Последующая работа в сельской школе, в аппарате райкома партии, редактором районной газеты давала много жизненного материала.

— Вы не только прозаик – автор рассказов, повестей, но и драматург. А драматургия далеко не легкий жанр. Почему вы к нему обратились?

— Еще в студенческие годы я увлекся театром. В Ярославле тогда участвовал как статист в спектаклях местного театра, имеющего глубокие традиции. Мир сценического искусства показался мне заманчивым. В драматургии попробовал силы в более поздние годы. Начал с одноактных комедий, написал четыре многоактные пьесы, которые шли на сценах ряда областных театров.

— Как известно, наибольший успех выпал на долю драмы «Нет прекрасней назначенья», посвященной семье Ульяновых, отцу В.И. Ленина – Илье Николаевичу. Очевидно, работа над пьесой и ее успех доставили вам творческое удовлетворение.

— Я бы назвал его творческим волнением. Ленинская тема – особо ответственна. Я подступал к ней долго, с некоторой долей риска. Мне повезло в том смысле, что я работал на родине Ленина, в атмосфере всенародной памяти о великой семье революционеров, имел возможность пользоваться богатым материалом, помогающим воссоздавать сценические образы. Пьеса в течение нескольких сезонов шла в Ульяновском театре, спектакль которого был показан на сцене Кремлевского театра, снят на пленку и не раз передавался по Центральному телевидению.

— Вы участник Великой Отечественной войны, в боях получили тяжелое ранение. Но военная тема в вашем творчестве нашла отражение только в последней повести «Страницы дней листая». Найдет ли она продолжение и развитие?

— На фронте в боях под Москвой я был политруком роты автоматчиков на передней линии огня. Именно там было место политработника. Это был первый, очень тяжелый период войны. В моей личной судьбе тоже – только чудом остался жив после серьезного ранения. Пережитое не давало творческого настроя, но и молчать я не мог. Так появились «Страницы…». Не исключено, что вернусь к этой теме.

— Ульяновская писательская организация имеет свою историю. Вы были ее организатором и первым руководителем. Как это начиналось?

— В первые послевоенные годы при Дворце книги имени В.И. Ленина объединилась группа литературной молодежи. Помню, пришли с фронта с искалеченной рукой поэт Николай Краснов, преподаватель пединститута филолог Петр Бейсов. Присоединился к группе юный Николай Благов, еще кое-кто. Участники литературной группы регулярно собирались, обсуждали свое творчество, читали стихи, спорили, печатались в местных газетах. Союз писателей помог оформить писательскую организацию и наладить выпуск альманаха «Литературный Ульяновск». Я был его редактором и руководителем писательской организации. А потом в Ульяновск приехал уже сложившийся писатель – Григорий Коновалов. Он многое сделал для воспитания литературного актива.

— Василий Аполлонович, вы, кажется, член трех творческих союзов – писателей, журналистов и Всероссийского театрального общества? По-видимому, одно дополняется другим. Насколько я знаю, в вашем активе десятка полтора книг, несколько пьес и множество выступлений в центральных газетах и журналах и в местной печати.

— Если быть точным, то у меня вышло четырнадцать книг, четыре многоактных пьесы шли в театрах, несколько одноактных пьес включались в репертуар самодеятельных народных театров. И очень люблю писать для газет.

— Что считаете наиболее значительным в вашей писательской судьбе?

— Многолетнее общение с великим русским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Это был человек творческого подвига, о нем можно рассказывать и писать бесконечно. Впервые я попытался прикоснуться к «пластовской» теме в рассказе «Драгоценный дар». Потом издал книгу «Краски Прислонихи». Но это только подход к главному. Материала накоплено много.

— Вот мы и подошли к традиционному вопросу: ваши дальнейшие творческие планы?

— Не люблю об этом распространяться.

— Из суеверия?

— Не только. Между всяким планом, а творческим особенно, и его претворением в жизнь лежат многие условия. Могу сказать о том, что уже сделано вчерне (а может, и в готовом к изданию виде). Лежит в рукописи одноактная комедия. Закончен «Рассказ о добром друге» — о преданном человеку четвероногом существе – собаке. Правда, на эту тему есть литературные прецеденты. Надо сказать об этом на какой-то новой ноте. Удалось ли – судить не мне. Готовлю сборник коротких рассказов и новелл. Они написаны на материале записных книжек, в которых содержатся наблюдения за многие годы.

— Ну, что же, Василий Аполлонович, от имени читателей «Ульяновской правды» желаем вам доброго здоровья и исполнения всего задуманного.

Интервью взял Н. Малинин.

Ульяновская правда, 21.12.1978 г.

Поздравляем юбиляра. Писатель, журналист

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Поздравляем юбиляра. Писатель, журналист»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here