Безопасность О включении в список нуждающихся в жилье

О включении в список нуждающихся в жилье

126

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-002022-92

Судья Богомолов С.В.                                                                    
Дело № 33-3908/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              
19 октября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1277/2021 по апелляционной жалобе Кузьминова Сергея Геннадьевича на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 апреля 2021 года, по которому
постановлено:

 

в
удовлетворении иска Кузьминова Сергея Геннадьевича к Министерству семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые  подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области
отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, , судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузьминов С.Г. обратился в суд с иском к Министерству
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности включить в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области.

В обоснование заявленных требований указал, что
распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области от 1 декабря 2020 года № 1533-р ему отказано
во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,
которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области, которое он считает незаконным.

9 октября 2020 года им подано заявление в адрес ответчика о
включении его в указанный Список с приложением необходимых документов,
поскольку он является лицом, оставшимся без попечения родителей и достигшим
возраста           23 лет. Имеет прав она
внеочередное обеспечение жилым помещением, но в установленном порядке не был
поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не реализовал это
право по состоянию на 1 января 2013 года.

Указанное распоряжение ответчика нарушает права истца.

Просил обязать ответчика включить его в Список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, которые  подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное
выше решение.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Кузьминов С.Г.
не соглашается с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое
рассмотрение в тот же суд для рассмотрения в порядке административного
судопроизводства, в ином составе суда.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что в
нарушение пп. 2, 3 ч. 1 ст. 149
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации ему не были вручены копии возражений ответчиков и
доказательств, на которые они ссылаются 
в качестве обоснований своих доводов, о чем свидетельствует отсутствие в
деле соответствующей расписки. Отмечает, что в ходе судебного разбирательства им
устно и письменно было заявлено ходатайство об отложении судебного
разбирательства по делу, в связи с отсутствием у него копии возражений
ответчиков, а также доказательств, обосновывающих эти возражения, поскольку это
препятствовало надлежащей подготовке к судебному разбирательству. Однако судом
это ходатайство не было удовлетворено, что в свою очередь нарушило его право,
предусмотренное ст. 35
Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации.

Указывает, что он обратился в Ленинский районный суд г.
Ульяновска с административным исковым заявлением о признании незаконным
распоряжения Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области. Указанное административное исковое заявление
соответствует требованиям главы 22 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации. Однако судом первой инстанции было возбуждено
производство по гражданскому делу, что, по его мнению, является незаконным,
поскольку дело подлежало рассмотрению в порядке административного
судопроизводства.  

 

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной,
демографической политики и социального благополучия Ульяновской области просят
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
– без
удовлетворения.  

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Кузьминов
С.Г., *** года рождения, относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.

Решением Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 6 января 1998 года его родители были лишены
родительских прав. Этим же решением истец передан опекуну М*** А.З.

Постановлением Главы
администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 15 января 1998 года № 22 с К***
В.Н. сняты обязанности опекуна в отношении истца.

Приговором суда от 22
апреля 2003 года Кузьминов С.Г. осужден к лишению свободы, освобожден по
отбытии срока 16 декабря 2011 года.

Впоследствии приговором
суда от 3 декабря 2012 года осужден к лишению свободы, освобожден 27 октября
2015 года.

Приговором суда от 2 мая
2017 года осужден к лишению свободы сроком на 4 года 6 месяцев и в настоящее
время отбывает наказание  в ФКУ ИК-1
УФСИН России по Нижегородской области.

Как
следует из материалов дела с  заявлением
о выдаче ему как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
сертификата на получение жилья в рамках Федерального закона № 159-ФЗ Кузьминов
С.Г. по достижении им 18 лет и до достижения 23-летнего возраста не обращался,
впервые обратился в октябре 2020 г. в возрасте 37 лет.

Рассматривая
заявленные требования и руководствуясь положениями Федерального закона
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее
Федеральный закон N 159-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии
оснований для признания отказа ответчика во включении истца в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями в Ульяновской области, незаконным и подлежащим отмене. К
такому выводу районный суд пришел из-за отсутствия доказательств,
подтверждающих как факт постановки истца на учет нуждающихся в получении жилых
помещений, как ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей,
так и его обращения до достижения 23 летнего возраста в органы местного
самоуправления с заявлением о постановке на такой учет.

Судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного
постановления по доводам апелляционной 
жалобы.

В
соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют
жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,
муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами (часть 3).

Согласно
части 1
статьи 109.1
Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.

В
силу статьи 1
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в
возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые
остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии
с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной
поддержке.

На
основании положений пункта 1
статьи 8
названного выше федерального закона детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.

Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
этого пункта
, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом
данного пункта
, по их заявлению в письменной форме ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.

По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и
достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании
срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального
обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также по завершении получения профессионального образования,
профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по
призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким
образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления
жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абзаце первом
пункта 1 статьи 8
Федерального закона от 21 декабря 1996 года N
159-ФЗ.

Предоставление
вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии
письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на
учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное
законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых
помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во
внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц,
нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию
уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом
Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской
Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания
гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую
реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального
найма.

При
этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при
условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия
их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения
возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица
из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым
помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в
жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут
рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица,
имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не
соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой
социальной поддержки.

Следовательно,
до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение
вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении
жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут
рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они
утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой
социальной поддержки.

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила
формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,
которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему
месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по
новому месту жительства.

Согласно
данным Правилам
формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые
достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в
случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской
Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным
органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами
или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа
детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении
в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или
органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом
местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или
иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного
раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный
орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В
список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они
относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на
внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в
установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали
это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на
обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в
список.

Как
следует из Обзора
практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при
разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный
орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на
внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма,
однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет,
необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на
такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои
права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в
связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по
категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким
образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является
наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный
орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

При таких обстоятельствах, суд первой  инстанции, установив, что до достижения 23
лет истец не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о
принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на учете
нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке
"дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял,
при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не
представлено, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для
удовлетворения заявленных исковых требований.

Иные
доводы апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм, не влекут
отмены решения суда.

Пленум
Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27 сентября 2016 года N
36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что не подлежат
рассмотрению по правилам Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации в том числе дела,
связанные с реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с
предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного
фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного
фонда (абзац шестой
пункта 1)
.

Согласно
пункту 1
части 1 статьи 22
Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти,
органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав,
свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных,
трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений,
рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.

Характер
спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению,
определяются на стадии принятия заявления к производству суда.

Следовательно,
несмотря на то, что Кузьминовым С.Г. заявлены требования в порядке
административного судопроизводства, суд первой инстанции исходя из их
содержания заявления имел право самостоятельно определить вид судопроизводства
(гражданское) и решить вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке
гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий (например,
соблюдены правила подсудности и т.д.) для разрешения требований в том же суде в
ином судебном порядке, что и было осуществлено судом первой инстанции.

Такой
подход согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной в Постановлении
от 11 ноября 2014 года N 28-П, согласно которой институциональные и процедурные
условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только
предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать
требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств
судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

При
таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при
рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции не было
допущено нарушений или неправильного применение норм материального и
процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного
судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса                     Российской
Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 апреля
2021 года  оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Кузьминова Сергея Геннадьевича   – без удовлетворения.      

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.  

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции                   (г. Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  20.10.2021

 

 

О включении в список нуждающихся в жилье

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О включении в список нуждающихся в жилье»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here