История 23 марафона Михаила Горелова

23 марафона Михаила Горелова

130

Михаил Анисимович Горелов. Этот человек занимает особое место в ульяновской легкой атлетике. Достаточно сказать, что он первым среди ульяновских легкоатлетов стал чемпионом СССР и первым, но уже среди представителей всех видов спорта, развивавшихся в нашем городе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. Случилось это в далеком теперь 1965 году.

Один из сильнейших марафонцев страны 50-60-х годов прошлого века, а затем авторитетный тренер прожил сложную, но вместе с тем удивительно наполненную и интересную жизнь. Детство без отца. Работа на ударной комсомольской стройке на Дальнем Востоке. Учеба в училище на столяра-станочника… И фанатичная любовь к спорту, который, можно сказать, помог ему выжить в те тяжелые времена, а затем позволил проявить все лучшие качества, заложенные матушкой-природой. Горелов прекрасно бегал на лыжах, но самых весомых своих побед достиг в легкой атлетике, на марафонских дистанциях, которые считаются уделом мужественных и крепких духом людей. Такими были и являются его воспитанники — известные бегуны на дальние дистанции В. Краснов, Р.Садрейдинова, А.Лягушев, В.Липатов и другие.

Сам Горелов считает себя человеком невезучим, потому что ему пришлось пережить много различных невзгод. Но свое место в жизни он нашел. Дело, которому без остатка отдавал все свои физические и духовные силы.

— Слышал, что на заре своей спортивной карьеры вы занимались одновременно в четырех секциях. Это правда?

— Это вы про училище в Комсомольске-на-Амуре, где я учился на столяра? Да, оттуда, мне кажется, и началась моя спортивная жизнь. Почему? Да потому, что в школе нашей в Вишневой Поляне никаких секций не было, а тут сразу такой выбор. Помню, висит объявление о наборе в секцию тяжелой атлетики. Прихожу. Смотрю — штанга лежит на полу. Говорят: «Те, кто 50 килограммов толкнет — останутся». Я поднял, но вскорости меня из этой секции выгнали. Пошел в бокс, да оказалось, что у меня нос очень «слабый»: легонький удар по нему и начинается кровотечение. Александр Николаевич Попов мне, помню, откровенно сказал: «Иди отсюда — не твое это дело». А какое мое? Легкая атлетика? Туда тоже не приняли. А тут объявляют первенство училища по лыжам. Здесь-то, конечно, отличился. Не зря, значит, в восьмом классе по 15 километров каждый день отмеривал. И легкой атлетикой вскоре тоже занялся. Начало получилось лучше некуда. Поехали как-то в Хабаровск на первенство края. Меня заявили на спортивную ходьбу, о которой я и понятия не имел. Ребята показали, как нужно идти.

Пошел и … выиграл у всех. А зачетника нашей команды в этом виде, между прочим, сняли за нарушение правил.

Потом я выполнил первый разряд по лыжам — это когда ушел работать на лесозавод. Там у меня уже взрослые друзья появились, которые стали меня по утрам на зарядку таскать. Незабываемое зрелище! В шесть встаем и на улицу, где мороз под 50. Возвращаемся домой словно белые медведи …

— И армейская служба, насколько мне известно, у вас тоже в тех краях прошла?

— В армию меня призвали уже после того, как я стал перворазрядником. Направили в Хабаровск на курсы подводников, но после их окончания я оказался в спортроте СКА. Так что полтора года занимался привычным уже делом – тренировался, выступал на соревнованиях…

— А как же вас судьба занесла в Ульяновск?

— О, это очень интересная история. В 1958 году на каких-то соревнованиях повстречал легкоатлета, на майке которого была надпись — Ульяновск. Знаете, кто это был? Николай Карпов. Он, кстати, выступил тогда лучше, чем я. Но поговорить толком нам не удалось. Между тем служба подошла к концу. Меня стали уговаривать остаться на сверхсрочную, но я хотел поступать в Ленинградский техникум физкультуры. Потом, правда, раздумал и решил вернуться домой. Приехал в Вишневые Поляны, но что делать? В деревне спортом не займешься. Отправился в Нурлат, где тщетно пытался найти работу. Затем в Казани меня хотели устроить пожарным – не получилось. А где-то в мае пришло письмо из Ульяновска от Гончаева Геральда Павловича, возглавлявшего тогда динамовское общество, с приглашением и гарантиями предоставления общежития. Решил ехать. В Ульяновске меня встретили по-дружески, устроили столяром на 52 рубля. Жилье? Помните, динамовскую площадку на месте нынешнего «Кривого дома», где каждую зиму заливали каток? Вот там, в раздевалке за перегородкой, немного пожил. Зимой там холод страшный был… А в 61-м, когда у нас образовался россовет «Динамо», мне стипендию дали.

— Михаил Анисимович, удивительно, но вы до сих пор ни разу не упомянули слово «марафон»…

Им я начал заниматься в Ульяновске у тренера Кауфмана. Первый раз пробежал в 60-м за 2 часа 28 минут — это выше первого разряда. Поэтому, наверное, вскоре меня вызвали на сборы, где я тренировался рядом с такими асами легкой атлетики, как Петр Болотников и Сергей Попов. В 62-м на Мемориале братьев Знаменских мне не хватило всего пяти секунд, чтобы выполнить «мастера».

Мастерский норматив почему-то мне трудно давался. Как в марафоне, так и на «десятке» и «пятерке», которые я тоже хорошо бегал. На ЦС «Динамо» 10000 метров выиграл, но не хватило самой малости — трех секунд. Потом было первенство СССР в Ташкенте, где я опять не уложился в норматив ни на «десятке», ни на «пятерке». Оставался марафон, но меня не хотели допускать на него, так как две дистанции я уже пробежал. Кое-как удалось уговорить. И вот удача: пятое место и мастерский рубеж. Если честно, то дистанция в 62-м далась мне с большим трудом. Бежали в головной группе вместе с моим будущим тренером Александром Федоровичем Огрызкиным.

— А в 1965 году вы уже стали первым ульяновским мастером спорта международного класса…

— Но до этого я был шестым на Спартакиаде народов СССР и участвовал в сборах перед Олимпиадой — 64. Кстати, жил в одном номере с Владимиром Петровичем Куцем — этот человек тогда был легендой. Двукратный олимпийский чемпион!

А вообще странные были эти сборы. Нас взяли, видимо, с перспективой на будущее, потому что все тренировки строились под того же, скажем, Болотникова. Ему нужно бежать 30 км – и все марафонцы с ним бегут…

Позднее в Горьком на ЦС «Динамо» я выиграл сразу три дистанции — 5, 10 и 30 км. Бегали на стадионе, отчего у меня икроножные мышцы воспалились. И тут телеграмма — надо ехать на чемпионат Союза. Я, конечно, сошел после 21-го километра. Если бы не воспаление… Соперники-то попались слабые, они даже в сборную РСФСР не попадали… Но в 65-м я и чемпионат СССР выиграл, и мастера-международника выполнил.

— Говорят, что вы могли выступить на Олимпийских играх 1968 года, но на заключительных прикидках финишировали лишь 13-м.

— Так получилось, что тогда на сбор вместе со всеми я не поехал. Тренировался в Рязанской области. Пища, конечно, была не та, что положена марафонцам. В этом, видимо, и крылась причина неудачи. Хотя поначалу бежал в лидирующей группе, но затем раза три пришлось останавливаться.

— Расстроились, что не попали в олимпийскую команду?

— А как вы думаете? Столько потратить сил, энергии – и все впустую…

— Михаил Анисимович, в вашей жизни были и другие неприятные казусы. Правда, что на тот победный Кошицкий марафон в 70-м вас могли и не взять?

— Я знал, что еду в Чехословакию, поэтому на последних перед поездкой соревнованиях решил перестраховаться. В итоге сошел с дистанции, и чуть было вся эта затея мне боком не вышла. Марафон в Кошице – соревнование престижное, на него собираются сильнейшие бегуны. Выиграть его — это, считаю, большая удача. Да к тому же с третьим за всю историю проведения марафона результатом.

— Чтобы вы сказали молодым спортсменам, решившим заняться легкой атлетикой и, в частности, марафоном? Как добиваться побед, за счет чего, как тренироваться, как готовить себя к этой очень коварной дистанции?

— Да, марафон — тяжелая дистанция, ее просто так не преодолеешь. Нужна большая и тщательная тренировочная работа, которую спортсмен выполняет осознанно. Много раз слышал, что марафон начинается после 30-го километра. Почему? Да он с первого метра начинается. Если не готов — мучения начнутся с самого старта, а вот если готов, то можешь на одном дыхании его пробежать.

— Наверное, тут любая мелочь важна?

— Конечно! Прежде всего, нужно хорошенько выспаться. Как никогда тщательно готовить обувь. И, конечно, всячески настраивать себя на преодоление дистанции…

— Скажите, способен ли кто-то превзойти успехи Горелова?

— Могла бы Оля Назаркина, но её одно время замучили травмы. Знаете, что меня больше всего удивляет: в Ульяновске такие славные марафонские традиции, сразу три победителя Кошицкого марафона мира здесь живут, но своего фирменного соревнования никогда не имели и не имеем. А ведь можно организовать – просто необходимо сильно захотеть…

Владимир Лучников. Из книги «Команда, без которой нам не жить» (Сборник материалов о ведущих ульяновских спортсменах и тренерах прошлого и настоящего. Второй выпуск). Владимир Лучников, Вячеслав Ташлинский. «Ульяновский Дом печати», 2001 г.

23 марафона Михаила Горелова

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «23 марафона Михаила Горелова»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here