История Бабай в Ульяновске: человек и эпоха

Бабай в Ульяновске: человек и эпоха

202

Историк и краевед Иван Сивопляс рассказывает о времени руководства Ульяновской области Анатолия Скочилова: как он заманил Леонида Брежнева на родину Ленина, перепугал пензенских рабочих и почему получил прозвище бабай.

Анатолий Андрианович Скочилов (1912 – 1977) – один из самых «усидчивых» правителей во главе Симбирского-Ульяновского края во всей его истории. Первый секретарь Ульяновского обкома КПСС в 1961 – 1977 годах, он всего одного месяца не дотянул до полных шестнадцати лет на должности.

Превзойти результат Анатолия Скочилова пока удалось только троим: Ульяновскому губернатору в 2005 – 2021 годах Сергею Ивановичу Морозову (род. 1959), председателю Ульяновского облисполкома в 1961 – 1978 годах Владимиру Петровичу Васильеву (1918 – 1978) и абсолютному «рекордсмену» Михаилу Николаевичу Теренину, без малого 22 года, с 1871 по 1893 год, руководившего Симбирской губернией, вначале губернским предводителем дворянства, затем – Симбирским губернатором.

Но если мы станем говорить о конкретном вкладе в историческое наследие края, то здесь Анатолий Андрианович с лихвой обходит прочих долгожителей – хотя, справедливости ради, надо сказать, что лавры свои он мог бы разделить со своим современником и коллегой Владимиром Васильевым. Формально именно председатель облисполкома был первым человеком в области. Но ведь и он был членом Коммунистической партии – а значит, подчинялся её первому секретарю!

Время Скочилова – это «раскрутка» Димитровградского НИИАРа, строительство «с нуля» и модернизация множества промышленных предприятий на территории Ульяновска и области – чаще всего, увы, закрытых или влачащих жалкое существование при неблагодарных потомках. Летом 1976 года Анатолий Андрианович успел вбить первый колышек в основание Ульяновского авиационно-промышленного комплекса, замышлявшегося крупнейшим авиационным предприятием в СССР и в Европе. Грандиозная реконструкция Ульяновска к 100-летию рождения Владимира Ильича Ульянова-Ленина в 1970 году до сих пор определяет внешний вид нашего города, его основные магистрали, его транспортные «ворота»: аэропорт, автовокзал, железнодорожный вокзал.

Анатолий Скочилов за рабочим столом

Эпоха Скочилова в Ульяновске пришлась на «золотое время» эпохи застоя в СССР. Страна покоряла космос и подчиняла «мирный атом», стремительно урбанизировалась, осваивала крупнейшие в СССР нефтяные и газовые месторождения в Западной Сибири. Возрастающие потоки нефтедолларов – до 90% валютной выручки – тратились на закупки продовольствия и товаров народного потребления. Многие историки и экономисты сетуют теперь, мол, лучше было бы деньги те потратить на оборудование и технологии – зато теперь есть что вспомнить.

Анатолий Скочилов одновременно ушёл из жизни и из политики в разгар X пятилетки, «пятилетки эффективного качества», как ещё официально называли её, не дожив до принятия 7 октября 1977 года новой Конституции СССР. Он не застал, и слава богу, XI пятилетки, неофициально названной «пятилеткой в три гроба», памятуя о трёх генеральных секретарях ЦК КПСС, которые ушли из жизни в это время, словно знаменуя скорый закат советской эпохи.

Можно было бы сказать, что Скочилову повезло с эпохой, но если только так, мы едва бы помнили Анатолия Андриановича. Сколько «везунчиков», усердно протиравших штаны о чиновные кресла, по справедливости кануло в Лету, тех же первых секретарей Ульяновского обкома? Нет, как раз-то везунчиком он не был. В конце 1952 года Анатолию Скочилову, с отличием окончившему Высшую партийную школу, предложили должность в центральном аппарате МГБ СССР в Москве, служебную квартиру у метро «Маяковская». Но через несколько месяцев, в марте 1953 года, умер Сталин, в июне арестовали Берию, МГБ ликвидировали и слили с МВД…

Можно было поинтриговать, покланяться в пояс, пытаясь «зацепиться» за столицу… Но Скочилов плюнул и уехал туда, «где принимают», председателем облисполкома в город Арзамас, ставший на 1954 – 1957 годы центром вновь образованной и скоро упразднённой Арзамасской области.

Анатолий Скочилов, второй слева в первом ряду, председатель Арзамасского облисполкома

С 1957 года Анатолий Скочилов – министр сельского хозяйства Татарской АССР. Его очень ценил первый секретарь Татарского обкома ЦК КПСС Семён Денисович Игнатьев (1904 – 1983), бывший министр государственной безопасности СССР. Это он хотел принять Скочилова на работу в МГБ, но сам лишился поста после падения Берии. Теперь Семён Денисович желал сделать Анатолия Андриановича своим преемником на партийном секретарстве.

Но вновь грянул «медный таз» – для национальных республик вводится норма, что первым секретарём может быть только представитель титульной нации, и на должность был назначен Фикрят Ахмеджанович Табеев (1928 – 2015), а Скочилову осталось «довольствоваться» местом второго секретаря Татарского обкома.

Ещё работая в Татарстане, Анатолий Скочилов стал приглядываться к Ульяновской области – больше по-соседски, а не из карьерных перспектив. Объективно, по статусу, автономная республика была выше «простой» области, а Казань – куда круче Ульяновска. Старожилы припоминали, как над родиной Ленина насмешничали приезжие: «Да-а… У вас тут всё, как при Ильиче осталось: дома-избушки и сортиры вместо канализации».

Но жизнь судила по-другому. В августе 1961 года громко, с понижением до председателя Омского горисполкома, был отставлен первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Иван Дмитриевич Яковлев (1910 – 1999). Ему инкриминировались провалы в области сельского хозяйства – а начиная с эпохи Хрущёва, с середины 1950-х годов сельское хозяйство занимало всё более важную роль в реальной системе ценностей советского руководства, даже более важную, чем армия и военно-промышленный комплекс.

Прошагав за полвека путь от сохи до космических ракет, Советский Союз любил сравнивать себя с 1913 годом, последним «сытым» годом Российской империи. Гордиться можно было всем, кроме одного: Россия 1913 года была крупнейшим в мире экспортёром зерна, а СССР с 1963 года покупал зерно у проклятых капиталистов в прогрессирующих масштабах. И это было особенно больно и обидно.

Анатолий Андрианович был крепким, образованным аграрием: за плечами сельскохозяйственный техникум и сельскохозяйственный институт, опыт практической работы и руководства в сельском хозяйстве, звание заслуженного агронома Татарской АССР. В Ульяновскую область Скочилов назначался с выраженным посылом – развивать аграрный сектор аграрной области. Но не зря говорится, что человек предполагает…

Символично, что утверждать своё «избрание» ульяновским первым секретарём Анатолий Скочилов прибыл в ЦК КПСС 12 апреля 1961 года, в день исторического полёта в космос Юрия Гагарина. Народное ликование в столице носило управляемый характер – Москва была перекрыта, попасть на Красную площадь, где чествовали героя-космонавта, можно было лишь по пропускам, и выехать из столицы также не было возможности.

Вынужденно коротая время в гостиничном номере перед телевизором, в котором взволнованный диктор обращался к «дорогим товарищам телевизорам», сам взволнованный всем происходящим Анатолий Андрианович поклялся себе, что сделает всё возможное, чтобы родной край Ленина процвёл и был достоин имени Владимира Ильича.

Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов и Анатолий Скочилов при вручении Ордена Ленина Ульяновской области, со знаменем области. 1966 год

Для этого было сделано немало, а достигнутые успехи оказались символически закреплены награждениями орденом Ленина Ульяновской области в 1966 году и города Ульяновска – в 1971 году. Даты эти неслучайны, первая – канун 50-летия Октябрьской революции в 1967 году, вторая – «послевкусие» ленинского юбилея 1970 года. Ульяновская область по максимуму пыталась выжать возможные преференции, связанные со статусом родины основателя Советского государства, лучше и проще всего это получалось именно под круглые даты.

Сложность была в том, что надо было «ловить волну», подстраиваться под идеологию события – вспомним анекдоты про фонтан «Ленинская струя», мыло «По ленинским местам», трёхспальную кровать «Ленин с нами!». А после всё скоро заканчивалось, оставляя недоделки и нереализованные планы, с которыми надо было тянуть до следующего юбилея… В 1969 году, например, Скочилов решил протолкнуть идею с открытием в Ульяновске медицинского института, скоро, в 1971 году – но к этому году всё «остоюбилеило», как шутили в массах, и идея растворилась до поры.

Из Казани Анатолий Скочилов привёз в Ульяновск прозвище – Бабай. Не дожив ещё до пятидесяти лет, бывший второй секретарь Татарского обкома казался «бабаем», почтенным старцем на фоне своего начальника Фикрята Табеева, бывшего самым молодым секретарём обкома во всём Советском Союзе. А ещё он был суровым «бабайкой», способным навести страх на подчинённых, не выбиравшим ни выражений, ни слов, причём не всегда цензурных.

Однажды, раскатывая на своей чёрной «Волге» по районам Ульяновской области, Анатолий Андрианович заплутал и оказался в пензенских пределах. Заметив среди поля группу лоботрясничавших механизаторов, Скочилов не поленился, приказал остановить машину, через грязь допёрся до работяг, от души обложил их матом так, что мужики мгновенно усерднее прежнего принялись за работу, а Скочилов поехал дальше. Тут, приглядевшись к придорожным указателям, Скочилов понял, что докопался до чужих «холопов». Стало жалко перемазанной грязью одежды, но скоро переживания сменились убеждённостью: всё правильно сделал, а то бы они и дальше балдели, а не двигали вперёд выполнение производственных планов!..

Анатолий Скочилов, в центре с лопатой, на субботнике на строительстве Ленинского мемориала

Да, при взгляде на мощную фигуру ульяновского первого секретаря кому-то вспоминался Сталин, кому-то – Городничий из гоголевской комедии «Ревизор». Суровый и грубый с низшими, с подчинёнными, Анатолий Андрианович становился удивительно пластичным перед собственным начальством. «Посаженный» на должность во времена Хрущёва, он не просто сохранил её при новом Генеральном секретаре ЦК КПСС Леониде Ильиче Брежневе (1906 – 1982), он даже сумел залучить дорогого Леонида Ильича в Ульяновск 16 апреля 1970 года, на открытие Ленинского Мемориала. Первый и последний раз за семь десятилетий советской истории первый человек в СССР официально посетил наш город! Скочилов не отставал от вождя: встречал его у трапа самолёта, водил с экскурсиями по ленинским местам, возлагал цветы к памятнику Ленина, вручал символический ключ от Ленинского Мемориала.

Анатолий Скочилов, второй справа, и Леонид Брежнев, в центре, на экскурсии по исторической экспозиции Ленинского Мемориала. 16 апреля 1970 года

К приезду Генерального секретаря был отстроен двухэтажный загородный дом, «дача Брежнева» – а вдруг дорогой Леонид Ильич захочет у нас переночевать и даже задержаться?.. Нет, блиц-визит Брежнева в Ульяновск уложился всего в четыре часа – но он состоялся, и это было главным для Скочилова.

Критики и апологеты одинаково сходятся в том, что Анатолий Андрианович был удивительно цельным, органичным и выразительным человеком. Бабай много читал, неплохо рисовал, обладал удивительным музыкальным слухом. Скочилов был по-настоящему очень грамотным специалистом в области сельского хозяйства.

Анатолий Скочилов читает книгу

Конечно, через занимаемую должность и проживаемое в ней время Скочилов «бронзовел», но человеческое в нём до конца сопротивлялось внешнему лоску и бездушию. В 1972 году, когда Советский Союз юбилеил по поводу 60-летия Всесоюзной пионерской организации, Скочилову принесли текст выступления на торжественном заседании. Он коротко и грубо охарактеризовал его единственным словом, и через два часа подготовил собственный, не просто оригинальный, но ещё и в стихах!

В 1974 году Анатолий Андрианович сам выбрал место для площади 30-летия Победы и лично предложил идею монумента Вечной славы – взметнувшуюся в небо шпиль, увенчанный пятиконечной звездой, ставший одним из выразительных монументальных символов нашего города. Сам Бабай вдохновился идеей, получив в подарок сувенир от рабочих автозавода – некий шпиль, увенчанный звездой.

Понятное дело, как высокопоставленный служащий Анатолий Андрианович имел право на разного рода казённые льготы и поблажки – обкомовскую дачу, персональную машину, продовольственные пайки. Но он никогда не искал казённых благ специально, не увеличивал их числа. На работу ходил пешком – благо, жил недалеко от обкома, в доме № 79 на улице Ленина. Мимо дома с раннего утра гремели трамваи, сильно раздражая первого секретаря. Он жаловался, что их грохот буквально мучит его – но за 16 лет ничего не сделал, чтобы переселиться в более тихое место.

Мемориальная доска в честь Анатолия Андриановича на доме, в котором он жил на улице Ленина

Как-то, возвращаясь с коллегами-соседями с работы домой, Анатолий Андрианович услышал рассказ о симбирских курантах, что некогда украшали колокольню снесённого Вознесенского собора, а теперь пылятся без дела в подвале горисполкома, в нынешнем Дворце бракосочетания. Бабай настолько заинтересовался рассказом, что на другой день пошёл осматривать диковину. Потом собрал директоров заводов, обрисовал ситуацию: «Вот, есть часы. Можно восстановить и поставить – кто может сделать?». Директор приборостроительного завода обещал, что справится с задачей. В полдень 12 сентября 1974 года возрождённые куранты стали отбивать ульяновское время.

Времени жизни самого Анатолия Скочилова оставалось менее трёх лет. У первого секретаря Ульяновского обкома был выявлен рак. Его направили лечиться в Москву, в знаменитую Кремлёвскую больницу – но все усилия врачей оказались тщетны. Ранним утром 6 июля 1977 года Анатолия Андриановича не стало… Его некролог, подписанный Леонидом Брежневым и прочими членами ЦК КПСС, напечатали в газете «Правда».

Свои соболезнования в Ульяновск прислал даже глава болгарских коммунистов Тодор Живков (1911 – 1998). В июне 1977 года, незадолго до открывшейся болезни Скочилова, Живков посещал Ульяновск. Вместе они осматривали Дом-музей Ленина. Во дворе внимание болгарина привлекла деревянная колонка с рычагом – почти такая же, как в родном доме Живкова. Вспомнив молодость, болгарский генсек решил качнуть воды и взялся за рычаг, и тут же сломал конструкцию, которая была сделана «для красоты», а не под реальную воду. Люди остаются людьми – даже очень «большие» люди.

Иван Сивопляс

Бабай в Ульяновске: человек и эпоха

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Бабай в Ульяновске: человек и эпоха»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here