У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-002414-31
Судья Шабинская Е.А.
Дело № 33а-4446/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 15 октября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Максимова А.И.,
судей Трифоновой
Т.П., Пулькиной Н.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу ведущего судебного
пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области Главного межрегионального
(специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов
Чеджемовой Ольги Ивановны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от
23 мая 2024 года по делу № 2а-2145/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования удовлетворить.
Освободить
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области от исполнительского сбора,
взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России) Чеджемовой Ольги Ивановны от 11 марта 2024 года по исполнительному
производству №***.
Заслушав
доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия
установила:
Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым
заявлением к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Чеджемовой О.И. об освобождении от взыскания
исполнительского сбора.
Требования
мотивированы тем, что 11 марта 2024 года судебным приставом — исполнителем СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП
России Чеджемовой О.И. были
рассмотрены материалы исполнительного производства № *** от 12 января 2024 года,
возбужденного на основании исполнительного листа ФС № *** от 11 января 2023
года, выданного Ленинским районным судом
г.Ульяновска по делу № 2-4602/2022, с предметом исполнения: о возложении на
Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанности обеспечить Коничева
Э.В. благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения на территории
г.Ульяновска в рамках Федерального закона «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
По итогам
рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о
взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 рублей.
Министерство не
согласно с указанным постановлением судебного пристава-исполнителя, считает
его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств
дела.
Указывает при этом,
что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в соответствии со Списком детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Данный список формируется Министерством
социального развития Ульяновской области.
Коничев Э.В. включен
в список с правом предоставления жилья 3 июня 2016 года.
22 июля 2016 года
Коничев Э.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении жилого
помещения в муниципальном образовании «горд Димитровград». В настоящее время
номер его очереди ***.
При рассмотрении
дела судебным приставом-исполнителем не учтено, что обеспечение жильем
указанной категории граждан осуществляется за счет средств областного бюджета с
учетом софинансирования из федерального бюджета. Выделенных денежных средств в
2022-2023 годах было недостаточно для удовлетворения потребности в обеспечении
жильем всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время на
исполнении находится 156 исполнительных производств по принудительному
исполнению судебных решений об обеспечении жильем указанной категории граждан.
Квартиры в
государственную собственность Ульяновской области приобретаются в соответствии
с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от
5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Министерство не
является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное выше
решение суда. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства,
имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной
«Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».
Министерством
предпринимаются действия для исполнения решения суда – направляются письма на
имя Губернатора Ульяновской области, в адрес Правительства Ульяновской области
о необходимости увеличения объемов финансирования из областного бюджета.
В связи с этим
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области
просило освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению
судебного пристава-исполнителя от 11 марта 2024 года по исполнительному
производству №*** от 12 января 2024 года.
Судом к участию в
деле в качестве административных ответчиков привлечены СОСП по Ульяновской
области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, УФССП России по Ульяновской области,
в качестве заинтересованных лиц – Коничев Э.В., Министерство социального
развития Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе ведущий
судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области Главного
межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных
приставов Чеджемова О.И. не соглашается с
решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в
удовлетворении требований административного истца. В обоснование доводов жалобы
указывает на правомерность вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку решение
суда должником в установленный добровольный срок не исполнено. Судом не учтено,
что в соответствии с ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ
вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для
всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат
неукоснительному исполнению на всей территории РФ. В случае невозможности
исполнения решения суда должник по исполнительному производству не был лишен
права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта
либо о его разъяснении, а также заключить соглашение с взыскателем по
исполнительному листу. Обращает внимание, что отсутствие у административного
истца необходимых финансовых возможностей для исполнения решения суда не может
являться безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского
сбора.
В судебное
заседание участники процесса не явились,
о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14
октября 2022 года, вступившим в законную силу 15 марта 2023 года, на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области была возложена обязанность обеспечить
Коничева Э.В. благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на
территории г.Ульяновска (дело №2-4602/2022).
На основании
исполнительного листа, выданного по данному решению суда, в МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области 12 января 2024 года было
возбуждено исполнительное производство № *** (судебный пристав-исполнитель Чеджемова
О.И.). Должнику предоставлен 5-дневный срок для исполнения решения суда в
добровольном порядке.
В связи с неисполнением должником в установленный срок
решения суда судебный пристав-исполнитель постановлением от 11 марта 2024 года
взыскал с Министерства исполнительский
сбор в размере 50 000 руб.
В силу ч. 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если
исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в
постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок
для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе
требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных
требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него
исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий,
предусмотренных статьями 112
и 116
настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 указанной статьи срок
для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником
постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента
доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного
производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого
текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного
извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства,
вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том
числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и
муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1
статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1
статьи 105 названного закона, в случаях
неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в
срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им
исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток
с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о
возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление
о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для
исполнения.
Статьей 112
Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на
должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,
установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в
случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному
исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи,
если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того,
что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора
утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в
размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости
взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина
или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с
должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа
неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или
должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч
рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей (части 1-3 ст. 112).
Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» предусмотрено, что суд вправе с учетом степени
вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного
положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить
взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем
на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3
настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при
рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного
производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7
статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении
должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того,
что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от
взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3
статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты
исполнительского сбора исходя из положений пункта 1
статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего
исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры
не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной
(муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых
средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не
является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно Постановлению
Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор
представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81
ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих
из Конституции
Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и
дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного
вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных
существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора
в полном размере.
Конституционный суд указал, что должнику
должна быть предоставлена возможность надлежащим образом подтвердить, что
нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано
чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими
непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля,
при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая
требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного
документа.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не
исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет
ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев,
когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той
степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства.
Для применения
такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что
должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование
исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности,
небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Судом первой инстанции данных оснований не
установлено.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской
области. Финансовое обеспечение
деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований
областного бюджета Ульяновской области (пункты 1.1, 1.7 Положения «О
Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области», утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27
января 2022 года № 1/52-П).
Все денежные средства, находящиеся в
распоряжении Министерства, носят целевой характер и используются в соответствии
с ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области, утверждаемой
законами Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый
период.
Министерство не является организацией,
которая имеет возможность за счет собственных средств исполнить судебные
решения об обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Кроме того, приобретение в собственность
Ульяновской области жилых помещений с целью последующего их предоставления
гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
должно производиться с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд». Данное обстоятельство приводит к значительным временным
затратам.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой
инстанции о том, что у Министерства отсутствовала реальная возможность
исполнить требования исполнительного документа об обеспечении Коничева Э.В.
жилым помещением в 5-дневный срок, соответствует установленным в ходе рассмотрения
дела обстоятельствам. При этом Министерством в рамках предоставленных ему
полномочий принимаются все возможные меры для исполнения содержащегося в
исполнительном документе требования.
При таких
обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о
возможности освобождения Министерства от исполнительского сбора,
взысканного постановлением ведущего
судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области Главного
межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных
приставов Чеджемовой О.И. от 11 марта 2024 года по исполнительному
производству №***.
Решение суда первой инстанции соответствует
положениям действующего законодательства, всем юридически значимым
обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 23 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную
жалобу судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального управления
Федеральной службы судебных приставов России Чеджемовой Ольги Ивановны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой
35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд
первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное
определение изготовлено 16 октября 2024 года.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |