УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2021-004352-86
Судья Елистратов А.М.
Дело № 33-4005/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 26 октября 2021
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой
Л.Г., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе областного государственного казённого учреждения
социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 22
июня 2021 года по делу № 2-2368/2021, по которому постановлено:
исковые требования Беспаловой Валентины Дмитриевны к
областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать областное государственное казённое учреждение
социальной защиты населения Ульяновской области назначить Беспаловой Валентине
Дмитриевне в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О
ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" с 18.05.2020 ежемесячную
выплату в связи с рождением первого
ребёнка Б*** М*** А***.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., объяснения
представителя ответчика Сапожниковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
истца Беспаловой В.Д., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
Беспалова В.Д. обратилась в суд с иском к областному
государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области (ОГКУСЗН Ульяновской области) о возложении обязанности назначить
пособие в связи с рождением ребёнка.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчик
необоснованно отказал в предоставлении меры социальной поддержки в виде
ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка. Документы необходимые
для назначения пособия, в том числе сведения о доходах были предоставлены. Она
с 2016 г. по 2018 г. обучалась в Кузоватовском технологическом техникуме, до
беременности на работу не устраивалась и не может предоставить иные сведения о
своих доходах.
Просила
суд обязать ответчика назначить ей в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" с
18.05.2020г. ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка.
Судом к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета
спора, были привлечены Министерство семейной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области, департамент Министерства
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области в г.Ульяновске.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОГКУСЗН
Ульяновской области просит решение суда отменить. Принять по делу новый
судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований
отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение
суда первой инстанции принято с нарушениями норм материального права, в связи с
чем оно подлежит отмене.
Указывают, что выводы суда о том, что в Законе отсутствуют ограничения на
назначение пособия в том случае, если в проверяемый период не все члены семьи
имели доход, несостоятельны. В судебном заседании было установлено, что истица
официально нигде не работала, в кадровом центре в период с 01.05.2019 по
30.04.2020 в качестве безработной не состояла. Соответственно, отказ в
назначении ежемесячной выплаты на ребенка истицы правомерен, поскольку
невозможно было определить среднедушевой доход семьи. Документально не
подтверждена нуждаемость семьи истицы в поддержке. Кроме того, отсутствие
официальных доходов не может свидетельствовать об отсутствии неофициальных
доходов истицы, которые не декларируются.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно
материалов дела, Беспалова В.Д. *** года рождения в ***, *** *** сына Б*** М***
А***. В свидетельстве о рождении в графе «отец» записи отсутствуют!%. Истица с
сыном являются гражданами России, зарегистрированы в Ульяновской области.
ОГКУСЗН
Ульяновской области истице выдана справка о признании семьи истицы малоимущей,
срок действия справки с 17.03.2021г. по 19.10.2021г.
Истица
работы не имеет, индивидуальным предпринимателем не является, занята уходом за
ребёнком, возраст которого 1 год и 1 месяц.
10.11.2020г.
истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении с 18.05.2020г.
ежемесячной выплаты в связи с рождением сына М***.
11.11.2020г.
ответчик принял решение об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи
с рождением первого ребёнка с указанием, что
«не выполняются условия о предоставлении сведений о доходах всех членов
семьи за 12 календарных месяцев предшествовавших 6 месяцам с даты подачи
заявления».
Разрешая
спор, руководствуясь положениями Федерального закона
от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей", Федерального закона
от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим
детей", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска,
указал, что поскольку истицей предоставлены документы, свидетельствующие об
отсутствии ее трудоустройства в период с 1 мая 2019 года по 30 апреля 2020
года, сведений о наличии иных доходов за указанный период не установлено, то
оснований для отказа в назначении истице ежемесячной денежной выплаты в связи с
рождением первого ребенка у ответчика не имелось.
Судебная
коллегия соглашается с выводами судов и отмечает следующее.
В
соответствии со статьей 2
Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о
государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона,
других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды
материальной поддержки семей с детьми.
В
силу статьи 1
Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в
связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в
случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является
гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не
превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения,
установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2
статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал
года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Ежемесячная
выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется
женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо
опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их
умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка
(пункт 3
статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).
Согласно
части 6
статьи 1 указанного Федерального Закона N 418-ФЗ "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты
в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок
обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий
документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и
социальной защиты населения. Ежемесячная выплата в связи с рождением
(усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения
ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев
со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с
рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня
обращения за ее назначением (пункт 2
статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ).
Порядок
осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого
или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а
также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее
назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н.
В
соответствии с частями 1
— 6 статьи 4
Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи
для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого
или второго ребенка определен перечень
доходов семьи, полученный в денежной форме.
Таким
образом, Федеральным законом
от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим
детей" установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете
среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной
выплаты.
Приказом
Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н утвержден Порядок
осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а
также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных
выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, в
котором в том числе закреплен перечень документов (сведений), необходимых для
назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
ребенка и (или) второго ребенка.
Как
указано в письме
Минтруда России от 7 марта 2018 года N 12-1/10/П-1584 "О направлении
ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации
Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных
выплатах семьям, имеющим детей", данный Федеральный закон
не содержит в качестве условия возникновения права на получение ежемесячной
выплаты обязательного трудоустройства родителей. В качестве документа, подтверждающего
отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе,
оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом
"а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых
для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого
ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29
декабря 2017 года N 889н.
Поскольку
нормами Федерального закона
от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ не предусмотрено, что отсутствие
трудоустройства родителей, является основанием для отказа в назначении
ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, а истицей
предоставлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее
трудоустройства в период с 1 мая 2019 года по 30 апреля 2020 года, выводы
суда об удовлетворении требований истца
являются обоснованными.
Судом
первой инстанции, исследовались документы об иных источниках доходов истца, в
частности были истребованы сведения о банковских счетах, о поступлениях на эти
счета. По сведениям, предоставленным
ПАО «Сбербанк России» и другими банками, у истицы в проверяемом периоде имели
место зачисления и списания незначительных сумм (менее 20 000 руб. за
проверяемый год).
Предоставленные суду документы позволили суду
сделать вывод о том, что в двенадцатимесячный период, период которого
определяется шестью месяцами до обращения с заявлением о выплате пособия,
размер дохода на каждого члена семьи истицы не превышал установленный предел
22 220 руб.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июня
2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного
государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.10.2021
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |