История Симбирский архитектор Пётр Курочкин

Симбирский архитектор Пётр Курочкин

335

Наряду с красивейшими каменными зданиями, возведёнными в Симбирске в конце ХІХ – начале ХХ века – в период господства модерна в русской архитектуре, наш город украшают оригинальные, изящные деревянные здания, выполненные в этом стиле, автором которых является симбирский архитектор Пётр Курочкин, чьё имя достойно быть в одном ряду с именами выдающихся архитекторов: Августа Шодэ, Фёдора Ливчака, Феофана Вольсова.

Пётр Иовлевич Курочкин родился 8 (21) января 1878 года в деревне Ереловское Вятской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье отставного солдата Иова Петровича Курочкина, неграмотного «портного одиночки». У Иова Петровича и Марфы Алексеевны Курочкиных было четверо детей: три сына и дочь. Пётр был младшим из сыновей.

Обучившись грамоте в церковно-приходской школе, в четырнадцатилетнем возрасте Пётр отправился на заработки в Петербург, где в течение последующих двенадцати лет трудился печником и каменщиком на стройках. Дело в том, что ярославские крестьяне испокон веков занимались строительным отходническим промыслом. Так называемое отходничество – это временная, сезонная работа крестьян, когда они уходили из родных мест на заработки в другие города.

В Ярославском крае этот промысел сложился давно. Ещё в начале XVIII века село Вятское Ярославской губернии поставляло каменщиков и штукатуров для «обустройства» новой столицы – Петербурга. Ярославские крестьяне участвовали в строительстве Михайловского замка и Казанского собора, в отделке дворцов и немецких домов в Петербурге, Павловске.

В 1903 году, в возрасте двадцати пяти лет, Пётр Курочкин поступил в Петербургскую школу десятников по строительному делу Императорского Русского технического общества, по специальности «строительно-дорожное дело». В то время это было единственное учебное заведение в России, обучавшее специалистов среднего и низшего звена в строительном деле.

В школу десятников принимались строительные рабочие, имеющие опыт работы по специальности не менее четырёх лет, с уровнем начального образования: умением читать, писать, решать простейшие арифметические задачи. Курс обучения составлял два года, в программу обучения включались дисциплины: Закон Божий, русская грамота, история, география, арифметика, геометрия, строительные материалы, архитектура зданий, печное дело, основы железных и проезжих дорог, землемерие, сопротивление материалов, черчение, рисование, моделировка и чистописание.

По окончании школы десятников в 1904 году Пётр Курочкин был направлен в Калугу. Его первой самостоятельной работой, как специалиста–десятника, стало строительство каменного двухэтажного здания хирургической лечебницы знаменитой Хлюстинской больницы.

А уже на следующий год, 10 апреля 1905 года, Пётр Иовлевич Курочкин был принят на работу в Симбирскую городскую управу на должность десятника.

За год до этого, 20 марта 1904 года, в Симбирской городской думе был представлен доклад Симбирской городской управы «О приглашении учёных десятников для наблюдения за производством строительных работ», в котором сообщалось следующее:

«Практика показала, что лица, приглашаемые на должности надзирателей за городскими работами, не имея никакой научной подготовки в строительном искусстве, не удовлетворяют своему назначению, почему наблюдаются недостатки в сооружениях и излишняя переплата городских средств за материалы и рабочих людей… поэтому и ввиду пользы дела Симбирскому городскому управлению необходимо иметь двух постоянных десятников из окончивших курс средних технических училищ – одного для наблюдений за сооружением городских зданий и ремонта их, – другого для дорожных сооружений».

После чего по приглашению Симбирской городской управы и по направлению Петербургской школы десятников в нашем городе начали свою трудовую деятельность десятники, впоследствии архитекторы красивейших симбирских деревянных зданий Пётр Иовлевич Курочкин и Константин Арсеньевич Осипов, зачисленный на должность в управу годом раньше.

В 1906 году на должность главного симбирского архитектора был назначен Фёдор Осипович Ливчак, под руководством которого Пётр Иовлевич работал в городской управе в качестве «ответственного десятника». В 1910 году Ф.О. Ливчак перешёл на работу в губернское земство, а должность главного архитектора Симбирска занял прибывший из Царицына Феофан Евтихиевич Вольсов. С этого времени Пётр Иовлевич Курочкин становится фактически помощником городского архитектора. Вместе Вольсов и Курочкин проработали более двадцати лет и были дружны все эти непростые годы. Во многом благодаря Феофану Вольсову, который предоставил творческую свободу своему помощнику, проявился и в полной мере раскрылся архитектурный талант Петра Курочкина.

В большинстве своём архитектура Симбирска эпохи модерна – творение зодчих «петербургской школы». Симбирские архитекторы Фёдор Ливчак, Феофан Вольсов, Пётр Курочкин и Константин Осипов получили образование в Петербурге: Ливчак и Вольсов – в Институте гражданских инженеров Императора Николая I, а Курочкин и Осипов – в школе десятников. Примечательно, что будущие коллеги и сослуживцы, одного возраста, они в одно и то же время жили и учились в столице, окончив учебные заведения в 1904 году. Из чего можно предположить, что Ливчак, Вольсов, Курочкин и Осипов были знакомы друг другу ещё по Петербургу.

За время работы в Симбирской городской управе в должности десятника Пётр Иовлевич Курочкин принимал участие в строительстве многих городских зданий и сооружений, среди которых Воскресенская церковь и дом причта на городском кладбище (ныне ул. Карла Маркса, 54), каменное двухэтажное здание городского училища (ныне ул. Красноармейская, 53), полковые казармы, госпитали и войсковые бараки, здания электростанции (ныне ул. Минаева, 46/3) и нового водопровода.

Гораздо позднее, в 1921 году Феофан Вольсов писал о Петре Иовлевиче:

«Могу засвидетельствовать, что за всё время совместной работы в продолжение 11 лет я видел в нём незаменимого помощника и редкого выполнителя технических предначертаний. Товарищ Курочкин по своим теоретическим знаниям и громадному практическому опыту является, могу сказать совершенно уверенно, единственным техником в г. Симбирске. Его знание Урочного Положения ставит его в ряды лучших сметчиков в России. Его преданность своей профессии и безукоризненная честность заслуживают всяческого поощрения…».

Строитель-профессионал, Пётр Курочкин обладал талантом художника и архитектора, чему свидетельство – около тридцати проектов П.И. Курочкина городских зданий и сооружений в стиле модерн: усадебных домов с флигелями и службами, дачных домов, торговых лавочек, беседок, построенных под его руководством в период с 1910-го по 1915 год.

Архитектурная деятельность Петра Иовлевича Курочкина закончилась с наступлением революционного времени. С установлением в Симбирске новой советской власти осенью 1918 года в городе начались аресты. В дом к Курочкиным пришли с обыском, в ходе которого был обнаружен план города Симбирска, что послужило поводом для обвинения Петра Курочкина в шпионаже и пособничестве белым. Скорее всего, Пётр Иовлевич был арестован, а впоследствии и освобождён, одновременно с Феофаном Евтихиевичем Вольсовым, который содержался под стражей по обвинению в антисоветской деятельности с 15 по 19 октября 1918 года и окончательно был реабилитирован 10 августа 1919 года в связи с прекращением дела.

По сведению внучки Петра Иовлевича – Натальи Александровны Григорьевой, в семье Курочкиных с глубокой благодарностью чтут память о «красном» командире Сапожникове за спасение Петра Иовлевича и его семьи от репрессий. В прошлом учитель, красноармеец Сапожников квартировал в доме Курочкиных и был дружен с их семьёй. Именно он способствовал освобождению и реабилитации П.И. Курочкина.

В первые годы советской власти новое строительство в Симбирске почти не велось. П.И. Курочкин работал на ответственной должности, техником Горкоммунотдела. Пётр Иовлевич возглавлял работы по сооружению городской канализации, по укреплению оврага реки Симбирки, разрабатывал проекты и рабочие чертежи, составлял сметы, со всей полнотой ответственности руководил строительными работами, входил в состав комиссий по осмотру зданий и земельных участков, по приёмке ремонтно-строительных работ на объектах.

Отдушиной в эти годы для Петра Иовлевича стало преподавание. В сорок один год он поступил на открывшиеся в 1919 году в Симбирске политехнические курсы, готовящие техников и десятников гражданского и дорожного строительства, по окончании которых и в течение последующих двадцати лет, и даже будучи уже пенсионером, П.И. Курочкин преподавал в строительном техникуме. Преподавал он в техникуме месте с Вольсовым: Феофан Евтихиевич – архитектурное проектирование, а Пётр Иовлевич – сметы и отчётность, строительное законодательство, экономику жилстроительства. П.И. Курочкин был уважаем коллегами, любим студентами, которые были частыми гостями в доме Курочкиных – Пётр Иовлевич помогал отстающим и нуждающимся, принимал дома «долги» и «хвосты».

Помимо студентов, в небольшом, но многолюдном, гостеприимном доме Курочкиных часто собирались семьями друзья, среди которых и знаменитый врач-офтальмолог Григорий Иванович Суров. А жили Курочкины своим многочисленным семейством – с детьми и внуками – на окраине города, на улице Красной (бывшая ул. Жандармская, в настоящее время улица снесена, это район лицея № 40), в обыкновенном деревянном доме, в три окна на улицу, купленном ещё по приезде в Симбирск.

В далёком 1905 году Пётр Курочкин прибыл в Симбирск уже семейным человеком: с супругой Екатериной и сыном Михаилом. Екатерина Асафьевна тоже была родом из Ярославской губернии, из зажиточной крестьянской семьи. Она с большим трудом примирилась с переездом из столицы в провинцию, сетовала мужу на упущенные возможности счастливой столичной жизни в достатке. В семье Курочкиных было четверо детей: сыновья – Михаил и Евгений и дочери – Лидия и Зинаида. Пётр Иовлевич и Екатерина Асафьевна Курочкины прожили вместе сорок лет.

Пётр Иовлевич Курочкин скончался 29 мая 1944 года, в возрасте 66 лет. Он умер во сне. Похоронен на городском кладбище на улице Карла Маркса. Сохранилась могила Петра Иовлевича Курочкина, неподалёку от Воскресенской церкви, в строительстве которой он принимал участие.

Пётр Курочкин прожил наполненную творчеством, плодотворную жизнь. Построенные по его проектам здания в стиле модерн сформировали неповторимый архитектурный облик Симбирска и являются украшением нашего города. Среди них дом супруги коллежского асессора А.С. Ястребовой на улице Ленина, 108; дом преподавателя Симбирской духовной семинарии Н.И. Баженова на улице Пролетарской, 29; дом, в котором жил филолог, писатель П.С. Бейсов, на улице Радищева, 92; соседствующие двухэтажные здания на улице Крымова 53 и 55; предположительно, комплекс церкви во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»; дома на улицах Корюкина, Красногвардейской, Орлова, Свободы, Шевченко. Большинство этих зданий охраняются государством как объекты культурного наследия.

Архитектурное творчество Петра Иовлевича Курочкина достойно дальнейшего изучения и сохранения.

Автор выражает благодарность Наталье Александровне Григорьевой – внучке Петра Иовлевича Курочкина, которая бережно хранит память о нём и поделилась своими воспоминаниями; специалисту Государственного архива Ульяновской области Антону Юрьевичу Шабалкину, директору архитектурной мастерской «Симбирскпроект» Александру Михайловичу Капитонову за поддержку и сотрудничество.

Екатерина Куликова, научный сотрудник ООО «Симбирск-Рем-Сервис»

«Мономах», №2(92), 2016 г.

Симбирский архитектор Пётр Курочкин

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Симбирский архитектор Пётр Курочкин»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here