Ульяновск скорбит: 29 января 2022 года из жизни ушла заслуженный работник культуры РФ, бывший декан факультета культуры и искусства УлГУ Татьяна Никитина.
Татьяна Евгеньевна — дочь знаменитейшего ульяновского врача-эндоскописта, автора многих медицинских новаций, «отца ундоровской минералки» Евгения Чучкалова. Более 20 лет она возглавляла факультет культуры и искусства УлГУ — была его организатором «с чистого листа», сумела собрать вокруг себя профессионалов, которые, как и она, искренне любили свое дело.
Благодаря Татьяне Евгеньевне в Ульяновске зажглось немало звезд, которые разлетелись не только по разным регионам России (включая Москву и Санкт-Петербург), но и странам. В последние годы она уже не работала в университете — тяжело болела. Но, как и раньше, собирала вокруг себя людей талантливых и неравнодушных. Таких же, как она сама.
Заведующий кафедрой журналистики УлГУ Олег Самарцев пришёл на работу в вуз вместе с Никитиной в 1996 году.
— Работать с ней было очень трудно, но невероятно интересно. Таких руководителей создать нельзя, у Татьяны Евгеньевны мощная генетика — она настоящая дочь своего отца. Она организовывала людей, и вокруг всем хотелось организовываться. Мы понимали, что под ее началом это достижимо, хоть и непросто.
Никитина была не просто строга, она была безжалостна — к бездельникам, болтунам, но добра и внимательна к людям созидающим. Она могла поступить своими амбициями ради талантов — тянула факультет к Гнесинке, Щукинскому училищу, и у неё получалось!
Она всегда добра к беде своих соратников, коллег — оказывала помощь быстро и от души. Главное качество Татьяны Евгеньевны — это неимоверная справедливость и умение сказать правду в глаза.
Никитина — профессионал высочайшего уровня. Без неё не было бы и факультета.
Ульяновский путешественник, журналист Даниил Николаев был ее учеником, когда Татьяна Евгеньевна работала директором первой музыкальной школы. Позднее, когда Никитина возглавила ФКиИ, он был ее студентом.
— Татьяна Евгеньевна знала меня с самого моего детства, когда я ещё второклашкой пришёл в первую музыкальную школу. Я был маленьким, но уже тогда во мне, юнце, она что-то разглядела, какие-то таланты. Мы с ней были очень дружны, всегда переписывались, созванивались, виделись по возможности. Потом она была для меня на протяжении всей моей жизни учителем, наставником и другом. С ней были близки и мои родители.
В последний раз наша встреча состоялась осенью — в больнице, той самой, которую основал ее великий отец Евгений Чучкалов.
Я отчетливо помню, что она всегда курила сигареты Camel. Для меня этот факт всегда был очень брутальным и полностью характеризовал ее, как мощного харизматичного человека, за которым всегда стояла добрая, улыбчивая и хрупкая женщина.
Худрук Ульяновского молодёжного театра Алексей Храбсков — тоже студент Никитиной. В 1997 году она была в составе приемной комиссии у начинающих актеров.
— Татьяна Евгеньевна — это незабываемо! Я в большом долгу перед ней, в моей судьбе она приняла самое непосредственное участие — вырастила и вела за руку от первого до последнего дня.
Помню, что она была в актерской комиссии на вступительном экзамене и сделала мне в свойственной ей манере замечание, после этого я никогда таких ошибок не делал.
Я вышел и сказал: «Стих Набокова!». Татьяна Евгеньевна поправила: «Юноша, не стих, а стихотворение!», мол, что ты тут неправильно выражаешься по-русски.
Была добрым и справедливым человеком, обижалась на людей, которые недооценивают ее труд.
А в 2001 году я пришёл под ее руководством преподавать, она одобряла все мои инициативы.На 20-летие факультета я собрал всех студентов, мы пришли к ней и пели гимн «Не вешать нос!». Так мы хотели ее поддержать в непростое время — она вела творческие направления, а система образования бездушная. Нам показалось, что ей нужно плечо.
Президент УлГУ Юрий Полянсков знал Татьяну Евгеньевну с 10 лет — их родители были хорошо знакомы.
— Когда пришло время открывать в ульяновском филиале МГУ факультет культуры и искусства, я начал подбирать профессионалов. Ко мне приходили известные художники, архитекторы, и первое, с чего они начинали — просили квартиры и прочие блага. Я вспомнил про Татьяну, которая тогда была директором музыкальной школы. Пригласил, предложил стать деканом факультета. «А что это такое?», — спросила она. Я ответил: «Устроишься — поймешь». И она мгновенно согласилась.
Татьяна Евгеньевна стала одной из тех, благодаря кому маленький филиал МГУ вырос в полноценный университет. Она умела выбирать людей, добиваться своего. Например, в свое время до ректора Строгановки достучалась, когда он отдыхал где-то в лесу, в глуши.
Она сумела сделать факультет культуры и искусства «звездным», плотно работала с профессионалами из Строгановки и ГИТИСа, наши ребята блистали в Америке, Германии и других странах. Была достаточно жесткой, но всегда откликалась на просьбы, неважно, кто к ней обращался — свой ли, чужой… Умела дружить, была душой компании. Было приятно смотреть, как она обращалась с близкими, как заботилась об отце, своей дочери и внучке.
Когда мы справляли ее 70-летие, она уже болела, но по ней это было незаметно, она умела себя сдерживать, не показывать болячки, проблемы, сложности. Мы созванивались с ней постоянно. В последний раз — дней за пять до ее кончины. Я поразился, сказал: «Татьяна, какой у тебя голос звонкий, как прежде!». Она ответила: «Да, Юрий Вячеславович». И положила трубку. Видимо, разговаривать ей уже было очень сложно…
Редакция 73online.ru выражает искренние соболезнования родным и близким.
Прощание с Татьяной Евгеньевной Никитиной состоится 31 января в 11.00 по адресу ул. Красноармейская, 32.
Виктория Чернышева
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |