Безопасность О признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации

О признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации

94

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-008685-85

Судья Богомолов С.В.                                                                  
Дело № 33а-1950/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            
24 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Смирновой Ю.В.

судей Лифановой
З.А., Жаднова Ю.М.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы Абдусамадова  Гамзата Умаровича, Управления Федеральной
службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федерального казенного
учреждения Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от  24 декабря 2021 года по делу № 2а-5962/2021,
по которому постановлено:

административный иск
Абдусамадова Гамзата Умаровича к Федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми» и
Российской Федерации в лице
Федеральной службы исполнения наказаний удовлетворить частично.

Признать незаконным
бездействие Федерального казенного
учреждения «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми»
по обеспечению надлежащих
условий содержания Абдусамадова Гамзата Умаровича в данном исправительном
учреждении в период с 24.05.2021 по 31.05.2021.

Взыскать с
Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет
казны Российской Федерации в пользу Абдусамадова Гамзата Умаровича компенсацию
за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб.

В остальной части в
удовлетворении требований административного иска о взыскании компенсации за
нарушение условий содержания, а также в удовлетворении административного иска к
Управлению Федерального казначейства по
Республике Коми отказать.

 

Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., пояснения Абдусамадова Г.У.,  поддержавшего доводы своей апелляционной
жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

Абдусамадов Г.У.
обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Управлению
Федерального казначейства по Республике Коми о признании условий содержания в
исправительном учреждении в период с 24.05.2021 по 31.05.2021 ненадлежащими,
присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении в размере 70 000 руб.

В обоснование требований указал, что по
приговору Заволжского районного суда г.Ульяновска он отбывает наказание в виде
лишения свободы в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. В данный период
времени переведен в             ФКУ ИК-31
УФСИН России по Республике Коми на 6 месяцев.

С 24.05.2021 по
31.05.2021 он содержался в камере ШИЗО № 12 ФКУ ИК-25, условия содержания в
которой не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Особые страдания
причиняло отсутствие ограждения в туалете. В камере он находился с другим заключенным,
справлять нужду приходилось в присутствии постороннего человека. Окно в камере
не имело механизма для открывания и закрывания, было забрано решеткой,
исключающей возможность беспрепятственно проветривать помещение. На просьбы
представить питьевую воду сотрудники колонии отказывались ее предоставлять.

Прогулочные дворы
блока ШИЗО также не отвечали установленным стандартам: по размеру,
отсутствовало покрытие полов, конструкция полов не предусматривала отвод
атмосферных осадков, скамейки были не окрашены и деформированы.

Судом к участию в
деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в
лице Федеральной службы исполнения наказаний, в качестве заинтересованного лица
— Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми.

Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной
жалобе Федеральная служба исполнения наказаний, Управление Федеральной службы
исполнения наказаний по Республике Коми не соглашаются с решением суда, просят
производство по делу прекратить на основании ст.194 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, 
поскольку обстоятельствам ненадлежащего обеспечения условий содержания
Абдусамадова Г.У. в камере № 12 ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми
в мае 2021 года уже дана правовая оценка в решении Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 23.12.2021 по делу № 2а-5947/2021. Просили снизить размер
компенсации до 500 руб.

В апелляционной
жалобе Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 25 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управление
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральная служба
исполнения наказаний не соглашаются с решением суда, просят его отменить. В
обоснование жалобы указывают, что своды правил СП 30.13330, СП 31.13330, СП
32.13330 не распространяются на ранее построенные здания и сооружения.

Решение
Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.11.2021 по
административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением
законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, на которое суд ссылается в
обжалуемом решении, не вступило в законную силу.

В апелляционной
жалобе Абдусамадов Г.У. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В
обоснование жалобы указывает, что размер взысканной в его пользу
компенсации  необоснованно занижен.

В судебное заседание
кроме Абдусамадова Г.У.,  другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены 
надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных 
жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1
ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо,
полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об
оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных
служащих в порядке, предусмотренном главой 22 настоящего кодекса, может заявить
требование о присуждении компенсации за нарушение установленных
законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской
Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном
учреждении.

Частью 5 статьи
227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления,
поданного в соответствии с ч.1 ст.227.1 данного кодекса, суд устанавливает,
имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации
и международными договорами Российской Федерации условий содержания под
стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и
продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено,
его последствия.

В случае присуждения
компенсации, решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере
компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного
распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской
Федерации по делу о присуждении компенсации (подп. «б» п.2 ч.7 ст.227.1 КАС
РФ).

Согласно ч.1 и ч.2
ст.12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации  лицо, осужденное к лишению свободы и
отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий
его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет
право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к
Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации
компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания
осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований
заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их
продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины
органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных
служащих.

Статьей 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы
осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их
правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении
наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации
с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным
и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и
условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со
ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы
материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

Статьей 9 Закона
Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что
финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы
является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подп.6
п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом
Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, следует, что задачей ФСИН
России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий
содержания, соответствующих нормам международного права, положениям
международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с
разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у
судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий
содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями
содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом
установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются
закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое
обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием,
прогулки.

Условия содержания
лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом,
с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные
отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений
указанных условий (пункт 14).

Федеральный закон от
30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.3 ст.39
названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является
обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ч.3 ст.101
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных
учреждений несет ответственность за выполнение установленных
санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих
охрану здоровья осужденных.

Вопросы
материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы
урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации.

Как установлено судом, Абдусамадов Г.У.
отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Заволжского районного
суда г.Ульяновска от 22.06.2015.

В период отбывания наказания в различных
исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми к Абдусамадову Г.У.
неоднократно применялись меры взыскания, в том числе в виде водворения в
штрафной изолятор (далее также – ШИЗО).

В заявленный административным истцом период с
24.05.2021 по 31.05.2021 Абдусамадов Г.У. 
содержался в камере № 12 ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Районный суд,
разрешая иск по существу и частично удовлетворяя  требования Абдусамадова  Г.У., исходил из того, что  условия 
содержания камере № 12 ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в
период с 24.05.2021 по 31.05.2021 не соответствовали
санитарно-эпидемиологическим требованиям, за исключением  оконных 
проемов.

Суд апелляционной
инстанции соглашается с указанными выводами суда.

В
ходе прокурорской проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических
требований в камерах блока штрафного изолятора, помещения камерного типа
(ШИЗО/ПКТ) (Представление первого заместителя прокурора Республики в адрес
начальника УФСИН России по Республике Коми от 26.03.2021).

Уровни
искусственной освещенности в камерах ШИЗО/ПКТ не соответствуют требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее — СанПиН 1.2.3685-21). В
нарушение положений 14.4.4. Свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации от 20.10.2017                     
№ 1454/пр, (далее — Свод правил), согласно которому прогулочные дворы в
блоке ШИЗО/ПКТ по размерам должны быть не менее 20 кв.м, и рассчитываться 6
кв.м, на одного осужденного, размеры каждого из четырех прогулочных дворов
составляют менее 8 кв.м. В нарушении п.19.4.7 Свода правил в камерах блока
ШИЗО/ПКТ дежурное освещение располагается на потолке совместно с рабочим
освещениям (служит дополнительно рабочим освещением).

Решением
Сыктывкарского городского  суда Республик
Коми от 23.11.2021  частично удовлетворен
иск Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях, в интересах  неопределенного
круга лиц.

При
рассмотрении данного дела установлено, что
 санитарные узлы всех камер блока ШИЗО/ПКТ не
оборудованы в виде изолированных кабин с полноразмерным дверным полотном, с
системами вентиляции, освещения на основании пунктов 17.2, 19.3.6, 19.4.7 Свода
правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017  № 1454/пр, а также действующих нормативных
документов, в том числе п.128 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», утвержденных постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3,  п.151, п.13 таблицы 5.52. санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.

Кабины (санитарные узлы) во всех камерах блока ШИЗО/ПКТ не
оборудованы сливными бачками в соответствии с требованиями п. 19.2.6 свода
правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр.

Полы во
всех камерах блока ШИЗО/ПКТ не оборудованы надлежащим образом из пшунтованных
досок в соответствии с требованиями 17.13 свода правил «Исправительные
учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования»,           утвержденного приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от
20.10.2017 № 1454/пр.

Полы в
прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ №№ 1,2, 3, 4 не оборудованы покрытием с
учетом требований 17.13 свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр и положений «СП 29.13330.2011.
Свод правил. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88», утвержденного
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от
27.12.2010  № 785, в которых присутствует
конструкции для отвода атмосферных осадков.

Полы во
всех камерах блока ШИЗО/ПКТ не оборудованы надлежащим образом из пшунтованных
досок в соответствии с требованиями 17.13 свода правил «Исправительные
учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования»,           утвержденного приказом Министерства
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от
20.10.2017 № 1454/пр.;

Полы в
прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ №№1, 2, 3, 4 не оборудованы покрытием с
учетом требований 17.13 свода правил «Исправительные учреждения и центры
уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр. и положений «СП 29.13330.2011.
Свод правил. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88», утвержденного
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010
№ 785, в которых присутствует конструкция для отвода атмосферных осадков;

Необходимо
провести ремонт в камерах (в том числе № 12, в которой в спорный период
находился административный истец) блока ШИЗО/ПКТ, а именно: устранить дефекты
стен и потолков (отслоение краски, нарушена целостность покрытая стены в
области вентиляционных выходов и оконных проемов (сыпется кирпичная стена,
сколы кирпичной кладки), отслоение штукатурки), обновить покрытие раковин.

При таком положении, с
учетом установленных и указанных выше нарушений, суд
 пришел к обоснованному  выводу 
о том, что
 условия содержания
административного истца в камере № 12 ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике
Коми в период с 24.05.2021 по 31.05.2021 являлись ненадлежащими, как следствие
бездействие ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми по обеспечению надлежащих
условий содержания Абдусамадова Г.У. в исправительном учреждении в данный
период явля
лось незаконным.

При определении
размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
суд руководствовался принципом разумности, приняты во внимание характер
допущенных  нарушений и период содержания
в ненадлежащих условиях.

С учетом оценки
приведенных обстоятельств в их совокупности суд пришел к выводу о взыскании в
пользу административного истца компенсации в размере 3000 руб., что следует
признать разумным и достаточным.

Вопреки доводам
апелляционной жалобы решение Сыктывкарского 
городского суда Республики Коми о 23.11.2021, на которое сослался  районный суд, 
было  обжаловано сторонами.

Апелляционным
определением судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Республики Коми  от 04.04.2022 
данное  решение отменено в части
отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании оборудовать общежитие
отряда СУОН кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической
работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой
подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями
согласно таблицы 14.3 Свода правил. В указанной части вынесено новое решение,
об удовлетворении  требований. В
остальной части решение суда оставлено 
без изменения.

Доводы апелляционной
жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о том, что суд
необоснованно руководствовался требованиями указанных выше сводов правил,
поскольку они подлежат применению лишь при проектировании, строительстве,
реконструкции и капитальном ремонте зданий, помещений и сооружений
исправительных учреждений, а не уже построенных зданий.

По смыслу
действующего уголовно-исполнительного законодательства государство в лице
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения
уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и
личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами,
находящимися под его юрисдикцией.

Возведение зданий
исправительного учреждения до принятия указанных нормативных правовых актов,
исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
14.10.2010 № 1772-р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии
объективной необходимости приведения материально-технической базы
исправительных учреждений в соответствие с современными требованиями к
материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечению соблюдения режимных
требований, безопасности проходящего службу в учреждении персонала, в том
числе, путем проведения реконструкции, расширения, переоснащения существующих
зданий, помещений и сооружений исправительного учреждения либо строительства
новых.

Вопреки доводам
апелляционной жалобы ответчиков оснований 
для прекращения производства по делу не имелось.

Принятое по делу
решение является правильным, судом надлежаще определены обстоятельства, имеющие
значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий спорные
правоотношения, дана полная и объективная оценка представленным
доказательствам. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену
решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями
309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 24 декабря       2021 года оставить без изменения,
апелляционные жалобы Абдусамадова  Гамзата
Умаровича, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике
Коми, Федерального казенного учреждения Исправительная колония №25 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службы
исполнения наказаний — без удовлетворения.

Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации
, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное
апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26.05.2022.

О признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «О признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here