История Два симбирских дня, снятых в Костроме

Два симбирских дня, снятых в Костроме

248

В 1977 году объединённая бригада «Мосфильма» и Литовской киностудии в Костроме снимала фильм «Пыль под солнцем». В городе асфальт засыпали песком. По этому поводу шутили: «Как-никак пыль под солнцем снимается…»

Фильм и его награды

Фильм рассказывает о двух днях Гражданской войны в Симбирске. О двух днях из жизни революционера, государственного и партийного деятеля Юозаса (Иосифа) Варейкиса.

В июле 1918 года он возглавил ликвидацию мятежа левого эсера Муравьёва, командующего Восточным фронтом Красной армии, выступившего против советской власти. События вошли в историю нашей страны как муравьёвский мятеж.

Фильм «Пыль под солнцем» документален по материалу. Все его герои – реальные исторические лица: председатель Симбирского губкома литовец Юозас Варейкис (актёр Тимофей Спивак), командарм Михаил Тухачевский (актёр Александр Овчинников) и главнокомандующий вооружёнными силами на Восточном фронте Михаил Муравьёв (актёр Пётр Вельяминов).

Красные герои Тухачевский и Варейкис оказались вписаны не только в исторический контекст и киносюжет, но и в топонимику города – их именами названы улицы Ульяновска.

Исполнитель роли мятежника Михаила Муравьёва Пётр Вельяминов получил в 1978 году два приза: за лучшее исполнение мужской роли на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (СССР) и Международном кинофестивале фильмов о свободе и революции в Сопотце (Югославия). Сам фильм удостоен награды за успешную разработку историко-революционной темы в 1977 году.

Страницы биографии

Юозас Варейкис – одна из самых ярких фигур среди симбирских руководителей. Его можно было назвать новым советским «хозяином» Симбирской губернии. Председатель Симбирского губкома РКП(б) отличался решительностью и склонностью к крайним мерам.

Обладал блестящим слогом, сам писал тексты в местные газеты. Печатные заголовки отражали не только боевой настрой эпохи раннесоветского времени, но и боевой дух самого Варейкиса: «Вперёд – на битву!», «В бой!», «До полной победы!», «На бой кровавый!», «Дадим бой!», «К оружию!»…

Оценка его личности в литературе менялась в зависимости от политической конъюнктуры. Он представал то истинным революционером, то пособником муравьёвского мятежа, то агентом царской охранки, то подлизой к будущему опальному маршалу Михаилу Тухачевскому, поскольку в деле заговора маршалов искренне считал его невиновным.

В 1937 году Иосиф Михайлович Варейкис был репрессирован, 29 июля 1938 года расстрелян. В 1956 году реабилитирован и восстановлен в партии.

Восстановление доброго имени было предпринято уже после ХХ съезда КПСС. Апофеозом стала кинокартина, получившая приз «за успешную разработку историко-революционной темы», – «Пыль под солнцем» (1978), режиссёр Марионас Гедрис, сценарист – Евгений Котов. В ней двадцатичетырёхлетний Юозас Варейкис предстаёт былинным богатырём.

Фильм стал своего рода покаянием в несправедливом обвинении. Советская пресса писала о Варейкисе на экране как об идеале революционера: «Большевик Варейкис, на плечи которого легла задача ликвидации муравьёвского мятежа, во всей своей деятельности, в речах и поступках раскрывается как подлинный ленинец. Варейкис – человек с горячим сердцем и трезвой головой, Председатель Симбирского губкома ещё очень молод – ему чуть больше двадцати. Молодости свойственны энтузиазм воодушевления, вера в будущее, порывы. Варейкис, который трудится в прифронтовом районе, у которого масса забот, умеет мечтать».

Образы и факты

Варейкис в фильме представлен как натура артистичная. Он сочиняет стихи, пишет портрет девушки, в которую влюблён. Но для него не существует бездеятельной мечтательности или бескрылых, не согретых мечтой повседневных хлопот. Варейкис в жизни любил музыку, брал уроки рисования у самого художника Василия Поленова, прекрасно играл в футбол. История футбола города Подольска теснейшим образом связана с Иосифом Варейкисом, который создал футбольную команду завода швейных машин «Зингер». В его воспоминаниях этот факт получил революционную трактовку:

«…это была единственная форма легального собрания рабочих с целью вовлечения их в революционное движение. 14 августа 1913 года на площадке у литейного цеха «Зингера», расположенной вплотную к железнодорожным путям, прошёл первый в истории города футбольный матч».

Свою любовь к спорту Иосиф Варейкис сохранил до конца жизни. «…Как стремительная птица, он мчался на катке. Широкий шаг, стремительные повороты он выполнял, как профессиональный гонщик. Говорят, что в молодости он выигрывал призы на скоростных соревнованиях. Когда Иосиф Михайлович в доме отдыха «Репное» выходил на каток, все присутствующие обращались в восторженных зрителей. Бег его покорял красотой и силой. Столь же великолепно он играл в теннис. Высокие прыжки, ловкость, точный и меткий удар делали его непобедимым…» – писала в воспоминаниях В.Д. Орлова, дочь бывшего заместителя председателя Воронежского облисполкома Д.А. Орлова.

Варейкис в фильме – трезвый политик, истинный большевик. Каждую возникающую перед ним задачу он рассматривает с точки зрения великих идей революции и стремится решить её так, чтобы решение хоть на шаг продвигало революцию вперёд.

Варейкис в жизни. На страницах «Известий Симбирского Совета», где часто появлялись статьи руководителя губкома, И. Варейкис заявлял о намерении добиться цели любыми способами: «Уж если необходимо будет, то мы всю свою буржуазию утопим в крови, но добьёмся своей цели».

Варейкис в фильме понимал, что мятеж Муравьёва есть реальная опасность для революции, а значит, опасность должна быть срочно ликвидирована. Муравьёв в фильме Гедриса – маленький, регионального масштаба Бонапарт. Он отнюдь не собирается служить народу, не собирается двигать революцию. Он намерен революцию поставить на службу себе, гигантский исторический перелом, который переживает страна, использовать в интересах своих диктаторских аппетитов. На осторожный вопрос члена ЦК левых эсеров Шитова, к какому же берегу он думает пристать – к правому или левому, Муравьёв высокомерно отвечает: «Левый берег приплывёт ко мне. Я буду диктовать условия навигации». На деле Муравьёв оказывается не властелином обстоятельств, но их рабом. Ему не приходится лёгким мановением руки посылать в бой армии и горделиво принимать почести. Он вынужден лгать, изворачиваться, льстить. Единственным его оружием становится демагогия. С таким соперником сталкивается киногерой Варейкиса и решается на безрассудный с точки зрения обычной логики шаг – приглашает Муравьёва в губком и здесь арестовывает его. При аресте Муравьёв погибает.

И. Амбросимов, прибывший в Симбирск в качестве губернского инструктора по подготовке к выборам в Учредительное собрание, в своих воспоминаниях пишет об убийстве Муравьёва так: «Видя, что его планы срываются, Муравьёв задумал произвести смятение. Он выхватывает маузер и начинает из него стрелять. В это мгновение один из отряда красноармейцев, подготовленный для отпора Муравьёву, своим выстрелом убил наповал вновь испеченного Бонапарта Муравьёва».

Надежда Липатова, НИИ истории культуры имени Н.М. Карамзина

«Мономах», №4(94), 2016 г.

Два симбирских дня, снятых в Костроме

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Два симбирских дня, снятых в Костроме»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here