Безопасность Обеспечение техническим средством реабилитации

Обеспечение техническим средством реабилитации

87

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-007199-97

Судья Денисова М. А.                                                                         
Дело № 33-1245/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      
21 марта 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., 
Богомолова С.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 21 ноября 2022 года по делу № 2-5222/2022, по которому
постановлено:   

 

исковые требования прокурора Заволжского района города
Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
обеспечить Засыпалову Клавдию Степановну техническими средствами реабилитации: ***
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** к акту
освидетельствования №*** от 20 сентября 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в
пользу Засыпаловой Клавдии Степановны компенсацию морального вреда в размере
2000 руб.

В остальной части иска отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., прокурора Макейкиной
Е.В.,  полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах
Засыпаловой К.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению –
Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – Социальный
фонд) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Засыпалова К.С.
является инвалидом *** группы. В соответствии с 
индивидуальной  программой
реабилитации инвалида (далее — ИПР) от 20 сентября 2012 года № *** Засыпалова
К.С. нуждается в технических средствах реабилитации (далее – ТСР), в том числе
таких как: *** Данными техническими средствами реабилитации Засыпалова К.С. не
обеспечена. Просил возложить на Фонд обязанность обеспечить Засыпалову К.С.
техническими средствами реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации или абилитации инвалида № *** от 20 сентября 2012 года,
взыскать с ответчика в пользу Засыпаловой К.С. компенсацию морального вреда в
размере 3000 руб.

Суд
привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно
предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области Минтруда России» и,
рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от
14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования
Российской Федерации», приказом Фонда социального страхования Российской
Федерации от 29 июля 2022 года № 287 произошла реорганизация Фонда социального
страхования Российской Федерации путем присоединения к Фонду пенсионного и
социального страхования Российской Федерации.

С учетом данной реорганизации, положений ст. 44 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации следует произвести замену
ответчика – ГУ-УРО ФСС РФ на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Социальный
фонд).

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что
суд, удовлетворяя требования в части взыскания компенсации морального вреда не
дал оценку доводам, изложенным в отзыве. По делу не представлено доказательств,
что в результате действий Социального фонда инвалид был лишен принадлежащего
ему права на обеспечение ТСР, и реализация его права была возможна
исключительно путем предоставления ему ТСР в натуре. Полагает, что основания
для компенсации морального вреда в данном случае отсутствуют. Обращает
внимание, что действующим законодательством не предусмотрена возможность
компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида.
Нарушение гарантированного государством права инвалида на своевременное
обеспечение за счет федерального бюджета техническими средствами реабилитации
не является основанием для компенсации морального вреда. Кроме того, просит
учесть, что выплата компенсации морального вреда в пользу истца будет
произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно
приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем нарушение прав
других инвалидов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела,
Засыпалов К.С. является инвалидом ***

Согласно индивидуальной программе реабилитации от 20
сентября 2012 года Засыпалова К.С. нуждается в ТСР, в том числе таких, как: ***

12 июля 2022 года Засыпалова К.С. обратилась в Социальный
фонд с заявлением об обеспечении указанными ТСР (л.д. 16-17).

В этот же день Засыпалова К.С. была поставлена на учет для
обеспечения спорными ТСР.

Поскольку Засыпалова К.С. не была обеспечена спорными ТСР,
прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном
удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.

Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1. Федерального закона № 181-ФЗ
предусматривает ведение ф
едерального реестра инвалидов, который является
федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета
сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе
инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях
организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о
проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых
инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях
использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления
государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации.

Оператором
федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Функционирование
федерального реестра инвалидов осуществляется с применением
программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и
взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для
предоставления государственных услуг в электронной форме.

В
федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном
инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения
о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность);
сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о
программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая
сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических
средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих
программ.

Принятие
органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными
органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные
услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об
оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав
инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в
федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в
федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем
документов.

Согласно
ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.

В
соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная
программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения
уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных
мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных
функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида,
выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое
средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если
инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный
счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического
средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В
соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р,
ортопедическая обувь, специальная одежда относятся к техническим средствам,
предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В
силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок,
а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании
паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в
7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме
документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом,
указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала,
о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим
средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с
уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в
отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации,
обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении
уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в
пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока
действия указанного контракта.

При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный
орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок
обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного
производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией,
в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для
инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7
календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую
выдано направление, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, — 60 календарных дней.

Поскольку
на момент принятия обжалуемого судебного решения истец не был обеспечен
спорными ТСР, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность
по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Принятие
ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием
для его отмены.

Правильным
является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца,
являющегося инвалидом, денежной компенсации морального вреда.

Пунктом
1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и
здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя,
деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища,
личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания
и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага,
принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и
непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации, е
сли гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные
блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить
на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского
кодекса Российской Федерации к
омпенсация морального вреда осуществляется
в денежной форме (пункт 1).

Размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости.

Характер
физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических
обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных
особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации
гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.

Исходя из предназначения социального
государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством,
должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку,
включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать
благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности
условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами
нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное
обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на
компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан
неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными
правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением инвалида
техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные
страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для
взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в
разумном размере.

Доводы
апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не
основаны на законе и материалах дела.

Предусмотренные законом варианты обеспечения
инвалида ТСР, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, являются правом
инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена
обязанность по обеспечению инвалида необходимыми ТСР.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса                     Российской Федерации, судебная
коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 ноября 2022 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение  трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  23.03.2023.

 

 

Обеспечение техническим средством реабилитации

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Обеспечение техническим средством реабилитации»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here