Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области продолжает реализовываться риск-ориентированный подход к планированию своих надзорных и профилактических мероприятий.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Статьей 61 этого закона устанавливается, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее — ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год (
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган (часть 7 статьи 72 Закона №248-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять (ранее – двадцати) рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
В целях реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» утверждено соответствующее положение о порядке осуществления соответствующего надзора. Пунктом 35 положения «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» определены виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, что устанавливается Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей».
Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий в части осуществления санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении объектов контроля, в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности являются:
а) для категории чрезвычайно высокого риска: выездная проверка — один раз в год; документарная проверка — один раз в год; рейдовый осмотр — один раз в год; выборочный контроль — один раз в год;
б) для категории высокого риска: выездная проверка — один раз в 2 года; документарная проверка — один раз в 2 года; рейдовый осмотр — один раз в 2 года; выборочный контроль — один раз в 2 года;
в) для категории значительного риска: выездная проверка — один раз в 3 года; документарная проверка — один раз в 3 года; рейдовый осмотр — один раз в 3 года; выборочный контроль — один раз в 3 года;
г) для категории среднего риска: выездная проверка — один раз в 4 года; документарная проверка — один раз в 4 года; инспекционный визит — один раз в 4 года; выборочный контроль — один раз в 4 года;
д) для категории умеренного риска: выездная проверка — один раз в 6 лет; документарная проверка — один раз в 6 лет; инспекционный визит — один раз в 6 лет; выборочный контроль — один раз в 6 лет;
е) для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» учет объектов контроля осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека посредством сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля, включая сведения о продукции (товарах) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, содержащейся в информационных системах.
Учет объектов контроля обеспечивается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека путем ведения реестров объектов контроля. Перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска, размещаются в сети «Интернет на официальном сайте Роспотребнадзора. С размещенным перечнем объектов на сайте Роспотребнадзора можно ознакомиться в разделе Организация деятельности или по прямой ссылке
Категории риска объектов и субъектов послужили основанием для выбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых будут проводиться надзорные мероприятия в 2022 году. Изменение законодательной базы повлекло значительное изменение структуры проверок: если в 2020 году количество проверок в отношении субъектов хозяйствующей деятельности, имеющих объекты чрезвычайно высокого риска только в 13,9%, то в 2022 году запланировано таких проверок – 662 или 87,7% ( всего в плане 755 проверок). Как и в предыдущие годы не планируются мероприятий в отношении низкого риска. В отношении объектов умеренного риска только 1 проверка ( в 2020 году было 49, в 2021 году – 39). В целях уменьшения времени взаимодействия с хозяйствующими субъектами и уменьшения соответствующей нагрузки на бизнес стали планироваться документарные проверки. Доля документарных проверок составляет в плане 2022 года 27,5% (208 из 755 проверок).
Существенное изменение в структуре распределения субъектов, в отношении которых запланированы проверки на 2022 год по сравнению с предыдущими годами определено тем, что Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» утвержден Перечень отдельных объектов государственного контроля (надзора) в организациях и на территориях по категориям риска (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска). Если раньше применялся расчетный метод к субъектам, осуществляющим: Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи, Деятельность родильных домов, родильных домов в многопрофильных лечебно-профилактических организациях, перинатальных центров, Дошкольное и начальное общее образование, Основное общее и среднее (полное) общее образование, Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием, Деятельность детских лагерей на время каникул, Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, Деятельность по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг и некоторым другим, то указанным постановлением они отнесены в основном к чрезвычайной категории риска.
Планирование на 2022 год осуществлялось Управлением в соответствии с:
· Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
· постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года».
· постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. N 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415».
В соответствии с положениями Постановлений Правительства РФ от 17 августа 2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации«, от 30 июня 2021 г. № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее — заявление).
Заявление содержит следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |