История «Чудес на свете больше, чем мы думаем»

«Чудес на свете больше, чем мы думаем»

233

Эксцентричный, противоречивый, ставший широко известным в СССР в 1980-х годах детский писатель Даниил Хармс прожил короткую жизнь (1905–1942), трагически закончившуюся в тюремной больнице в самые тяжёлые для Ленинграда блокадные дни. Его творчество, признанное после смерти Д.И. Ювачёва (настоящее имя поэта), подверглось глубокому анализу филологов и заслужило высокую оценку. Но при жизни этот странный человек страдал от остракизма рядовых граждан молодой страны Советов. Слишком необычным для простого обывателя был он сам и его поведение.

Тонкий интеллектуал дворянского происхождения, знаток и поклонник английской и немецкой культуры, свободно говоривший на нескольких языках, он создал себе образ лондонского денди – ходил в кепи, гетрах, курил трубку непривычной формы, вёл себя вызывающим образом, придумывал небылицы о себе и своей семье. Например, он выдумал себе несуществующего брюзгливого брата, который будто бы работал в Петроградском университете приват-доцентом и пил кофе только из серебряных чашек. «Подражая» ему, Даниил поступал так же. Когда шёл в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине «неприлично ходить в театр без усов».

Чудачеств и фантазий Даниила Хармса не перечесть. Начались они ещё в глубоком детстве и продолжились во взрослом возрасте. О нём написано много статей и книг, самая полная из которых составляет 500 страниц. Некоторые исследователи считают, что виной трагически сложившейся жизни и источником яркого самовыражения в творчестве оказались не только талант и особый склад личности Даниила Ювачёва, но и семейные проблемы, отсутствие должного внимания со стороны матери. Его мать, происходившая из древнего рода Колюбакиных, имеет отношение к нашему краю. Краевед Мария Александровна Качалина (р.п. Радищево) хорошо изучила этот род и наладила контакты с потомками семьи. Наталья Ивановна Колюбакина, помещица из Дворянской Терешки Саратовской губернии (ныне территория Радищевского района Ульяновской области), когда-то взяла на воспитание мальчика Ивана. Иван Никитич Колюбакин (так назвали ребёнка) вырос, женился на приёмной дочери сестры Натальи Ивановны – Елизаветы Ивановны Богданович (урожд. Колюбакиной). В новой семье родилось несколько детей, в том числе и дочь Надежда, которая по окончании института благородных девиц в Петербурге вышла замуж за Ивана Павловича Ювачёва. Это и были родители Даниила Ювачёва-Хармса.

Итак, вернёмся к матери Даниила Хармса, в девичестве Колюбакиной. Она работала в исправительном женском заведении – Убежище для женщин, вышедших из заключения, – и проживала там же вместе с сыном почти 10 лет. Надежда была женщиной волевой, жёсткой, не склонной к проявлению нежных чувств.

Отец Даниила, бывший морской офицер, революционер, член партии «Народная воля», также был человеком необычным. После ареста и заключения в Шлиссельбургской крепости он стал фанатично-религиозным человеком. За свои политические взгляды был сослан на Сахалин. Вернувшись из ссылки в Петербург, И.П. Ювачёв стал православным проповедником. Иван Павлович не одобрял творчества своего сына, ему не нравился его псевдоним, созвучный с именем любимого литературного героя Даниила Шерлока Холмса, заключавшем в себе игру слов «очарование» и «вред» – так по разному переводится «хармс» с французского и английского языков.

Жизнь и творчество Хармса связаны непосредственно с Петроградом-Петербургом, с Курском, куда он был сослан как основатель авангардной поэтической и художественной группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ) за антисоветскую деятельность. Но и с ульяновским краем тоже.

Его дедушка Иван Никитич и бабушка Варвара Сергеевна были последними владельцами усадьбы в Дворянской Терешке. Дедушка умер ещё до революции 1917 года. Бабушка много помогала дочерям, часто приезжала в Петербург заниматься внуками, а иногда брала их к себе в имение. В 1919 году усадьбу у помещицы отобрали. На сегодняшний день сохранился дом Колюбакиных, остатки парка в селе Дворянская Терешка ныне Радищевского района Ульяновской области.

Усыпальница рода Колюбакиных, домовая церковь не сохранились. На месте родового склепа сейчас стоят двухквартирные дома рабочего посёлка. Лишь озеро в посёлке за сто лет совсем не изменилось. Та же чистая холодная родниковая вода, те же берега. Наверное, здесь когда-то катался на лодочке и маленький Даня Ювачёв со своей сестрой Лизой в жаркие летние дни. И без устали развлекал родных своими фантазиями. Подробно о том, что осталось от усадьбы Колюбакиных, в журнале «Мономах» № 5-2014 написала потомок семьи Марина Махортова. Ей ещё многое предстоит разыскать и восстановить в истории семьи. Может быть, удастся найти какие либо новые сведения о своих предках в Хвалынске, Саратове, Самаре, Петербурге. Но родовое гнездо Колюбакиных навсегда останется в Дворянской Терешке Ульяновской области. И благодарность местным краеведам, разыскавшим по крупицам те сведения, что скрывают архивы и ещё хранятся в памяти старожилов, неизмерима.

Лилия Янушевская

«Мономах», №1(85), 2015 г.

Источник фото

«Чудес на свете больше, чем мы думаем»

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи ««Чудес на свете больше, чем мы думаем»»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here