История К нам будут приходить таланты новые… (В. Зуев)

К нам будут приходить таланты новые… (В. Зуев)

188

Воскресший из небытия. Так можно сказать о судьбе Василия Ивановича Зуева. Потому что имя талантливейшего художника-миниатюриста действительно возникло из небытия, из полного его забвения в родном Симбирском-Ульяновском крае. Только неравнодушие специалиста по истории фирмы Фаберже Валентина Васильевича Скурлова, его неистребимое желание собрать воедино материал о лучших мастерах фирмы стали поводом для поиска сведений о нашем земляке. Валентин Васильевич заставил нас вновь понять и убедиться, как талантлива наша страна – Россия.

Василий Зуев родился 18/31 марта 1870 года в семье симбирского мещанина Ивана Андреева Зуева, постоянно проживавшего в селе Кремёнки Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Старомайнский район Ульяновской области). Здесь он впитывал с молоком матери «тихие дали окрестные, Русской земли благодать». И никому не дано знать, как бы сложилась судьба Василия, если бы на его жизненном пути не встретился самарский губернатор (1878–1891) Александр Дмитриевич Свербеев (1835–1917).

Эта встреча стала поистине судьбоносной. «Зуев Василий Иванович происходит из мещан, с юношеского возраста воспитывался у Самарского губернатора Свербеева, через которого получил специальное образование, стал известен в кругах аристократии как художник миниатюрист». (Информация из архивно-уголовного дела В.И. Зуева) В 1887 году Василий Зуев с помощью Свербеева переезжает в Петербург и поступает в Начальную школу рисования, черчения и лепления, созданную при Училище технического рисования барона Штиглица. В личном деле В. Зуева сохранились выполненные им во время учёбы в школе натюрморты, удостоенные премии и включённые в альбом лучших работ.

Четыре года усиленных занятий (1887–1891), неустанного труда завершились поступлением в училище. Исключительная требовательность к себе, самозабвенное служение избранному делу сотворили чудо. В 1895 году Василий Зуев оканчивает знаменитое учебное заведение с отличием! Училище было создано на средства в размере миллиона рублей, пожертвованные бароном Штиглицем. Желая упрочить финансовое положение училища, барон Штиглиц незадолго до своей кончины (24 октября 1884 года) завещал училищу огромную сумму серебром – 9 млн 700 тыс. рублей. Новое пожертвование сделало училище самым состоятельным учебным заведением России и позволило построить прекрасное здание музея, оснастив его богатейшими коллекциями и экспонатами по прикладному искусству.

После успешного окончания учёбы Василию Зуеву была предоставлена пенсионерская поездка в Париж для усовершенствования мастерства. За границей он пробыл два года: с июля 1896-гопо июль 1898-го. Возвратившись в Россию, работал рисовальщиком на фабрике металлических и бронзовых изделий Н.Ф. Штанге.

Следующим этапом его жизни стала служба в Лейб-гвардии Егерском полку. Решив повысить свой профессиональный статус, Зуев поступил в Академию художеств. Время его занятий в академии непродолжительно – с 20 августа 1901-го по 19 февраля 1903 года. Начиная с 1904 года он успешно трудится учителем рисования и черчения в Императорском Александровском лицее (1904–1908).

В 1904 году в Музее барона Штиглица состоялась грандиозная по замыслу «Историческая выставка предметов искусства», при посещении которой Николай II обратил особое внимание на раздел «Эмаль и миниатюры». Императора поразила прекрасная работа неизвестного художника, цветовая гамма созданных им миниатюр. Его Императорское Величество приказало немедленно разыскать автора. Канцелярия министерства императорского двора сообщала: «…означенные миниатюры исполнены художником Василием Ивановичем Зуевым, проживающим ныне на Фурштадской улице д. № 20, у сенатора А.Д. Свербеева

… Прошу Камергера Новосельского пригласить Г-на Зуева, войти с ним в переговоры».

Уже 20 мая 1904 года В. Зуев представил первый выполненный заказ. В течение года он выполнил 11 миниатюр с портретами царствующих особ. Всего за 1904–1917 годы им выполнено около 200 миниатюр царствующих особ и представителей высшей аристократии. Одна из миниатюр В.И. Зуева «Портрет Е.А. Гребенщиковой» (1922) хранится в Ульяновском художественном музее. Об этом стало известно благодаря искусствоведу В.В. Скурлову. Миниатюра принесена в дар музею А.А. Андреевой в 1967 году.

Начиная с 1903 года Василий Зуев исполнял миниатюры для императорских пасхальных яиц, творцом и создателем которых была фирма Карла Фаберже. Как писал В.В. Скурлов, «у Фаберже работали и художники-миниатюристы, самыми знаменитыми из которых считаются Василий Зуев и Иоганн Цейнграф».

Слава

С изготовлением императорского пасхального яйца «Пятнадцатилетие царствования» (1911) начнётся подлинная слава и известность Василия Зуева. Отделка яйца отличается особым великолепием: его золотая скорлупа разделена на восемнадцать сегментов. В них, как в драгоценные рамы, помещены портреты царствующей семьи, написанные Василием Зуевым акварелью по кости. Всё это великолепие дополняют ещё девять прекрасных миниатюр, воссоздающих главные события, свершившиеся за пятнадцать лет царствования Николая II.

Основным украшением пасхального яйца «Трёхсотлетие Дома Романовых» служат восемнадцать миниатюрных акварельных портретов представителей династии Романовых, исполненных Василием Зуевым. Эти портреты – художественные документы эпохи, бесценное наследие искусства начала ХХ века.

Даже если бы Василий Зуев исполнил миниатюры лишь для этих двух императорских пасхальных яиц (а им, по сведению В.В. Скурлова, исполнены миниатюры для двенадцати пасхальных яиц), он навсегда бы вписал своё имя в историю России, в историю искусства миниатюрной живописи начала ХХ века.

События 1917 года заставили художника покинуть город, с которым были связаны лучшие годы его жизни. Здесь прошла его юность, становление как художника, в этом городе он получил признание царствующего двора и самых высших кругов аристократии. Все эти годы (1887–1917) он проживал в доме сенатора Свербеева вплоть до кончины Александра Дмитриевича 9 мая 1917 года. Вскоре после этого Василий Иванович переехал в собственную шестикомнатную квартиру, расположенную на ул. Знаменская, 51 (ныне ул. Восстания). Через некоторое время, приняв решение покинуть Петроград, он оставил квартиру художнику Е. Якобсону.

Возвращение к истокам

Художник возвращается в родное Заволжье, о котором всегда помнил, где жили дорогие ему люди – братья и сёстры, племянники и племянницы, и начинает совсем другую жизнь. Вот что рассказывает его внучатая племянница Т.С. Майорова:

«Василий Иванович возвратился в родные места с капиталом, был он человеком богатым. Так как у него не было в Чердаклах своего жилья, он поселился в семье зятя А.И. Потапова, мужа его младшей сестры Марии Ивановны. К тому времени в семье Александра Ивановича проживали и братья Василия Ивановича – Александр и Владимир, и их старшая сестра Параскева. Жили, конечно, в тесноте. С приездом Василия Ивановича жизнь в семье Потаповых-Зуевых стала меняться к лучшему: купили ещё лошадь, корову, завели побольше живности во дворе. А также было решено построить большой добротный дом. В 1925 году состоялось новоселье, которому были несказанно рады все.

Для моей мамы, Екатерины Потаповой, как и для всей семьи, было большой радостью готовиться к главному церковному празднику – Пасхе. Василий Иванович к празднику разрисовывал пасхальные яйца, и мама с большим интересом и радостью следила, как появлялись удивительные узоры из-под кисти дорогого ей человека. Любуясь творением рук родного дяди, она и сама принималась выводить узоры и рисунки на «пасхаликах».

Каждый из родственников и знакомых получал пасхальное яйцо, разрисованное золотыми руками художника, к которому непременно была приложена визитка. На одной стороне были написаны ФИО, а на обратной стороне главные слова праздника «Христосъ Воскресе!». У меня до сих пор в семейном архиве хранится такая визитка. Пасхальные яйца помещали в буфете как самую дорогую реликвию. Их никто не трогал, только любовались и восхищались умением дяди Васи дарить радость. И все, кто приходил в дом, обязательно обращали внимание на «писанки» и восхищались талантом Василия Ивановича привносить в жизнь чудесное».

В 1931 году семью Потаповых-Зуевых раскулачили, дом отобрали. 25 августа того же года Василий Зуев, его братья Александр и Владимир, его зять Александр Потапов были арестованы. Что испытали эти люди, что пережили они и их родственники?! Но Бог милостив! 5 января 1932 года последовал приказ: «обвиняемого Зуева из-под стражи освободить, привлекавшиеся с ним по данному делу Александр и Владимир Зуевы и Потапов из-под стражи освобождены».

«Василий Иванович, поселившись в Чердаклах, вынужден был постоянно думать о заработке. Он часто и подолгу жил в Самаре, а также не терял связи со своей духовной родиной – Кремёнками». В семье Т.С. Майоровой сохранился небольшой блокнотик, где рукой прославленного художника сделаны зарисовки, наброски дорогих ему мест. Но ещё большую ценность представляют портреты родственников, исполненные Василием Ивановичем и бережно сохраняемые в течение многих десятилетий. Его карандашные портреты замечательны своей внутренней завершённостью. С особой бережностью и тщательностью написаны портреты сестры Марии Ивановны и её мужа А. Потапова.

Сохранившийся портрет внучатой племянницы Татьяны Гришиной – прекрасное доказательство многогранного таланта художника. Не побоюсь сказать, это настоящий шедевр портретной живописи.

Можно только горько сожалеть, сколько мог бы сделать, совершить этот удивительно талантливый человек! «Искусство, искусство и искусство. С детских лет <…> оно для меня почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни!». Эти слова И.Э. Грабаря как нельзя полнее раскрывают суть жизни и творчества нашего знаменитого земляка.

Последние годы жизни Василий Иванович жил в семье племянницы – А.А. Куликовой. Жили они вдвоём с мужем в небольшом домике в Чердаклах на улице Советской, 17 (в настоящее время Советская, 101). Старость подступила вместе с болезнями. Силы уходили. Василий Иванович с болью в сердце принял страшное известие о начале войны. Но был уверен: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

75 лет назад, 6 июля 1941 года, окончилась земная жизнь раба Божиего Василия Зуева. Похоронен он в Чердаклах рядом с братьями Владимиром и Александром, старшей сестрой Прасковьей, но могила их не сохранилась, как не сохранились и сотни других захоронений. Кладбище через несколько лет было срыто. В память о тех, кто был захоронен на этом кладбище, заботами и усердием настоятеля церкви во имя Покрова Божией Матери о. Олегом Беляевым в 2015 году в парке Воинской славы установлен крест.

Никто бы и не знал о том, что знаменитый художник является нашим земляком, если бы в августе 2014 года Чердаклы не посетил учёный секретарь Мемориального фонда Фаберже Валентин Васильевич Скурлов. Его приезд и стал для меня основой поисков, находок и открытий. А наш совместный труд завершился изданием книги «Василий Зуев – художник-миниатюрист фирмы Фаберже», которая на ежегодной областной выставке-конкурсе «Симбирская книга-2015» была удостоена диплома и памятной медали в номинации «Открытие года».

Низкий поклон родственникам, свято сберегающим память рода и всё, что связано с дорогим для них именем. История ещё раз доказала, что нам есть что хранить и чем гордиться.

«Какие б годы ни пришли суровые,

из вас, поля,

из вас, леса густые,

к нам будут приходить

таланты новые,

и это вечно,

как сама Россия».

Е. Евтушенко

Нина Васильева, р.п. Чердаклы

P.S. 23 декабря 2015 года в Чердаклинском Центре дополнительного образования (руководитель Л.А. Терёхина) состоялось открытие экспозиции, посвящённой жизни и творчеству В .И. Зуева.

Телефон для справок 8 (84231) 2-28-47

«Мономах», №4(94), 2016 г.

К нам будут приходить таланты новые... (В. Зуев)

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «К нам будут приходить таланты новые… (В. Зуев)»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here