Безопасность О назначении страховой пенсии по старости досрочно

О назначении страховой пенсии по старости досрочно

16

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                73RS0008-01-2023-000676-08

Дело № 33-238/2024 (33-6100/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                              
                         16
января 2024 года

 

Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего
Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове
А.В.,

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы
Ляминой Людмилы Юрьевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 22 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-1-548/2023, по
которому постановлено:

 

уточненные исковые требования
Ляминой Людмилы Юрьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области об установлении факта проживания на
территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по
30.06.1988, признании права на снижение пенсионного возраста на 3 года,
возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 23.08.2023,
оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения истца Ляминой Л.Ю. и ее представителя Поташова
В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лямина Л.Ю.
обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по
старости.

В обоснование иска
указано, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по
старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с
проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в чем
ей было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания
(работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Лямина Л.Ю.
полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку
оно принято без учета того факта, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 она
обучалась в И*** средней школе № ***, расположенной в ***, что дает ей право на
снижение возраста выхода на пенсию по старости на 1 год, а всего, с учетом
имеющегося у нее периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, на 3 года.

С учетом
изложенного, Лямина Л.Ю. просила установить факт постоянного ее проживания на
территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с
26.04.1986 по 30.06.1988, признать за ней право на снижение пенсионного
возраста на 3 года, обязать ответчика назначить с 23.08.2023 пенсию по старости
со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ
от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе Лямина Л.Ю. просит отменить решение суда, принять новое решение,
удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы
приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В дополнительной
апелляционной жалобе Лямина Л.Ю. ссылается на решение Инзенского районного суда
Ульяновской области от 27.03.2017 по гражданскому делу №*** по иску Б*** Н.В. к
ГУ-*** по У*** о признании права на назначение пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста, которым при равных условиях и обстоятельствах период
обучения в в И*** средней школе № *** с 26.04.1986 по 26.06.1987 был признан
фактом проживания (пребывания) на территории с льготным социально-экономическим
статусом. Не соглашается с тем, что суд критически отнесся к пояснениям
свидетелей, подтверждающим факт ее проживания в период с 26.04.1986 по
30.06.1988 в доме ее бабушки Г*** А.Ф. по адресу: ***, относящейся к территории
с льготным социально-экономическим статусом. Отмечает, что представленный ей
доказательства в совокупности позволяют сделать однозначный вывод о том, что в
период учебы с 26.04.1986 по 30.06.1988 года истец проживала (пребывала)
большее количество времени на загрязненной территории И*** района, ежедневно
подвергаясь воздействию радиации.

В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует,
что 24.07.2023 Лямина Л.Ю. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии
со ст. 34 Закона РФ о т 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской
АЭС».

Решением ОСФР по
Ульяновской области от 09.08.2023 № *** Ляминой Л.Ю. было отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием
требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с
льготно-экономическом статусом (л.д. 28-29).

При этом ответчиком
рассчитана продолжительность проживания (работы) истицы в зоне с льготным
социально-экономическим статусом, которая составила 7 лет 9 месяцев 11
дней: с 21.09.1989 по 08.06.1992 (02-08-18), с 09.06.1992 по 09.02.1993
(00-08-01), с 10.02.1993 по 19.05.1993 (00-03-10), с 20.12.1993 по 31.01.1998
(04 года 01 месяц 12 дней), что дает ей право на снижение пенсионного возраста
на 1 год.

Не согласившись с
этим, Лямина Л.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную
правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об
отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.

При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от
времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с
этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7
Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.

Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим
статусом.

Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город Инза Инзенского
района Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов,
территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 город Инза с 01.02.1998
не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден
«Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».

В соответствии с
пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной
зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся
удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в
указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Из материалов дела
следует, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 Лямина (Куликова) Л.Ю., ***
года рождения, обучалась в в И*** средней школе № ***, что подтверждается
аттестатом о среднем образовании серии *** и справкой МКОУ «И***» от
28.07.2023 № 96 (л.д. 26-27).

Вместе с тем, как
установлено судом первой инстанции, Лямина (Куликова) Л.Ю. в спорный
период была зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживала с
родителями в селе Т***, которое к зоне с льготным социально-экономическим
статусом не относилось.

Таким образом,
отсутствует документальное подтверждение того, что в оспариваемый период истица
постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы апелляционной
жалобы Ляминой Л.Ю. о том, что при определении ее права на снижение пенсионного
возраста на основании статьи 34 Закон № 1244-1 необходимо учитывать период ее
обучения в в И*** средней школе № *** с 01.09.1981 по 30.06.1988,
несостоятельны и не основаны на законе.

Как указывалось
выше, право на снижение пенсионного возраста дает постоянное проживание или
работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Обучение в средней
школе, не являющейся школой-интернатом, не может быть приравнено к постоянной
работе, поскольку ученики в школе находятся значительно меньше времени нежели
рабочие, сотрудники учреждений, для которых четко установлен трудовой
распорядок, предусматривающий, как правило, восьми часовой рабочий день с
перерывом на обед 1 час, пятидневную рабочую неделю и очередной отпуск в
течение календарного года.

Доводы апелляционной
жалобы, о том, что в спорный период истица постоянно проживала в г. И*** у
своей бабушки, отклоняются судебной коллегией, поскольку каких-либо
доказательств указанным доводам в материалах дела не имеется.

Кроме того, к данным
доводам судебная коллегия относится критически, учитывая незначительное
расстояние между селом Т*** и в И*** средней школе № *** (менее 3 км).

Доводы апелляционной жалобы не
свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по
существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой
обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая
была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не
усматривает.

Оснований, предусмотренных статьей 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для признания их
ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы Ляминой
Людмилы Юрьевны – без удовлетворения.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17.01.2024

О назначении страховой пенсии по старости досрочно

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О назначении страховой пенсии по старости досрочно»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here