История Неординарный мыслитель Василий Розанов

Неординарный мыслитель Василий Розанов

148

В год 160-летия со дня рождения великого русского философа и писателя Василия Васильевича Розанова в музее «Симбирская классическая гимназия» начала работу выставка «…С «ничего» я пришёл в Симбирск… и вышел из него «со всем»». Это ещё одна попытка взглянуть на симбирский период жизни философа и влияние этого времени на его судьбу (В.В. Розанов учился в Симбирской гимназии в 1870–1872 гг.).

После смерти философа в 1919 году его труды были полностью забыты на долгие десятилетия. Отрадно, что в последние четверть века имя Розанова наряду со многими другими забытыми гениями возвращено из небытия. Быть может, выставка поможет кому-то открыть для себя этого неординарного мыслителя.

Происхождение фамилии Розанов совершенно случайно. Дед философа, Фёдор Никитич Елизаров, выбрал её сыну Василию, поступившему в Галичскую духовную семинарию, в честь своего семинарского преподавателя Василия Розанова. Согласно автобиографии Розанова, важнейшим импульсом его умственного развития послужили сочинения Д.С. Милля, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и западноевропейских «вульгарных материалистов». Целиком в этом русле была написана его первая статья «Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни». Однако написанная в 1881 году, она не была опубликована журналом «Русская мысль» по причине «тяжёлого слога». Другое исследование талантливого студента Императорского Московского университета «Об основаниях теории поведения» было удостоено университетской академической премии. Впоследствии это сочинение легло в основу первого философского труда В.В. Розанова «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания». Книга была издана в Москве в 1886 году и не имела резонанса в научно-философских кругах.

Философические устремления Розанова постепенно сменялись религиозными, о чём свидетельствуют его насыщенные полемикой статьи «Органический процесс и механическая причинность» (1889), «Отречение дарвиниста» (1889), направленное против профессора К.А. Тимирязева, «Место христианства в истории» (1890), «Цель человеческой жизни» (1892), «Красота в природе и её смысл» (1894). Репутации философа Розанову они не создали, но помогли свести знакомство с Н.Н. Страховым и К.Н. Леонтьевым, а те в свою очередь открыли ему дорогу в консервативную журналистику.

Он стал одним из ведущих авторов новообразованного в 1890 году журнала «Русское обозрение», издававшегося на личные средства императора Александра III при кураторстве К.П. Победоносцева. Статьи Розанова регулярно публиковались во многих периодических изданиях России и особенно в газете А.С. Суворина «Новое время».Штатным сотрудником этого издания он стал в 1898 году.

До этого он, оставив гимназическое преподавание и переехав в столицу, несколько лет служил чиновником Центрального управления государственного контроля («служба эта была так же отвратительна для меня, как и гимназия»).

К началу 1900-х Розанов создал себе прочную репутацию плодовитого и яркого консервативного журналиста. В 1899 году его многочисленные статьи были собраны и опубликованы в книгах «Сумерки просвещения», «Природа и история», «Религия и культура». Наиболее известно литературное сочинение «Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария».

В.В. Розанов имел особый взгляд на семейную жизнь, он даже предпринял попытку решающего обобщения религиозной проблематики («Люди лунного света» 1912, «Тёмный лик» 1911). В этих трудах оценивается «метафизика христианства». Однако неверно однозначно причислять Розанова к «антихристианам», подобно Ницше. Розанов пишет ряд сочинений-эссе, в которых пытается воспроизвести процесс «понимания». Попытка осмыслить и очеловечить революцию, описать крушение истории предпринята в «Апокалипсисе нашего времени». Этот труд выходил в большевистской России с ноября 1917-го по октябрь 1918 года невероятным тиражом – 10 выпусков за год. «Апокалипсис» – редкостное и бесценное художественно-историческое свидетельство очевидца, мыслителя, погребённого под обломками рухнувшей империи.» (Из статьи Е.В. Барабанова «К биографии В.В. Розанова».)

Тяжёлыми и даже трагичными можно назвать первые послереволюционные годы для В.В. Розанова. Он и его семья невероятно нуждались, голодали. В.В. Розанов умер в Сергиевом Посаде в 1919 году, похоронен в Черниговском скиту.

Наша задача состоит в том, чтобы увидеть истоки интеллектуального и нравственного развития. Ведь не случайно соученик будущего философа по Нижегородской гимназии К. Кудрявцев ещё в 1874 году в письме назовёт тогда ещё совсем юного Васю Розанова «доктором философских наук и прочая…». А это лишь через два года после его отъезда из Симбирска. Лучше, чем сам В.В. Розанов, об этом никто не расскажет. Он очень тщательно анализировал свои, даже очень ранние, мысли, поступки, события.

Процитируем отрывок из путевого очерка В.В. Розанова «Русский Нил», давший название выставке:

«…никогда я (и мои наблюдаемые товарищи) не читал и не читали столько, сколько тогда в Симбирске читали, списывали, компилировали, спорили и спрашивали. Такой воистину безумной любознательности, как в эти 71-73 годы, я никогда не переживал.

«Ничего» и «всё». С «ничего» я пришёл в Симбирск: и читатель не поверит, и ему невозможно поверить, но сам-то я про себя твёрдо знаю, что вышел из него со «всем». Со «всем» в смысле настроений, углов зрения, точек отправления, с зачатками всяческих, всех категорий знаний. Невероятно, но так было».

В Симбирске самые ранние умственные убеждения Розанова сложились посредством общения с гимназистом седьмого класса, сыном квартирной хозяйки Николаевым, увлечённым демократическими идеями 60-70-х гг., который, как писал Розанов, «…нимало не скрывал образа своих мыслей и давал читать книги, которые были у него».

Василий занимался гимназическими предметами «…настолько, чтобы идти удовлетворительно (…), всё остальное время посвящая чтению или опытам, которые делали, купив в аптеке некоторые препараты и вещества, или разговорам политического и реже литературного содержания».

Гимназические годы Розанов выделял как самые светлые на протяжении всей жизни. «Глубокая преданность интересам знания, неопределённые надежды и ожидание чего-то от будущего, правдивость отношений между собой и их полная безыскусственность – всё это делало жизнь глубоко радостной».

«Бывало Вася, ещё не кончит чая, уже бежит к столу… Именно «бежит» радостно, весело в душе, в которой играют мысли, угрюмо лишь для постороннего глаза. Здесь за письменным столом, были мои пиры, мои – вакханалии, здесь – несравненная поэзия. Счастье писания есть счастье рождения, кажется, не одна аналогия здесь, но и истинное существо природы» (В.В. Розанов. Автобиография «О себе и жизни своей».)

В Нижнем Новгороде гимназист Розанов увлекался идеями позитивизма, социализма и атеизма. Читал Д.С. Милля, К. Фохта, И. Бентама, Н. Макиавелли, сочинения Белинского, Писарева, Добролюбова, Лассаля.

Розанов пишет об отношениях со старшим братом Николаем: «С братом я ссорился, начиная с 5-6 класса гимназии, он был умеренным, ценил Н.Я. Данилевского и Каткова, уважал государство, любил свою нацию, в то же время зачитывался Маколеем, Гизо, из наших – Грановским. Я же был «нигилист» во всех отношениях, и когда он раз сказал, что «и Бокль с Дрэпером могут ошибаться», то я до того нагрубил ему, что был отделён в столе, мне приносили обед в свою комнату. Словом, всё «обычно русское». Учился я всё время плохо, запоем читая и скучая гимназией… Кончил я «едва-едва» – атеистом, (в душе) социалистом, и со страшным отвращением, кажется, ко всей действительности. Из всей действительности любил только книги».

Именно книги, прочитанные мальчиком и юношей Василием Розановым, стали «главными героями» выставочного проекта в музее «Симбирская классическая гимназия». Дело даже не в количестве прочитанных книг, несомненно, и в нём тоже, но главное – в уровне чтения! Исторические монографии (один трёхтомник Бокля чего стоит!) естественно-научная и художественная литература, и всё это читано, как тогда говорили, при огромной умственной нагрузке в самой гимназии с двумя древними языками и высочайшим уровнем требований к гимназистам!

На выставке вы не увидите «ярких» предметов, главное – сам В.В. Розанов и его гениальные тексты. Всмотритесь, вчитайтесь, и мы уверены, вы восхититесь глубиной мыслей, литературными достоинствами произведений, особым «розановским» юмором, а порой и сарказмом. Ведь не случайно современники, отмечая его великий дар и интеллект, самого Василия Васильевича считали человеком со сложным характером. Но… гениям многое прощается…

Ирина Макеева, заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия»

Фото Александра Четверкина

«Мономах», №2(92), 2016 г.

Неординарный мыслитель Василий Розанов

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Неординарный мыслитель Василий Розанов»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here