История Виды города полувековой давности. Ульяновск в акварелях Николая Облезина

Виды города полувековой давности. Ульяновск в акварелях Николая Облезина

265

Интерес к творчеству Николая Петровича Облезина возник у меня несколько лет назад, когда случайно увидел изданный типографией «Мастер Студия» календарь на 2009 год «Ульяновск в акварелях художника». Прекрасно выполненные виды города полувековой давности, как окно в прошлое, завораживали, втягивали в свое пространство. Потом были выставка, выход альбома акварелей. Поэтому, когда представилась возможность, не удержался и напросился в гости к мастеру.

Семья Облезиных (слева направо): крестный отец Павел Федорович Костин, младший брат Павел, Николай Облезин, средний брат Алексей, мать Анисья Федоровна с младшей дочерью Марией на руках. 1946:

Девятиэтажка в Киндяковке, обычная квартира. Признаться, ожидал увидеть если не домашний музей, то хотя бы несколько картин, развешанных на стенах – все же квартира художника. Но со стен смотрят лишь несколько семейных фотографий. Николай Петрович приносит с балкона стопку больших листов – копии картин, сделанные к выставке. Оказалось, что подлинников дома нет, они хранятся у сына Дмитрия.

«Оригиналы выцвели, потускнели, – комментирует художник. – Копии лучше». И они действительно яркие, словно впитали краски тех давних дней.

В свои 84 года Николай Петрович бодр и полон сил. То и дело вскакивает, чтобы показать фотографии, альбомы, книги. Его супруга – Нина Дмитриевна – хлопочет по хозяйству, время от времени подсаживаясь, чтобы послушать. Они только что вернулись с дачи.

Собеседник охотно рассказывает об античной философии, о том, как, выйдя на пенсию, занялся пчеловодством, о поездках на дачу. Пытаюсь перевести разговор на живопись. Он говорит о художниках, которых хорошо знал: Петре Григорьевиче Панине, Алексее Васильевиче Моторине, Владимире Ивановиче Черкунове… С народным художником Аркадием Ефимовичем Егуткиным учился в одном классе. Ну а о себе, Николай Петрович? «Да я все написал в альбоме…». Те несколько страниц воспоминаний, завершающих альбом репродукций, я прочитал уже несколько раз, чуть ли не выучил наизусть. Хочется знать больше. Подробности появляются неспешно, изредка всплывая в беседе на другие темы.

Н.П. Облезин. Засвияжье. Из собрания семьи Облезиных:

Николай Облезин родился в 1935 году в селе Скугареевка Тереньгульского района. В 1939-м отец, Петр Григорьевич, в поисках работы приехал в Ульяновск и устроился шофером на завод имени Володарского. Сначала семья снимала жилье в Подгорье, но уже осенью переехала в центр города. На месте углового дома № 8/1 по улице Кузнецова сейчас стоит гостиница «Советская». Жившие в нем родственники собрались уезжать и, чтобы квартира не пропала, прописали у себя Облезиных. В полуподвальном этаже этого дома, смотрящего на площадь, и прошло детство Николая.

Н.П. Облезин. Начало строительства на улице Карла Либкнехта. Из собрания семьи Облезиных:

Он помнит строительство памятника Ленину. М.Г. Манизер, осуществлявший авторский надзор, снимал квартиру на втором этаже того же дома. Пятилетний Коля не раз видел скульптора и его жену – красивую молодую женщину. Площадь была завалена кирпичом от разрушенного Троицкого собора. К открытию памятника 22 апреля 1940 года эти обломки убрали.

Во время войны площадь была оживленным местом. В здании филармонии круглосуточно работала швейная фабрика. Рядом находился госпиталь, и к нему потоком тянулись повозки с ранеными. На Венце, за памятником Ленину, стояла зенитная батарея. Несколько раз немецкие самолеты прорывались к мосту, и батарея вела по ним огонь. Николай запомнил ужасный грохот, сотрясавший их дом. А еще хорошо помнит 9 мая 1945 года: множество людей на площади, грандиозный салют.

Н.П. Облезин. Портрет отца. Из собрания семьи Облезиных:

В 1944 году Николай пошел в школу – первую, имени Ленина. Николай Петрович удивляется: в их классе почти все ребята увлекались рисованием. Художниками стали Аркадий Егуткин, Юрий Свечников, он сам. А может, это закономерность? Учителем рисования в школе был Петр Григорьевич Панин – известный художник и прекрасный педагог. В 1949 году Николай с друзьями начал заниматься в изостудии Дворца пионеров. Ей руководил Юрий Васильевич Павлов. Впоследствии этот талантливый педагог много лет возглавлял детскую школу искусств № 1, а тогда только что окончил училище. Его увлекательные рассказы о художниках запомнились Облезину. И жил Юрий Васильевич в том же доме на улице Кузнецова.

Н.П. Облезин. Снова весна. Из собрания семьи Облезиных:

Николай Петрович говорит, что ему повезло с местом жительства. «Живи я на окраине, конечно, не ездил бы во Дворец пионеров». Занятия в школе и изостудии оставили глубокий след: свое будущее он видел только в живописи. Впрочем, давала о себе знать и техническая жилка.

Н.П. Облезин. Улица Ленина. Дождливо. Картина экспонировалась на зональнойвыставке «Большая Волга» в 1969 году. Из собрания семьи Облезиных:

В 1954 году, окончив школу, Николай отправился поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. Попытка оказалась неудачной – не прошел по конкурсу. Николай Петрович считает, что в тот год была установка поднимать культуру отдаленных районов страны – среди поступивших большинство составили представители национальных окраин, а ребята из центральных областей оказались «за бортом». Обидно Николаю Петровичу не за себя. Он вспоминает армейского капитана, скульптора, представившего талантливые работы, но тоже не принятого. В том же году Николая призвали в армию. Служил в Выборге, в строительной части. Через год сослуживец Вячеслав Рагунин уговорил поступать в радио-техническое военное училище войск ПВО в городе Пушкин Ленинградской области. Николая приняли, а Вячеслав не сдал экзамены и вернулся в часть. Эти годы оставили у Облезина массу воспоминаний: и красотами бывшего Царского Села, и напряженной учебой по освоению зенитного комплекса С-75. К тому же он, как художник, оформлял ленинскую комнату и стенгазету.

Н.П. Облезин. Старый Венец. Спуск к Волге. Из собрания семьи Облезиных:

1958 год был ознаменован двумя памятными событиями: окончанием училища и вступлением в брак. Егоженой стала Нина Бармашова, окончившая в Ленинграде кожевенно-обувной техникум. Их путь лежал на юг – в Бакинский округ ПВО, в город Мингечаур. Часть, в которой служил Н.П. Облезин, охраняла гидроэлектростанцию. Молодой семье дали две каморки в деревянном бараке без удобств. Вскоре родился старший сын Александр.

Н.П. Облезин. Старый речной вокзал. Из собрания семьи Облезиных:

В Азербайджане Николая, выросшего на Волге, удивляло все: и климат, и обычаи. Он сделал несколько акварельных пейзажей окрестных мест. Министерство обороны организовало в Москве художественную выставку. Облезин послал волжский этюд «Тихие воды» и неожиданно для себя стал ее участником. Но вскоре ему пришлось оставить службу. Острый аппендицит дал осложнение, и чудом выживший Николай был комиссован.

Н.П. Облезин. У Казанского моста зимой. Из собрания семьи Облезиных:

10 ноября 1961 года он вернулся в Ульяновск. Сначала жили в том же доме на улице Кузнецова, а потом получили однокомнатную квартиру в Киндяковке. Нина Дмитриевна устроилась мастером на кожкомбинат, где работала до пенсии, а Николай Петрович получил назначение военпредом на спецпроизводстве автозавода. Оно позже было выделено из состава УАЗ и стало основой механического завода. В обязанности военпреда входила приемка продукции. Производство работало напряженно, в три смены, но из-за неритмичных поставок комплектующих с других заводов случались простои, появлялось свободное время. Тут-то и вспомнил он о своем увлечении живописью.

Н.П. Облезин. Улица Гончарова. Знойное лето. Из собрания семьи Облезных:

Возобновилось знакомство с П.Г. Паниным, уже 70-летним художником, переросшее в дружбу. Сначала ходил на этюды с Петром Григорьевичем: вместе рисовали волжские пейзажи, вместе их дорабатывали и разбирали. Потом, говорит Николай Петрович, он почувствовал, что догнал и даже перерос учителя, и стал работать самостоятельно. На его многочисленных акварелях появлялись волжские виды, Винновская роща и городские пейзажи. Последние очень разнообразны. Здесь и архитектурные памятники, и шумный центр, и старые улочки, в большинстве уже ушедшие в прошлое – Пролетарская, Водников, Красноармейская, и растущие новостройки. Его приверженность к технике акварели требовала внимания, быстроты реакции и огромного терпения.

Удивительно, но он не только сочетал усердные занятия живописью с основной работой, но и смог в 1962–1968 годах окончить вечерний факультет радиофака политехнического института.

Н.П. Облезин. Улица Ульянова. Из собрания семьи Облезиных:

Облезин часто бывал у П.Г. Панина, в доме возле драмтеатра. В этом же доме жил Алексей Васильевич Моторин, тогда председатель областного отделения Союза художников. Как-то, когда Николай Петрович показывал Панину свои акварели, зашел Моторин. Работы ему понравились, и он предложил Облезину участвовать в областных выставках. Впервые художник выставил свои работы в 1967 году и получил диплом 1-й степени. Потом было еще несколько выставок. Благодаря участию в них Николай Петрович познакомился с ульяновскими художниками В.И. Черкуновым, И.А. Щеголевым и другими. Однажды упросил Алексея Васильевича разрешить ему поучаствовать в работе выставкома – отбирать картины для выставки. Вспоминает, что отбор был жестким, а предпочтение отдавалось ленинской теме.

В 1969 году Николай Петрович принял участие в зональной выставке «Большая Волга». Она проходила в Ульяновске, в только что построенном Доме художника. Облезин представил акварель «Улица Ленина. Дождливо» и получил памятную медаль.

Николай Петрович Облезин. Фото Дмитрия Облезина:

Участие в зональной выставке открывало дорогу в Союз художников. Облезин даже получил «корочки» кандидата. Еще провести персональную выставку – и он член Союза. Но в это время на заводе – уже механическом, где он работал инженером ОКБ – шло большое переоснащение производства. Работы – выше головы, не до выставок. Так и не сбылось.

Во время беседы, по неуловимому ощущению внутреннего родства двух художников, я вспомнил об Александре Ивановиче Титовском. Показал Облезину репродукции его работ. Оказалось, он не знал об этом замечательном художнике-краеведе. Николай Петрович смотрел долго, затаив дыхание. Сказал: «Что ж вы ко мне-то пришли? Вот о ком писать надо». Надо. И о нем надо, и о вас, Николай Петрович. Два изумительных «непрофессиональных» художника творили в нашем городе в одно время, рисовали одни и те же места и надо же – не знали о существовании друг друга…

Николай Петрович с супругой Ниной Дмитриевной Бармашовой. 1958:

Облезин продолжал рисовать до середины 1980-х. В последнее время главным образом портреты, а пейзажи – только в командировках. Он часто выезжал в Казахстан. Много было работы на заводе, да и здоровье уже не позволяло совершать долгие походы. А потом и совсем отошел от живописи.

В 1990 году он вышел на пенсию. В искусство не вернулся. Приобрел домик в деревне, завел пасеку. Несколько лет жил только этим. Еще много читал. Читает и сейчас. Целыми днями с супругой пропадают на садовом участке. Работы много.

Его акварели, почти уже забытые, начали возвращаться лет 10 назад благодаря сыну Дмитрию. Он – директор типографии «Мастер Студия» – к 2009 году издал уже упомянутый календарь с работами отца. Наверное, и время пришло, когда именно эти картины приобрели особое звучание. В 2012 году несколько акварелей Н.П. Облезина украсили буклет Международного культурного форума в Ульяновске. В том же году прошла выставка его работ в детской школе искусств на улице Ленина. Николай Петрович показывает книгу отзывов той выставки – обычную ученическую тетрадь. В ней множество благодарных, восторженных записей преподавателей, учащихся, любителей живописи. Художник Людмила Юрьевна Слесарская написала: «Ваша выставка – это открытие творческой личности профессионального художника. <…> Такое владение техникой акварели я видела у Д.И. Архангельского! Не «зарывайте» свой талант, вернитесь в творчество, тем более что Вы – Мастер!!!». Он не вернулся. Но возвращаются его картины.

Семья Облезиных Николай Петрович, Нина Дмитриевна, стоят сыновья Александр (слева) и Дмитрий. 2005:

В январе 2018 года художественный музей организовал большую выставку работ Н.П. Облезина. Она проходила во Дворце книги. Тогда же был издан альбом репродукций – опять спасибо Дмитрию. В альбом вошло не только большое число работ художника, но и его воспоминания, статья искусствоведа О.А. Королевой. Часть этих материалов была включена в сборник «Легенды Симбирска-Ульяновска» («АиФ», 2018). А типография «Мастер Студия» выпустила еще один календарь с акварелями Облезина – на 2019 год.

Все хорошо? Альбом – прекрасное издание – выпущен тиражом 300 экземпляров. Тираж сам по себе мизерный. Николай Петрович говорит, что отправили альбом в библиотеки, раздали близким людям, художникам. Несколько десятков было приобретено для художественных школ, кто-то купил для себя. Около ста экземпляров остались невостребованными. Такое время…

Выпускная фотография 10-го класса 1-й мужской средней школы имени В.И. Ленина Ульяновска. 1954. Во втором ряду сверху третий справа – Аркадий Егуткин, ныне народный художник России. Первый слева в нижнем ряду – Николай Облезин

Долгих вам лет жизни, Николай Петрович и Нина Дмитриевна, здоровья и такой же неугомонности. И, не смею надеяться, но, может, все же достанете отложенные кисти?

Сергей Падерин

Фото из семейного архива Облезиных

«Мономах», №5, 2019 г.

Виды города полувековой давности. Ульяновск в акварелях Николая Облезина

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Виды города полувековой давности. Ульяновск в акварелях Николая Облезина»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here