История Человек и его дело

Человек и его дело

525

Такая завидная судьба

— Как живете, Екатерина Ивановна?

— Да вот собираюсь на пенсию…

Ответ прозвучал до того неожиданно, что я рассмеялась, так не подходило слово пенсионерка к Екатерине Ивановне Никитиной, не вязалось ни с внешностью ее, ни с образом жизни.

— Что же вы будете дома делать?

— Как что? Работать, наконец-то разделаюсь со своими долгами…

Без малого двадцать лет знакома я с Никитиной, и сколько знаю – постоянно она озабочена неотложными, срочными делами. Всегда удивляла ее способность взваливать на себя такую нагрузку, что казалось, вытянуть ее физически невозможно. Но она вытягивает, умудряясь как-то втискивать в тот же отрезок времени в два-три раза больше, чем обыкновенный учитель.

Она без отрыва от школы сдала кандидатский минимум (по двум специальностям – русскому языку и литературе), защитила диссертацию. И потом, когда пригласили в институт, школу все же не бросила. Трудно, конечно, совмещать, зато практика и теория идут рядом, сверяясь друг с другом, давая пищу для научной работы. Печатается Екатерина Ивановна регулярно: в газетах, журналах; выходят в свет ее методические разработки, пособия, учебники. К тому же не найдется, наверное, в Ульяновской области более популярного преподавателя русского языка и литературы, чем заслуженный учитель школы РСФСР Е.И. Никитина.

Бывают редкие люди (о таких говорят, родились под счастливой звездой), которым сразу все дается, вроде само собой получается, без особых усилий, настолько благосклонны к ним обстоятельства. Удача идет к удаче, в такой атмосфере легко и дышится, и живется. Только у Никитиной все складывалось, будто судьба задалась целью испытывать ее на прочность. Закончила пединститут в 1945 – годы учебы пали на очень трудное время. Ей, деревенской девчонке, которой помощи-то ждать было неоткуда, даже выжить, не только выучиться, стоило усилий. Холодное, редко-редко отапливаемое общежитие, хроническое недоедание, работа на заводе, заготовка дров, уборка картошки, дежурство в госпиталях. И учеба! Недаром потом их курс назвали выпуском победителей за то, что тогда хватило мужества выстоять. Вероятно, это начало и зарядило Е.И. Никитину на всю жизнь, выучив выкладываться до конца.

Житейски рассуждая, можно сказать, ей не очень везло (а может, она просто предпочитала непроторенные, трудные дороги?). Обстоятельства слишком часто были явно не на ее стороне. Вот лишь один эпизод, рассказывая о котором, Екатерина Ивановна любит поиронизировать над собой: нормальные люди пишут одну диссертацию, а я так сразу две. Случай в общем-то исключительный, не каждый день теряются подготовленные к защите работы, а ее вот потеряли. Пока тянулась, очень долго тянулась эта история с пропажей, появилась в печати публикация, развивающая ее, для того времени оригинальные идеи, вытекающие из ее, Никитиной, практики. Только примеры, конечно, там были другие. Пришлось Екатерине Ивановне писать новую диссертацию и защищаться уже не в Московском областном пединституте, а в Академии педагогических наук.

Она одна, выучившись, тянула всю семью, сама растила сына. Как сговорившись, преследовали всякие житейские неурядицы, так что Екатерина Ивановна стала воспринимать их, как неизбежные атрибуты своего бытия, и рассказывать о них шутя, как о забавных курьезах.

И все же, когда я думаю о Никитиной добрые усталые глаза под очками, своеобразный такой невеселый смех, напевная речь с интонациями, сразу выдающими в ней педагога), она представляется мне счастливым человеком. Ей повезло, пожалуй, в главном – в жизненном выборе. Сызмала мечтала стать учителем и стала, и не разочаровалась, не было и нет для нее на свете ничего более интересного. Эта нелегкая, но благодарная профессия дала ей такое удовлетворение, какое только могла дать.

Как человек, целиком поглощенный своим делом, постоянно размышляющий о нем, о путях его совершенствования, Никитина имеет свою концепцию, очень современную, основанную на комплексном подходе к обучению и воспитанию, пронизанную идеей неразрывности преподавания предметов в школе. Звучит она примерно так. Русский язык и литература, в которой он, собственно, и живет, и наиболее ярко проявляется, представляют огромное, далеко не всеми учителями оцененное богатство.

Творчески мыслящий человек при их помощи способен оказать на формирование личности учащихся весьма сильное воздействие. Если, конечно, рассматривать грамматику не просто как свод правил, которые нужно запомнить, чтобы грамотно писать, но как средство, инструмент постижения нашего языка, его законов, его красоты, благозвучности, мудрости, его удивительных возможностей. Изучать же его необходимо в его естественной среде – на примерах лучших художественных произведений.

Познать по-настоящему русский язык и литературу – значит научиться логически мыслить и выражать свои мысли в яркой, образной форме, это значит впитать в себя все богатство идей и эмоций, все благородство помыслов и устремлений, которые заключает в себе наша литература. Это значит – воспитать в себе человека, имеющего убеждения и умеющего их и сформулировать, и отстоять (…)

И снова закружил привычный вихрь забот. Лекции студентам; прислали на отзыв диссертацию, потом рукопись экспериментальных учебников для начальной школы; Академия педагогических наук ждет статью для сборника. Из издательства «Просвещение» пришла корректура ее книги «Уроки русского языка в восьмом классе», оттуда же требуют ускорить завершение «Русской речи» для четвертого класса, немедленно приехать в Москву; написать рецензию на пособие для учителя «Культура устной речи». Привычный ритм, когда нет времени ни остановиться, ни оглянуться, ни перевести дух. И все-таки – завидная жизнь, завидная судьба: постоянно чувствовать себя необходимой, торопиться сделать все задуманное, спешить передать другим все достигнутое, задыхаться от недостатка времени и все успевать.

Н. Чернышева.

Ульяновская правда, 28.10.1979 г.

Человек и его дело

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Человек и его дело»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here