Безопасность Обеспечение специализированным жилым помещением

Обеспечение специализированным жилым помещением

22

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2023-004798-41

Судья Денисова М.А.                                             
Дело № 33-514/2024 (33-6387/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       
23 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-4508/2023 по апелляционной жалобе Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2023 года,
по которому постановлено:

исковые
требования Ермакова Александрова Дмитриевича удовлетворить частично.

Обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
Ермакова Александра Дмитриевича специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории Ульяновской области.

В удовлетворении
исковых требований Ермакова Александра Дмитриевича к областному
государственному казенному учреждению «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области» отказать.

Заслушав доклад судьи
Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Ермаков А.Д. обратился в суд с исковым заявлением к  областному государственному казенному
учреждению «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Центр
управления недвижимым имуществом Ульяновской области») о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным
жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, что Ермаков А.Д.
относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. 22.02.2018 Ермаков А.Д. включен в список детей-сирот,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда на территории Ульяновской области, но до
настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Ермаков А.Д. зарегистрирован
по месту жительства по адресу: ***, однако собственником жилого помещения не
является.

Истец просил суд обязать ОГКУ «Центр управления недвижимым
имуществом Ульяновской области» предоставить ему благоустроенное жилое
помещение из специализированного жилого фонда Ульяновской области.

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, администрация города Димитровграда Ульяновской
области, Министерство социального развития Ульяновской области, Департамент
Министерства социального развития Ульяновской области, Территориальное
управление социальной защиты населения по городу Иванову.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что вследствие
недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для
предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в
Ульяновской области образовалась очередь из детей-сирот на предоставление жилых
помещений. Деятельность Министерства финансируется за счет средств областного
бюджета Ульяновской области, исполнить решение суда самостоятельно за счет
внутренних резервов не представляется возможным. В рамках доведенных лимитов
заключены государственные контракты на приобретение жилых помещений в
собственность Ульяновской области для целей предоставления их детям-сиротам.
При этом Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области принимаются 
исчерпывающие меры для реализации возложенных на него полномочий по
обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот. Доведенные лимиты и наличие исполнительных производств
по другим делам не позволяют обеспечить истца жилым помещением в разумный срок.
Для целей обеспечения Ермакова А.Д. специализированным жилым помещением в
разумный срок необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов.

В возражениях на апелляционную жалобу Ермаков А.Д., Галицкая
А.П. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее
– ГПК РФ) с
удебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие
выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом
норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная
коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.

Согласно
части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса
Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №
159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной
поддержки лиц данной категории.

В
силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
– лица в возрасте от             18 до 23
лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или
единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по
социальной поддержке.

На
основании положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению
в письменной форме по достижении ими возраста  
18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом данного пункта, по их
заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших
возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока
пребывания в образовательных организациях, организациях социального
обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном
законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также по завершении получения профессионального образования, профессионального
обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании
отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с
действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья  4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ)
и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за
исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от
21.12.1996  № 159-ФЗ).

Вопросы
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством),
регулируются Законом Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области» (действовавшим до 01.01.2023 года, на момент
возникновения спорный правоотношений), Законом Ульяновской области от
20.12.2022 № 142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, место жительства которых находится на территории
Ульяновской области, благоустроенными жилыми помещениями», которым
предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются данной
категории лиц, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18
лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения
совершеннолетия (статья 5 указанных законов).

Из
приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении,
предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в
случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых
помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Ермаков А.Д., *** года рождения, уроженец ***, относится к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из копии свидетельства о рождении *** № *** от ***
(повторное) Ермакова А.Д. следует, что его родителями являются Е*** Д.В. и З***
Е.В. (л.д. 19).

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 11.07.2012 по гражданскому делу № *** З*** Е.В., Е*** Д.В. лишены
родительских прав в отношении несовершеннолетнего Ермакова А.Д., *** года
рождения (л.д. 16-18, 91-96).

Согласно копии свидетельства о смерти *** № *** от
12.08.2021 (повторное) Е*** Д.В. умер *** (л.д. 14).

Из копии свидетельства о смерти *** № *** от 17.04.2019
(повторное) усматривается, что З*** Е.В. умерла *** (л.д. 15).

Постановлением администрации г. Димитровграда Ульяновской
области от 20.08.2012 № *** несовершеннолетний Ермаков А.Д. помещен под надзор
в областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним сохранено право пользования
жилым помещением, расположенным по адресу: *** (л.д. 98).

Постановлением администрации муниципального образования
«Ульяновский район» от 02.04.2014 № *** над несовершеннолетним Ермаковым А.Д.
установлена опека по договору о приемной семье, опекуном назначена Г*** А.П.
(л.д. 99-100).

Постановлением администрации г. Димитровграда Ульяновской
области от 02.10.2017 № *** в постановление администрации города от 20.08.2012
№ *** внесены изменения, признан утратившим силу (отменен) пункт 2 указанного
постановления – о сохранении за Ермаковым А.Д. права пользования жилым
помещением по адресу: *** (л.д. 8, 107).

Решением координационного совета по защите прав и законных
интересов несовершеннолетних от 19.02.2018 (протокол № ***) Ермаков А.Д.
включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 12).

Согласно сведениям из Росреестра по Ульяновской области
Ермаков А.Д. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 176). Истец
зарегистрирован в жилом помещении, не принадлежащем ему на праве собственности.

В связи с длительным периодом непредставления жилья истец
обратился с настоящим иском.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Ермакова
А.Д. возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» и Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области».

Судебная
коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности
предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного
жилищного фонда соответствуют требованиям закона.

При этом суд правильно отказал в удовлетворении исковых
требований к ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области
как ненадлежащему ответчику.

Из
приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении,
предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в
случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых
помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.

Истец
ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору
социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма не является.

Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения
ответчиком не выполнены.

При
этом материалами дела подтверждено наличие у Ермакова А.Д. нереализованного
права на однократное получение благоустроенного жилого помещения жилищного
фонда по договору социального найма, предоставляемого в соответствии с
вышеприведенными положениями закона.

Дети-сироты
обеспечиваются специализированными жилыми помещениями исполнительным органом
Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области
государственное управление в сфере строительства, которым является ответчик.

Следовательно,
надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Отклоняя
доводы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из
того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для
отказа в обеспечении прав указанной категории граждан и отмене судебного акта.
Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых истец не
является. Обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории
лиц возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по
обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда
не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной  жалобы не
подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                        18
сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено
24.01.2024

 

 

Обеспечение специализированным жилым помещением

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Обеспечение специализированным жилым помещением»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here