История И святые кресты негасимо сияли

И святые кресты негасимо сияли

202

Церкви и монастыри своеобразной̆ сетью покрывали всю территорию России XIX века, создавая особое духовное пространство, особую атмосферу жизни. Религия пронизывала всю систему крестьянского быта: время определялось по колокольному звону, по началу служб, все основные элементы человеческой̆ жизни связывались с церковью: крещение, свадьбы, похороны. Кроме того, церковь давала образование основной̆ массе крестьянского населения и благодаря этому сохраняла свою особую власть и нравственное влияние.

Начиная с 1648 года, когда был основан Симбирск, все действующие здесь православные храмы относились к Казанской епархии (за исключением 1659–1667 годов, когда город находился в ведении Патриаршего приказа).

10 февраля 1832 года Симбирская епархия получила самостоятельность и была разделена на благочинные округа. Епископ епархии стал именоваться Симбирским и Сызранским. Первым епископом стал преосвященный Анатолий. В это время на территории губернии насчитывалось более 600 приходских церквей. Многонациональный состав губернии определял наличие религиозных общин разных вероисповеданий, но в количественном отношении преобладали, конечно же, православные храмы.

Архиепископ Анатолий

Первый архиепископ Симбирский и Сызранский высокопреосвященнейший Анатолий управлял нашей епархией с 1832-го по 1842 год. Родился он в Полтавской губернии в 1766 году в семье священника из дворян Ивана Максимовича и наречён был во крещении Андреем. Родной брат его, Степан Иванович, протоиерей, служил в Санкт-Петербурге. Когда мальчику исполнилось 10 лет, брат взял его в столицу.

В Санкт-Петербурге Андрей Максимович обучался в Главной семинарии и после её окончания в 1790 году был оставлен в ней учителем риторики и греческого языка.

В 1792 году был рукоположен во священника и служил в Успенской Спасосенновской церкви. Этот петербургский храм в других источниках именуется Спасо-Сенновским собором и собором во имя Нерукотворенного Спасса, что на Сенной площади.

В 1804 году отец Андрей за достойную службу был награждён камилавкой. В 1809 году овдовел, принял монашеский постриг с именем Анатолий и был возведён в сан архимандрита Санкт-Петербургской Троице-Сергиевской пустыни. Вскоре стал ректором и профессором богословских наук Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1812 году по решению Святейшего синода был хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского, а в 1816 году возведён в сан архиепископа с переводом на Минскую и Литовскую кафедру, где проявил сердечную пастырскую заботу о малоимущих церковнослужителях и их детях.

10 февраля 1832 года архиепископ был назначен на новоучреждённую Симбирскую кафедру. С 1648 года симбирские приходы находились в составе Казанской епархии. Вопрос об открытии Симбирской епархии ставился на заседаниях Святейшего синода в 1784, 1829 и 1830 годах, но не был решён. В 1832 году в Симбирской губернии было уже 603 церкви и 788 причтов. Наконец Синод постановил:

«Открыть новую Симбирскую епархию… Епископу сей епархии именоваться Симбирским и Сызранским… Пребывание Симбирскому епископу иметь в Симбирске, где для помещения его со всем архиерейским штатом и консисториею построить в третьеклассном Покровском монастыре приличный дом на счёт казны, а до устроения оного иметь жительство в монастырских настоятельских келиях».

Постановление синода утвердил император Николай I.

В 1832 году трудами архиепископа Анатолия в Симбирске был открыт Дом попечительства для помощи малоимущим священнослужителям, в 1840 году начала действовать духовная семинария, первым ректором которой был назначен просвещённый клирик архимандрит Гавриил.

Огромным событием для губернии стало освящение архипастырем Анатолием 15 сентября 1841 года Свято- Троицкого кафедрального собора – памятника героям Отечественной войны 1812 года.

В 1842 году архиепископ ушёл на покой в Сызранский в честь Вознесения Господня монастырь, где скончался 14 февраля 1844 года. Погребён был в монастырской церкви Феодоровской Божией Матери. В сентябре 2004 года останки покойного были перезахоронены на старом кладбище Ульяновска вблизи церкви Воскресения с установкой достойного надгробия.

Епископ Феодотий

В 1842 году на Симбирскую кафедру был назначен викарий Новгородской епархии епископ Старорусский Феодотий (1797–1858). Сын священника с. Косиц Московской губернии епископ Феодотий (в миру Фёдор Озеров) окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, был ректором сначала Уфимской, затем Рязанской духовных семинарий. Участник коронации и помазания на царство императора Александра Николаевича в 1856 году, в котором и был возведён в сан архиепископа.

Архипастырь оставил в Симбирске яркий след. При нём был открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству Высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск Чудотворного Казанского образа Богородицы. В Симбирском Спасском женском монастыре на изысканные владыкой средства было открыто училище для девиц духовного звания. Заботами этого архипастыря был приобретён прекрасный дом у князя Хованского, где разместился архиерейский дом (до этого находившийся в симбирском Покровском мужском монастыре), и в том же здании были выделены помещения для Духовной консистории.

Скончался архиепископ Феодотий 28 августа 1858 года и погребён в крипте-усыпальнице под алтарём зимнего Николаевского кафедрального собора.

Епископ Евгений

Высокопреосвященного Феодотия на Симбирской кафедре, по предложению Московского митрополита святителя Филарета, в октябре 1858 года сменил епископ Евгений, викарий Московский-Дмитровский. «Посылаю в Симбирск ангела мирна», – говорил тогда митрополит Филарет. Макарий Сахаров – так в миру звали владыку – до посвящения в епископский сан в 1857 году был ректором Московской духовной академии. Человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединённого подвижника и аскета, полную лишений и самоотречения. Вероятно, по этой причине при его управлении Симбирской епархией здесь не происходило значимых событий, однако, как вспоминали современники, преосвященный Евгений по-отечески сочувствовал всем, кто обращался к нему со своими нравственными и материальными нуждами. В юности владыка Евгений встречался с Серафимом Саровским. Великий подвижник земли русской благословил всех из небольшой группы пришедших в Саров пешком выпускников Московской семинарии, а будущему симбирскому епископу поклонился в ноги и поцеловал руку, провидя благочестивое архиерейское житие его.

По болезни владыка Евгений в декабре 1874 вышел на покой и избрал местом своего пребывания, вместо предложенного ему Сызранского Вознесенского первоклассного монастыря, бедный Симбирский Покровский монастырь. В одной из братских келий этой обители владыка Евгений прожил 14 лет и скончался 26 июня 1888 года. Погребён в усыпальнице под алтарем летнего Николаевского кафедрального собора.

Владыка Феоктист

7 декабря 1874 года в Симбирск прибыл Старорусский епископ Феоктист, викарий Новгородской епархии. В миру Фёдор Попов, владыка Феоктист родился в 1826 году в семье священника Харьковской епархии, выпускник Киевской духовной академии.

Восемь лет он управлял Симбирской епархией. В этот период были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трёх Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться «Симбирские Епархиальные Ведомости». При владыке Феоктисте в Симбирске было организовано женское епархиальное училище. В 1882 году епископ Феоктист переведён на Рязанскую кафедру, а в 1894 году он скончался, будучи соборованным, исповеданным и причащённым Святых Тайн отцом Иоанном Кронштадтским.

Архиереи конца XIX века

В 1882 году на Симбирскую кафедру вступил епископ Старорусский преосвященный Варсонофий (в миру – Иаков Охотин). Тринадцать лет управлял владыка нашей епархией, трудился над совершенствованием духовного образования, расширял сферы деятельности многочисленных благотворительных организаций, много занимался миссионерством среди симбирских иноверцев. Скончался епископ Варсонофий 13 августа 1895 года в Симбирске и погребён рядом с могилой преосвященного Евгения в усыпальнице под алтарём Николаевского кафедрального собора.

С 1895-го по 1904 год Симбирской епархией управлял епископ Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов), бывший епископ Нарвский. При владыке Никандре в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, а также устроены Отдел императорского Православного палестинского общества и Кирилло-Мефодиевское Братство при Симбирском мужском духовном училище.

Епископа Никандра, переведённого на Литовско-Виленскую кафедру, сменил в 1904 году епископ Самарский Гурий. Два с небольшим года управлял епархией владыка, скончавшийся 5 января 1907 года и погребённый в усыпальнице под Кафедральным собором. 25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским был назначен Ярославский архипастырь владыка Иаков. Новый симбирский архиерей был одним из лучших современных ему знатоков канона, а также прекрасным правоведом. В 1911 году архиепископ Иаков был переведён на Казанскую кафедру.

С января 1911 года епископом Симбирским и Сызранским был назначен епископ Калужский и Боровский Вениамин. В то время обстановка в епархии была очень сложной. Кроме православной паствы в епархии проживало около 500 язычников, до 175 тысяч некрещёных татар, до семи с половиной тысяч отпавших от христианства крещёных татар и чувашей, свыше 28 тысяч раскольников-беспоповцев и пяти с половиной тысяч поповцев, сотни сектантов. Особая сложность в управлении епархией была в её больших размерах. По просьбе епископа Вениамина в 1912 году в Симбирской епархии была учреждена кафедра викарного епископа. Епископом Алатырским стал настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Назарий (в миру Николай Иванович Андреев).

Во время войны в 1914–1918 годы епископ Вениамин руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым воинам, а также их осиротевшим семьям. В 1914 году владыка открыл Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начал издавать сборник «Симбирская церковная старина».

В мае 1915 года преосвященный Вениамин был возведён в сан архиепископа. В 1917–1918 годах он был участником Священного собора в Москве и участвовал в избрании Святителя Московского Патриарха Тихона.

Симбирской епархией архиепископ Вениамин руководил до 1918 года.

«Мономах», 2015 г., №3

И святые кресты негасимо сияли

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «И святые кресты негасимо сияли»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here