Образование Социологи УлГТУ изучили профессиональное самочувствие преподавателей

Социологи УлГТУ изучили профессиональное самочувствие преподавателей

280

Исследовательская группа кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» под руководством доктора социологических наук Ольги Шиняевой изучили профессиональное самочувствие преподавателей вузов в условиях «новой нормальности».

Социологи опросили 850 преподавателей из 18 регионов страны, среди них пятая часть работает в федеральных и научно-исследовательских университетах, около трети – в опорных вузах регионов, почти половина – в обычных региональных университетах. Исследование выполнено при содействии Российского Фонда фундаментальных исследований и Института социально-экономических исследований.

«Внутренняя мотивация выбора профессии остается преобладающей – 72% преподавателей вузов видят свое призвание в педагогической деятельности. Составляющие «внешней мотивации» снижают творческий характер труда, но помогают выжить в условиях кризиса. Внешние мотивы выбора профессии усилились за последние десять лет, их выбрали около трети: наличие стабильного заработка, статус работника устойчивой организации», — отметила заведующий кафедрой, доктор социологических наук, профессор Ольга Шиняева.

Профессиональное самочувствие преподавателей дифференцировалось по типам вузов: в опорных и научно-исследовательских университетах преподаватели чаще отмечают творческий характер труда (73%), в обычных вузах – свободный график и общение с молодежью (77%).

Негативные

факторы профессионального самочувствия преподавателей во всех вузах связаны с большим объемом «бумажной» работы (76%), а также с увеличением нагрузки без соответствующего увеличения зарплат (60%).

Какие меры предпринимают преподаватели, чтобы удержаться на приемлемом уровне жизни и «не потерять лицо» перед студентами? Более 60% хотя бы раз меняли место работы – чаще профессора и те преподаватели, которые озабочены своим социальным статусом. Четверть имеет нагрузку более одной ставки в своем вузе; в обычных региональных вузах доля внутреннего совместительства выше, она составляет 40%: не имея возможности поднять зарплату, вузы повышают интенсивность труда своих сотрудников. Третья часть профессиональной группы занята в другом месте; что оценивается большинством как источник необходимого дохода, без которого не прожить.

«Три четверти преподавателей подтвердили свой выбор профессии (75%), что свидетельствует об устойчивом ядре лояльности. При этом наши выводы связаны с серьезными изменениями: выражая критические оценки в адрес институтов государства и высшего образования, выделенная профессиональная группа не испытывает кризиса идентичности. Последние десятилетия стали для преподавателей периодом переидентификации — ухода от роли «вузовская интеллигенция» и освоения роли «интеллектуалы», для которых главным качеством является развитие профессионализма и выгодное его предложение. Ранее востребованные качества – интеллигентность, гражданская позиция, справедливость, наставничество – отодвинулись на периферию ценностного сознания преподавателей. Последствия предстоит оценить в ближайшем будущем», — добавила Ольга Шиняева.

В сфере

политологии

в 2021 году кафедра исследовала также социальные ожидания населения региона накануне выборов в Госдуму и губернатора и особенности формирования общественного мнения в условиях пандемического шока. Полученные результаты зафиксировали растущее недоверие меду населением и органами власти.

В

социологии

регулярно изучаются проблемы изменения социальной структуры и новые формы коммуникаций. В этом году, помимо социального статуса профессиональной группы «преподаватель вуза», исследовались самочувствие журналистов в профессии и обществе и имиджевая реклама, символы, персональные бренды, лидеры мнений в изменившемся информационном пространстве. Научные работы преподавателей, аспирантов, студентов публикуются в сборнике. В 2021 году он посвящен вопросам социального неравенства и социальной справедливости.

Связи с общественностью позволяют кафедре реализовать исследования в PR-проектах и рекламных продуктах. В уходящем году студенты и аспиранты кафедры завоевали 22 диплома Международного молодежного Конгресса «MediaProfile» (буклеты, афиши, социальные видео-ролики). Особую ценность представляют награды Всероссийского конкурса студенческих проектов «Хрустальный апельсин»: дипломов удостоены пять проектов кафедры, посвященные решению проблем малого бизнеса, спорта, искусства, надпрофессиональной культуры студентов, инженерного образования.

 

 

Социологи УлГТУ изучили профессиональное самочувствие преподавателей

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Социологи УлГТУ изучили профессиональное самочувствие преподавателей»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here