Безопасность Об оспаривании нормативного правового акта в части

Об оспаривании нормативного правового акта в части

7

Дело
№ 3а-298/2023

73OS0000-01-2023-000221-76

 

Р Е
Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

27 декабря 2023 года     
                                                 
             город
Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской
области о признании недействующей в части Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской  помощи на территории Ульяновской области на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 828-П,

 

у с
т а н о в и л :

 

Правительством Ульяновской области 29 декабря
2022 года принято постановление № 828-П «Об утверждении Территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской  помощи на территории
Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, которым
утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской  помощи на
территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов.

Правительством Ульяновской области  1 июня 2023 года принято постановление №
277-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области
от  29 декабря 2022 года № 828-П»,
которым внесены изменения в Территориальную программу государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской 
помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов.

Заместитель прокурора Ульяновской области
обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе
судебного разбирательства, в котором просил признать недействующей
Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи  на
территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,
утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря
2022 года № 828-П, в части территориальных размеров фактических финансовых
затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных:

подпунктом «а» подпункта 2 пункта 7.2 Раздела
7 – за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области
(включая расходы на оказание  медицинской
помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание  паллиативной медицинской помощи в
амбулаторных условиях, в том числе на дому) – 388,10 руб.; на одно посещение
при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том
числе на дому (за исключением посещений на дому выездными патронажными
бригадами), — 450,84 руб.; на одно посещение при оказании паллиативной
медицинской помощи на дому  выездными
патронажными бригадами (без учета расходов на оплату социальных услуг,
оказываемых социальными работниками, и расходов для предоставления на дому
медицинских изделий) – 1625,35 руб.;

подпунктом 4 пункта 7.2 Раздела 7 – на одно
обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи  в амбулаторных условиях  медицинскими организациями (их структурными
подразделениями) за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской
области – 1121,28 руб.;

подпунктом 6 пункта 7.2 Раздела 7 – на один
случай госпитализации  в медицинских
организациях (их структурных 
подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях,
за счет средств областного бюджета Ульяновской области – 71 895,61 руб.;

подпунктом 7 пункта 7.2  Раздела 7 – на один койко-день в медицинских
организациях (их  структурных
подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных
условиях (включая  койки паллиативной
медицинской помощи и койки  сестринского
ухода), — 1537,06 руб.;

подпунктом «а» подпункта 2 пункта 7.3 Раздела
7 – за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на
оказание медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на
оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том
числе  на дому) на 2024 г. – 448,91 руб.,
на 2025 г. – 495,98 руб.;  на одно
посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях,
в том числе на дому  (за исключением
посещений на дому выездными патронажными бригадами), на 2024 г. – 463,85 руб.,
на 2025 г. – 499,07 руб., на одно посещение при оказании паллиативной
медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (без учета расходов
на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками, и расходов
для  предоставления на дому медицинских
изделий) на 2024 г. – 1772,81 руб., на 2025 г. – 1935,03 руб.;

подпунктом 4 пункта 7.3 Раздела 7 – на одно
обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных
условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет
бюджетных ассигнований областного бюджета 
Ульяновской области на 2024 г. – 1301,84 руб., на 2025 г. – 1438,13
руб.;

подпунктом 6 пункта 7.3 Раздела 7 – на один
случай  госпитализации в медицинских  организациях (их структурных подразделениях),
оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств
областного бюджета Ульяновской области на 2024 г. – 81 993,95 руб., на
2025 г. – 88 981,38 руб.;

подпунктом 7 пункта 7.3 Раздела 7 – на один
койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях),
оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая
койки  паллиативной медицинской помощи и
койки  сестринского ухода), на 2024 г. –
1729,02 руб., на 2025 г. – 1869,67 руб.;

пункт 2.1.1 строка 7, пункт 5.1 строка 15.1,
пункт 5.1 строка 15.2, пункт 2.1.2 строка 8, пункт 4 строка 11, пункт 5.2
строка 16 столбца 5 приложений №№ 2, 3, 4 Территориальной программы;

возложить на Правительство Ульяновской
области обязанность по принятию нового правового акта, заменяющего
Территориальную программу, в части, указанной в пункте 1 настоящего заявления.

В обоснование требований  указал, что приведенными нормами в
нарушение  статей 10, 19, 81, 82, 83
Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
установлены заниженные в сравнении с Программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497, средние нормативы финансовых затрат
на единицу медицинской помощи.

Между тем, действующим законодательством
субъекты Российской Федерации не наделены правом корректировать нормативы
оказания бесплатной медицинской помощи в сторону снижения.

Недостаточное финансирование Территориальной
программы влечет нарушение прав граждан на своевременное и в полном объеме
оказание медицинской помощи.

Представитель административного истца в
судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных требований по
доводам, изложенным в административном иске.

Представитель
Правительства Ульяновской области в судебном заседании возражал против
удовлетворения административного иска, указывая, что порядок принятия, опубликования
и вступления в силу оспариваемого постановления 
Правительства Ульяновской  от 29
декабря 2022 года № 828-П соблюден. Указанное постановление принято
Правительством Ульяновской области в соответствии с предоставленными  полномочиями. Оспариваемое постановление не
противоречит нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую  силу. 
Финансовое обеспечение Территориальной программы за счет средств бюджета
Ульяновской области сформировано исходя из размера утвержденных бюджетных
ассигнований в соответствии с Законом Ульяновской области от 8 декабря 2022
года  № 119-ЗО «Об областном бюджете
Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Представитель
Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебном заседании просит
отказать в удовлетворении 
административного иска, указывая в обоснование доводы, аналогичные
изложенным представителем Правительства Ульяновской области.

Представитель Территориального фонда   обязательного медицинского страхования
Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени
рассмотрения дела судом извещен.

С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника
процесса.

Выслушав лиц,
участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных
требований по следующим основаниям.

Оспаривание нормативного правового акта
является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется
в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи
208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового
акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении
которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений,
регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что
этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об
оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами,
подлежащими установлению, являются:

нарушение прав, свобод и законных интересов
административного истца;

соблюдение требований нормативных правовых
актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие соответствующих актов;
требований к форме, виду и процедуре принятия оспариваемого нормативного
правового акта, к правилам введения их в действие, в том числе порядок
опубликования и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного
правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу (часть 8 статьи 208 КАС РФ).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи
72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том
числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи,
сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового
образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему
здоровью,  находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить  федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья,
в том числе гарантии доступности и качества медицинской помощи,
предусматривающие предоставление медицинской организацией  гарантированного объема медицинской  помощи в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
определены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от
21 ноября 2011 года № 323-ФЗ)  (пункт 3
статьи 1, пункт 5 статьи 10, часть 2 статьи 19).

Федеральный законодатель, наделяя органы
государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по вопросам
здравоохранения и включая 
законодательство  субъектов
Российской Федерации в систему правовых регуляторов  в области охраны здоровья, одновременно
установил объем и границы осуществления нормотворческих полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере,
предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011
года № 323-ФЗ положения, согласно которым 
органы государственной власти 
субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в
соответствии с федеральной программой.

В соответствии с положениями части 2 статьи
81 указанного Федерального закона в рамках территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:

1) целевые значения критериев доступности
медицинской помощи  в соответствии с
критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи;

2) перечень заболеваний (состояний) и
перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них
платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и
средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

3) порядок и условия предоставления
медицинской помощи, в  том числе сроки
ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

4) порядок реализации установленного
законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской
помощи отдельным категориям  граждан в
медицинских организациях, находящихся  на
территории субъекта Российской Федерации;

5) перечень лекарственных препаратов,
отпускаемых населению в соответствии с Перечнем
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем
групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства
отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в
объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом
от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

6) перечень медицинских организаций,
участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

7) объем медицинской помощи, оказываемой в
рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской
Федерации об обязательном медицинском страховании;

8) объем медицинской помощи в расчете на
одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания,
подушевой норматив финансирования;

9) перечень мероприятий по профилактике
заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи;

10) порядок и размеры возмещения расходов,
связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.

Территориальные программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии
выполнения финансовых  нормативов,
установленных программой  государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать
дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также
дополнительные объемы  медицинской
помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных
показателей, установленных стандартами медицинской помощи (часть 3).

В целях обеспечения конституционных прав
граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи
Постановлением Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 2022 года № 2497
утверждена  Программа государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый
период 2024 и 2025 годов (далее – Федеральная программа), которая устанавливает
перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание
которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание
медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан,
оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу
обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской
помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской
помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру
формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также
требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий
предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской
помощи (далее — Федеральная программа).

С учетом этой программы органы
государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и
утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания
гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов (включая территориальные программы
обязательного медицинского страхования).

Во исполнение подпункта б пункта 2  постановления
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497 «О Программе
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» Министерство здравоохранения
Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования направило разъяснения по вопросам формирования и экономического
обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и
2025 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема
медицинской помощи (Письмо Минздрава России от 30 января 2023 года № 31-2/И/2-1287).

Согласно данным разъяснениям стоимость
территориальной программы государственных гарантий формируется за счет
бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов
(в случае передачи органами государственной власти субъекта Российской
Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для
осуществления органами местного самоуправления) (далее — соответствующие
бюджеты) и средств обязательного медицинского страхования на финансовое
обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и
утверждается в виде приложения к территориальной программе государственных
гарантий по форме, в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящим
разъяснениям.

Территориальные нормативы объема и
финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского
страхования, формируются в соответствии с Программой на основании средних
нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на
единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом
особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения
субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики,
климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности
медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской
Федерации и указываются в табличной форме в приложении к территориальной
программе государственных гарантий, а также могут быть указаны в ее текстовой
части (пункт 1 Письма Минздрава России от 30 января 2023 года № 31-2/И/2-1287).

В соответствии с Федеральной программой постановлением
Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 828-П утверждена
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской  помощи на
территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов.

Согласно статье 7 Устава Ульяновской области
Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом
Ульяновской области.

В соответствии с
пунктом 1.3  Правил подготовки и издания
правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской
области, утвержденных  постановлением
Губернатора Ульяновской области от 2 декабря 2016 года № 113, правовые акты
Правительства Ульяновской области, имеющие нормативный характер, издаются в
форме постановлений. Из содержания пункта 4.4 указанных Правил следует, что
нормативные правовые акты подписываются Губернатором Ульяновской области или
Председателем правительства  либо лицами,
исполняющими их обязанностей.

Из содержания
оспариваемого нормативного правового акта усматривается, что он принят в форме
постановления, подписан Председателем Правительства Ульяновской области.

В 
силу  части  3 
Закона Ульяновской  области  от 29 
ноября  2005 года № 136-ЗО «О
порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов
Ульяновской области» нормативные правовые акты Правительства Ульяновской
области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их
подписания. Согласно части 1 статьи 5 указанного Закона области официальным
опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая
публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда»
или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление
Правительства Ульяновской области

от 29 декабря 2022 года № 828-П  опубликовано 30 декабря 2022 года на
официальном  интернет-портале  правовой информации
pravо.gov.ru, номер опубликования 7300202212300009.

Таким образом, оспариваемый нормативный
правовой акт принят административным ответчиком 
в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к
его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие и по
данным основаниям не оспаривается.

Вместе с тем анализ приведенных выше
законодательных и нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что объем
и условия оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу
объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые
территориальными программами, не могут быть ниже установленных в Федеральной
программе. При ином толковании приведенных актов терялся бы смысл разработки и
утверждения Федеральной программы и снижался бы уровень правовых гарантий прав
граждан в области объема  бесплатной
медицинской помощи, установленных федеральным законодателем.

Сопоставив оспариваемые региональные нормы с
федеральным правовым регулированием, суд приходит к заключению, что
установленные в оспариваемой Территориальной программе средние нормативы
финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи определены в меньшем
размере, чем аналогичные нормативы Федеральной программы.

Так, пунктом 7.2 раздела 7 Территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской  помощи на территории
Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,
утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря
2022 года № 828-П, в редакции, действующей на момент вынесения настоящего
решения,   предусматриваются  следующие территориальные размеры фактических
финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в
соответствии с Территориальной программой на 2023 год:

  на
одно посещение при оказании медицинскими организациями (их структурными
подразделениями)  медицинской помощи в
амбулаторных условиях с профилактической и иными целями за счет бюджетных ассигнований
областного бюджета Ульяновской области (включая расходы на оказание медицинской
помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) — 388,10 рубля
(федеральный норматив – 520,2 рубля), из них на одно посещение при оказании
паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому
(за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), — 450,84
рубля (федеральный норматив – 467,6 рубля), на одно посещение при оказании
паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (без
учета расходов на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками,
и расходов для предоставления на дому медицинских изделий) — 1625,35 рубля
(федеральный норматив – 2338,3 рубля) (подпункт «а» подпункта 2 пункта 7.2 ) ;

— на одно обращение по поводу заболевания при
оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями
(их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований областного
бюджета Ульяновской области — 1121,28 рубля (федеральный норматив – 1508,5
рубля)  (подпункт 4  пункта 7.2);

— на один случай госпитализации в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в
стационарных условиях, за счет средств областного бюджета Ульяновской области —
71895,61 рубля (федеральный норматив – 89 168,6 рубля)  (подпункт 6 пункта 7.2);

— на один койко-день в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную
медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной
медицинской помощи и койки сестринского ухода), — 1537,06 рубля (федеральный
норматив –2764,7 рубля)  (подпункт 7
пункта 7.2);

Пунктом 7.3 раздела 7 Территориальной
программы предусматриваются  следующие
территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской
помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2024 и 2025
годы:

— на одно посещение при оказании медицинскими
организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в
амбулаторных условиях с профилактической и иными целями за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской
помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) на 2024 год —
448,91 рубля, на 2025 год — 495,98 рубля (федеральный норматив –541,0 рубля и
562,7 рубля соответственно), на одно посещение при оказании паллиативной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением
посещений на дому выездными патронажными бригадами), на 2024 год — 463,85
рубля, на 2025 год — 499,07 рубля (федеральный норматив – 486,3 рубля и
505,8  рубля соответственно), на одно
посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными
патронажными бригадами (без учета расходов на оплату социальных услуг,
оказываемых социальными работниками, и расходов для предоставления на дому
медицинских изделий) на 2024 год — 1772,81 рубля, на 2025 год — 1935,03 рубля
(федеральный норматив – 2431,8 рубля и 2529,1 рубля соответственно) (подпункт
«а» подпункта 2 пункта 7.3);

— на одно обращение по поводу заболевания при
оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями
(их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований областного
бюджета Ульяновской области на 2024 год — 1301,84 рубля, на 2025 год — 1438,13
рубля (федеральный норматив – 1568,9 рубля и 1631,6 рубля соответственно)
(подпункт 4 пункта 7.3);

— на один случай госпитализации в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в
стационарных условиях, за счет средств областного бюджета Ульяновской области
на 2024 год — 81993,95 рубля, на 2025 год — 88981,38 рубля (федеральный
норматив – 92735,3 рубля и 96444,8 рубля соответственно) (подпункт 6 пункта
7.3);

— на один койко-день в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую
помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и
койки сестринского ухода), на 2024 год — 1729,02 рубля, на 2025 год — 1869,67
рубля (федеральный норматив – 2875,3 рубля и 2990,3 рубля соответственно)
(подпункт 7 пункта 7.3);

Вышеуказанные территориальные нормативы
финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в
соответствии с Территориальной программой,  на 2023 год и на плановый период  2024 и 2025 годов приведены в пункте 2.1.1
строке 7 столбец 5, пункте  5.1 строке
15.1 столбец 5, пункте 5.1 строке 15.2 столбец 5, пункте 2.1.2 строке 8 столбец
5, пункте 4 строке 11 столбец 5, пункте 
5.2 строке 16 столбец 5 приложений № 2, 3, 4 к Территориальной
программе.

Сравнительный анализ оспариваемых положений о
нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
Территориальной программы и аналогичных норм Федеральной программы, бесспорно,
свидетельствует о том, что Правительством Ульяновской области названные
нормативы определены в меньшем объеме по сравнению с нормативами,
утвержденными  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 2497.

Федеральная программа устанавливает
средние  нормативы оказания медицинской  помощи бесплатно, которые как государственная
гарантия равного права на получение всеми гражданами  в Российской Федерации такой помощи  не могут быть уменьшены субъектом Российской
Федерации, поскольку действующее федеральное законодательство не предоставляет
органам государственной власти субъекта право занижать нормативы по сравнению с
базовыми.

В Федеральной программе на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов указано, что она определяет нормативы,
предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи,
предоставляемой  гражданам Российской
Федерации на всей территории Российской Федерации бесплатно, и это
свидетельствует о том, что базовые нормативы гарантированы населению Российской
Федерации на всей территории. 

При таких обстоятельствах суд приходит к
выводу о том, что в оспариваемой части Территориальная программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской  помощи на территории Ульяновской области на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением
Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 828-П, противоречит
приведенным  выше нормам действующего
федерального законодательства, в частности, положениям Программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Доводы представителей
Правительства Ульяновской области и Министерства здравоохранения Ульяновской
области о том, что  финансовое
обеспечение Территориальной программы за счет средств бюджета Ульяновской
области сформировано исходя из размера утвержденных бюджетных ассигнований в
соответствии с Законом Ульяновской области от 8 декабря 2022 года  № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской
области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», не могут
подтверждать правомерность  утверждения
вышеуказанных оспариваемых территориальных нормативов финансовых затрат на
единицу объема медицинской помощи.

Отсутствие денежных
средств не является основанием для снижения уровня государственных гарантий по
сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,
утвержденной постановлением
 Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2022 года № 2497.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела постановление
Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 828-П в части
установления перечисленных в административном иске территориальных нормативов
финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи противоречит
действующему федеральному законодательству и его применение в данной части нарушает
права жителей Ульяновской области, административный иск заместителя прокурора
Ульяновской области  о признании
недействующими оспариваемых положений Территориальной программы подлежит
удовлетворению.

Поскольку оспариваемый нормативный акт
применялся до принятия решения суда и на основании этого акта были реализованы
права граждан и организаций, то суд в соответствии с разъяснениями пункта 38
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018
года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих
нормативными свойствами» считает необходимым признать вышеуказанные нормативы
финансовых затрат не действующими со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в
случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не
действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая
урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая
может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов
неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной
власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию
или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт,
обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный
правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

По настоящему административному делу
предусмотренных названным законоположением обстоятельств для возложения судом
на орган государственной власти обязанности осуществить нормативное правовое
регулирование не имеется, поскольку территориальная программа государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской  помощи  принимается уполномоченным органом ежегодно,
то есть срок  действия оспариваемой Территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской  помощи на территории
Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,
утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря
2022 года № 828-П, ограничен 2023 годом.

На основании пункта 2
части 4 статьи 215
КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е
Ш И Л:

 

административное исковое заявление
заместителя прокурора Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в
законную силу настоящего решения следующие положения Территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской  помощи на территории Ульяновской области на
2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2022 года № 828-П:

— пункт 7.2 раздела 7 в части территориальных
размеров фактических финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,
оказываемой в соответствии с Территориальной программой:

  на одно
посещение при оказании медицинскими организациями (их структурными
подразделениями)  медицинской помощи в
амбулаторных условиях с профилактической и иными целями за счет бюджетных
ассигнований областного бюджета Ульяновской области (включая расходы на оказание
медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание
паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) —
388,10 рубля, из них на одно посещение при оказании паллиативной медицинской
помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением посещений
на дому выездными патронажными бригадами), — 450,84 рубля, на одно посещение
при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными
бригадами (без учета расходов на оплату социальных услуг, оказываемых
социальными работниками, и расходов для предоставления на дому медицинских
изделий) — 1625,35 рубля (подпункт «а» подпункта 2 пункта 7.2 ) ;

— на одно обращение по поводу заболевания при
оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями
(их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований областного
бюджета Ульяновской области — 1121,28 рубля (подпункт 4  пункта 7.2);

— на один случай госпитализации в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в
стационарных условиях, за счет средств областного бюджета Ульяновской области —
71895,61 рубля (подпункт 6 пункта 7.2);

— на один койко-день в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную
медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной
медицинской помощи и койки сестринского ухода), — 1537,06 рубля (подпункт 7
пункта 7.2);

— пункт 7.3 раздела 7 в части территориальных
нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой
в соответствии с Территориальной программой, на 2024 и 2025 годы:

— на одно посещение при оказании медицинскими
организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в
амбулаторных условиях с профилактической и иными целями за счет бюджетных
ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской
помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) на 2024 год —
448,91 рубля, на 2025 год — 495,98 рубля, на одно посещение при оказании
паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому
(за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), на 2024
год — 463,85 рубля, на 2025 год — 499,07 рубля, на одно посещение при оказании
паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (без
учета расходов на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками,
и расходов для предоставления на дому медицинских изделий) на 2024 год —
1772,81 рубля, на 2025 год — 1935,03 рубля) (подпункт «а» подпункта 2 пункта
7.3);

— на одно обращение по поводу заболевания при
оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями
(их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований областного
бюджета Ульяновской области на 2024 год — 1301,84 рубля, на 2025 год — 1438,13
рубля (подпункт 4 пункта 7.3);

— на один случай госпитализации в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в
стационарных условиях, за счет средств областного бюджета Ульяновской области
на 2024 год — 81993,95 рубля, на 2025 год — 88981,38 рубля (подпункт 6 пункта
7.3);

— на один койко-день в медицинских
организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную
медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной
медицинской помощи и койки сестринского ухода), на 2024 год — 1729,02 рубля, на
2025 год — 1869,67 рубля (подпункт 7 пункта 7.3);

— пункт 2.1.1 строка 7 столбец 5, пункт  5.1 строка 15.1 столбец 5, пункт 5.1 строка
15.2 столбец 5, пункт 2.1.2 строка 8 столбец 5, пункт 4 строка 11 столбец 5, п.
5.2 строка 16 столбец 5 приложений № 2, 3, 4 к Территориальной программе.

Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья         
                     
                                                        
  О.Е.Кинчарова

 

 

Об оспаривании нормативного правового акта в части

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Об оспаривании нормативного правового акта в части»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here