История Древоток

Древоток

726

Евгений Георгиевич Усерднов – скульптор, член Союза художников России, заслуженный работник культуры Ульяновской области. Родился в 1953 году в Ульяновске. В 1975 году окончил Пензенское художественное училище им. Г.К. Савицкого, скульптурное отделение. Портрет «Юность» и рельеф «Воспоминания о свадьбе» вошли в собрание Ульяновского областного художественного музея. С 1975 года Е.Г. Усерднов преподаёт в художественной школе г. Ульяновска. Его школьная скульптурная мастерская – лучшая в области. Около тридцати учеников Е.Г. Усерднова окончили художественные вузы, академии художеств, являются членами Союза художников России.

Евгения Георгиевича Усерднова в Ульяновске считают одним из самых ярких художников. А коллеги и друзья, отмечая его работоспособность, шутят: оправдывает свою фамилию.

Когда в 2013 году Евгений Усерднов отмечал своё 60-летие, в музее изобразительного искусства прошла персональная выставка. Вообще за 40 лет работы произведения скульптора экспонировались часто – на областных, республиканских и всероссийских выставках. Но почему-то именно осенью 2015 года, когда Евгений Георгиевич отмечал 40-летие творческой и педагогической деятельности, на мастера просто обрушилась слава. Его работы разместились сразу в двух музеях (в выставочном зале «На Покровской» и в музее купечества) и все региональные СМИ осветили творчество скульптора. Журнал «Мономах» также счёл необходимым рассказать о творчестве этого удивительного мастера. И вот наши аргументы.

Красота

Кого из художников не вдохновляла женская красота! Но лишь скульптор знает всё о женской гармонии. Особенно, если материалом в его руках оказывается дерево! Потому что оно не мёртвое, а живое – со своими тайными изгибами, сучками и фактурами. Евгений Усерднов сам признаётся, что больше всего любит работать с деревом, хотя это и самый сложный материал: один раз ошибёшься – ничего не исправишь! А он и не ошибается – знает природу женской красоты. Однако женская природа изменчива, и ни один мужчина не может быть уверен в том, чего ждать от неё в следующую минуту. Оттого, видимо, и не без иронии ищет он лучшую половину. А мы – любуемся и восхищаемся.

Космос

В работах Евгения Усерднова среди всех тематик заметно лидирует «Грецкий орех». Когда-то мастер, изучая форму грецкого ореха, сравнил его с мозгом человека или с космическим сгустком. И решил скульптор воспеть не просто причудливость наших извилин, а мудрость этого творения, а главное – его необъятность, ведь Человек – это Космос. И каждое деревце, каждый корнеплод – тоже великое творение. Возможно, поэтому автора так увлекает тема природы, которая находит самые неожиданные воплощения. Это натюрморты и цветы, объёмные природные скульптурные формы.

Юмор

Как любой большой художник, Усерднов подмечает малейшие детали, характеризующие ту или иную вещь, а как человек, наделённый чувством юмора, Евгений Георгиевич умеет подать эти детали так, что любой улыбнётся и скажет: «Да, в жизни всегда есть место…жизни». Оленевод у него действительно пляшет, деревенская свадьба кипит в круготоке времени, в автобусе и трамвае люди, как бельё в центрифуге, слились в единый летящий комок. Скульптор любит пошутить, даже над собой: он изобразил себя в скульптуре «Древоток» и так комментировал созданный образ: «Я, как древесный червь, роюсь в дереве, копаюсь, проделываю ходы».

Глубина

Более всего работы Евгения Усерднова поражают глубиной философского обобщения. Его «Узник ГУЛАГа» возник из толстого ствола с нетронутой корой. Бревно стало символом лесоповала, колючая проволока – символом несвободы. Эту работу скульптор создал к 95-летию Александра Солженицына. Работа экспонировалась на крупных выставках «Большая Волга» и на самой престижной Всероссийской выставке «Россия XII» в Москве. Тема православия отразилась в философских рельефах: «Христос», «Библия», «Николай чудотворец».

Одна из самых запоминающихся работ – скульптура «Развод». В раме, похожей на гильотину, изображены с противоположных сторон два лица –ar мужское и женское, пока что они –ar одно целое, но гильотина уже направила на них своё острие.

Мыло

После выставки в музее купечества, где Евгений Усерднов представил резьбу из мыла, интернет-пространство захватила дискуссия по поводу этих работ. Некоторые отметили мастерство автора, другие – оригинальность, но были и такие, кто «не понял юмора».

А скульптор не собирался кого-то специально смешить. Он просто считает, что мыло – такой простой и доступный материал, что не жалко пустить… на мыло. Ну, а если серьёзно и внимательно посмотреть на эти фигурки и жанровые сценки, то обязательно насладишься жизнью в искусстве!

Ольга Шейпак

«Мономах», №1(91), 2016 г.

Древоток

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Древоток»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here