История Бронзовый Илья Николаевич

Бронзовый Илья Николаевич

380

Минуло 65 лет, как в Ульяновске в 1957 году был торжественно открыт памятник Илье Николаевичу Ульянову (1831 – 1886), директору народных училищ Симбирской губернии, отцу своего великого сына Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Открытие памятника приурочили к 77-летию со дня рождения вождя Октябрьской революции и к 40-летию этой самой революции.

В жизни Советского Союза юбилейный 1957 год был отмечен пуском первого в истории человечества искусственного спутника Земли, вводом в действие Волжской ГЭС, Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Москве.

Правда, возведение монумента первоначально планировалось к 1956 году, к 125-летию Ильи Николаевича – но, как то нередко случалось в советской действительности, не успели. Но ничего, на следующий год подгадали к новым годовщинам и юбилеям.

Памятник Илье Николаевичу Ульянову. 2022 год

Памятник представляет собой двухфигурную скульптурную группу высотой в пять с половиной метров. На постамент из светло-розового гранита установлен бюст Ульянова-старшего в казённом вицмундире, но без наград, и установлена бронзовая скульптура мальчика-подпаска высотой в 1,7 метра. Мальчик держит посох и развёрнутую книгу, и олицетворяет собою всех крестьянских детей Симбирской губернии, которые, благодаря неустанным заботам Ильи Николаевича, талантливого чиновника и педагога, смогли получить доступ к знаниям.

Место для монумента также было выбрано не случайно, у входа в сквер имени Ильи Николаевича Ульянова, разбитого на месте закрытого и разрушенного в 1930-е годы мужского Покровского монастыря. На кладбище этой обители, считавшемся, кстати, самым аристократическим в Симбирске, и был погребён в январе 1886 года безвременно умерший отец Ильича. Его могила, единственная сохранившаяся в первозданном виде, находится в считанных десятках метров от памятника. На рубеже 1940-х – 1950-х годов сквер как раз начали усиленно облагораживать, и могила Ульянова-старшего стала одной из основных туристических достопримечательностей родины Ленина. Над ней, кстати говоря, планировали возвести некое подобие склепа для лучшей сохранности и внушительности вида – склеп лучше видно издалека – но потом от идеи почему-то отказались.

Памятник Илье Ульянову – один из самых «именитых» и одновременно курьёзных ульяновских монументов. Ещё бы, ведь скульптуры ваял известный советский скульптор-монументалист, академик, лауреат трёх Сталинских премий, народный художник СССР Матвей Генрихович Манизер (1891 – 1966). Матвей Манизер прославился, помимо прочего, памятником Владимиру Ленину в Ульяновске, установленным в 1940 году, и тем, что снимал посмертную маску со Сталина. Архитектурное решение памятника разработал народный архитектор СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий Игорь Евгеньевич Рожин (1908 – 2005), автор проекта знаменитого московского стадиона имени Ленина в Лужниках.

Игорь Евгеньевич Рожин, архитектор памятника И. Н. Ульянову

Матвей Генрихович Манизер, автор памятника И. Н. Ульянову

Скульптор Матвей Манизер и архитектор Игорь Рожин много работали над станциями Московского метрополитена, считавшегося самым красивым в мире. Скульптуры Матвея Манизера доселе украшают многие станции, вестибюли и переходы старых станций: образцово-показательны здесь «Площадь революции» и «Партизанская», бывший «Измайловский парк». Но в 1955 году грянуло знаменитое постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Фантазия мастеров оказалась несколько ограничена – видимо, потому они с охотой взялись за памятник в Ульяновске.

Памятник В. Ленину в Лужниках, продолжение ульяновского сотрудничества М. Манизера и И. Рожина. 1960 год

С ульяновским опытом сотрудничества Матвей Генрихович и Игорь Евгеньевич вернулись в столицу, где в 1960 году рядом со стадионом в Лужниках был установлен памятник Владимиру Ленину, очередной плод их совместного творчества. Скульптуру Ленина, точную копию ульяновской, Матвей Генрихович изготовил для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. Скульптура удостоилась почётной грамоты выставки. Нечасто провинциальные шедевры «переезжают» потом в столицу – в общем, своим памятником Ленину мы можем гордиться по праву.

Если мы взглянем на мемориальную доску на доме-музее Владимира Ленина на улице Ленина, где Владимир Ильич прожил детство и юность, мы увидим на ней классическое изображение «дедушки Ленина», лысого и бородатого, каким Володя Ульянов в те времена, разумеется, не был. Чем старше становилось молодое Советское государство, чем более матерели его вожди, тем более оказывался востребованным в изобразительной лениниане образ юного Ленина. Он определялся сохранившимися фотографиями Ильича, гимназиста, студента, кудрявого младенца (так называли в XIX веке детей до 7-8-летнего возраста).

Эта тенденция, с одной стороны, определялась желанием советской пропаганды работать с подрастающим поколением, которое учили «жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин». На октябрятских звёздочках (октябрятами называли самых младших школьников, из которых вырастали пионеры) уже в 1928 году появился «Ленин маленький, с кудрявой головой», каким он был, между прочим, в четырёхлетнем возрасте. Но и на пионерских, и на комсомольских значках и знамёнах красовался уже классический Дедушка Ленин.

Дедушку Ленина во главе Советского государства сменяли не менее харизматичные вожди, желавшие быть, конечно, не «дедушками», а отцами родными советскому народу. Надо вспомнить, что на протяжении тысячелетий правители всячески подчёркивали свою «великовозрастность»: опирались на посохи, заворачивались в мантии, будто бы, греющие их «старые» кости, сидели на тронах, когда все кругом стояли на ногах. Дальше всех, кажется, зашли египетские фараоны: даже дети и женщины цепляли искусственные бороды, «накидывая» себе возраста и мужественности. У скульптурного Ленина бородка была натуральная, а мантию заменяло пальто.

Феномен молодеющего Ленина в советском искусстве определялся физическим старением действующих вождей Советского государства. У каждого из них был свой культ личности, и каждый из них, хотя и церемонно расшаркивался перед вождём Октябрьской революции, несомненно, завидовал его славе и пытался подчинить её себе: маленькому Ленину надо было дорасти до старенького – точнее, умудрённого возрастом и жизненным опытом Сталина, Хрущёва, Брежнева…

В 1936 году творившая в Челябинске советская женщина-скульптор Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко (1892 – 1984) создала скульптуру «Ленин в детстве»: четырёхлетний вундеркинд Володя опирается на стопку книг, которые, судя по толщине, едва ли являются детскими, раскрасками или сказками.

Впрочем, книга в искусстве, в скульптуре, как правило – элемент символический. Например, на иконах, на древних скульптурах, книга – непременный атрибут многих святых и самого Господа Иисуса Христа. Закрытая книга в руках у святого означала верность учению, полученному от Христа. Закрытая книга в руках Самого Христа означала, что Он – Податель Премудрости, а открытая – Благую Весть миру и Страшный Суд.

Советская идеология была квазирелигиозной. Христа она меняла на Ленина и других своих вождей. «Христос умер, Христос воскрес, Христос придёт вновь» — звучит, как незабвенное «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Растиражированные «Ленины в детстве», чаще гипсовые, реже мраморные, особенно в эпоху после окончания Великой Отечественной войны наполнили собой парки, скверы, детские площадки, дворы многих советских городов. Один из них украсил собой Колючий садик в Ульяновске, совсем неподалёку от того места, где в 1957 году был открыт памятник Илье Николаевичу.

Статуя Володи Ульянова в Колючем садике. 1957 год

Задумка, как кажется, тоже получалась неплохая. Вот сын, и ему памятник, а там – папа, тоже памятника достойный. Другое дело, что с Володей Ульяновым начал ассоциироваться бронзовый мальчик-пастушок на постаменте Ильи Николаевича.

В 1958 году в Ульяновск впервые приехал культовый советский фотограф, москвич Леонид Николаевич Лазарев (1937 – 2021). Среди сюжетов, репортажных и постановочных, запечатлённых мастером на ульяновских улицах, был и такой, который автор в публикации назвал «Поколения»: внучка, восседающая на плечах колоритного дедушки, на фоне постамента памятнику Илье Николаевичу Ульянову. Третьим в кадре фигурирует подпасок, да ещё надпись на постаменте: «Илья Николаевич Ульянов». Бюст Ильи Николаевича фотографом «срезан». А ведь, как кажется, можно было удачно «поиграть» с растительностью на лицах двух бородачей, живого и бронзового. Но столичный гость решил, что «главный» – это бронзовый отрок на постаменте.

Леонид Лазарев. Поколения. 1958 год

Минуло пятнадцать лет, когда в 1973 году у подножия монумента Ильи Николаевича появилась ещё одна столичная знаменитость, поэт Евгений Александрович Евтушенко (1932 – 2017). Гостя, прославленного поэмой «Казанский университет», посвящённой как раз юному Владимиру Ильичу, много водили по ленинским местам.

Оглядывая монумент, Евгений Евтушенко неожиданно спросил женщину-экскурсовода: «А где же второй?». «Кто второй?» — не поняла вопроса дама. «Ну как же, у Ульяновых, кажется, было два сына?» «Ах, Вы про мальчика на постаменте? — опомнилась экскурсовод. — Нет, это не Володя! Это просто крестьянский мальчик! А всего сыновей у Ульяновых было трое!» — назидательно добавила она, свысока глянув на «не догнавшего» поэта.

Анекдот этот всегда звучит некоторым укором в сторону знаменитого поэта – мол, перепутал эпиорниса с эпидермисом; так ведь, если бы он один!.. Заблуждение порождалось той самой книгой, атрибутом исключительности, присущей юному Ленину, а не какому-то там подпаску! А, что на Ленина не похож? – так ведь кто живого Ленина видел! Мы узнаём изображения великих деятелей прошлого именно по подписям и атрибутам.

Подпасок с книгой на постаменте

Кстати, если присмотреться к подпаску на фотографии 1958 года, то можно заметить, что посох его куда длиннее нынешнего – интересно, когда укоротить его «почитатели» ульяновских монументов? Тоже, своего рода местная традиция: то упрут кисточку у бронзового Пластова, то перо у классика татарской литературы Кул Гали. Будем надеяться, что однажды посох «дорастёт» до своих первоначальных размеров: будут поводы, будут ещё юбилеи.

Иван СИВОПЛЯС

Бронзовый Илья Николаевич

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Бронзовый Илья Николаевич»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here