В рамках Всероссийской акции Министерства науки и высшего образования России «Научный полк» продолжаем серию публикаций «Бессмертный полк Ульяновского ГАУ». В этот раз поведаем о Михаиле Андреевиче Двугрошеве.
В 1940 году Двугрошев завершил обучение в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства. Вскоре молодого специалиста направляют в Сенгилеевский свиноводческий совхоз на должность инженера-механика сельского хозяйства. Но спустя несколько месяцев его призвали в ряды Красной Армии. Он служил в 328 отдельном ремонтно-восстановительном батальоне Забайкальского военного округа, где от курсанта дошел до начальника механического цеха.
В марте 1942 года Михаил Андреевич подал заявление с просьбой направить его на фронт, и спустя три месяца был откомандирован в формировавшуюся 321-ю стрелковую дивизию, в 72 саперный батальон, который после кратковременной подготовки, в июле 1942 года, был отправлен под Сталинград, в район станицы Клецкая.
С июля 1942-го по март 1943-го сержант Двугрошев воевал на Юго-Западном фронте в должности командира саперного отделения, после этого до 11 февраля 1945 года на Юго-Западном фронте. Принимал участие в окружении Сталинградской группировки немцев, в форсировании реки Северный Донец, взятии Запорожья, Одессы, Лодзи, Варшавы и в ликвидации окруженной группировки немцев в г. Познани.
«В марте 1943 года мне присвоили звание младшего лейтенанта. Расскажу, как это случилось. На войне все быстротечно. Утром в отделении было 12 ребят, а к вечеру осталась в строю только половина. Вот и командир взвода вышел из строя. Прибежал ко мне связной и говорит: есть приказ – командование взводом возложить на Вас. Вначале думалось, что это временно. Но через две недели пришел приказ: сержанту Двугрошеву присвоить звание младшего лейтенанта.
Вот так и воевали.
Минные поля ставили и снимали,
Доты, мосты строили и взрывали.
Хоть и трудно было, не унывали.
А в свободные минуты даже песни певали.
Наши воины в боях проявляли неуклонную волю к победе, героизм, находчивость и смекалку. Все то, что хоть в какой-то степени могло ускорить победу, бралось на вооружение. Мне хочется рассказать об одном случае, когда смекалка и выдумка привели к положительному результату.
Октябрь 1943 года. Идут упорные бои на подступах к Запорожью. Противник прочно укрепился на заранее подготовленных позициях. Все подступы к ним были заминированы и огорожены колючей проволокой в несколько ярдов. Нужно было разведать вражеские укрепления и взять «языка». Но неоднократные попытки саперов и разведчиков проделать проходы в заграждениях обычным способом – прорезание проволоки ножницами, со снятием мин – не давали положительных результатов, так как противник зорко охранял свой передний край. Тогда нами был применен новый метод. На длинных досках комплектовались удлиненные заряды взрывчатки, и саперы ночью прокладывали их под проволочные заграждения. Тем временем в нейтральной зоне скрыто сосредотачивались группы захвата «языка», состоящие из разведчиков и автоматчиков. По сигналу ракеты удлиненные заряды подрывались подрывными машинками. Раздавались мощные взрывы, и в местах, где были заложены заряды, образовывались проходы шириной 10-15 метров, свободные от проволоки и противопехотных мин. Группы захвата устремлялись в них, забрасывали гранатами окопы и землянки фашистов, захватывали пленных и быстро откатывались назад», –
о храбрости и находчивости сослуживцев вспоминал гвардии старший лейтенант запаса М. Двугрошев
.
Михаил Андреевич был награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды. Кроме того, среди его наград – медали «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
При штурме одного из фортов в городе Познань 11 февраля 1945 года фронтовик получил множественные осколочные ранения обеих ног, после чего 11 месяцев, до января 1946 года, пролежал в госпиталях. Вернулся с войны инвалидом, как и его родной брат. А другой брат Двугрошева погиб на фронте.
23 марта 1946 года Михаил Андреевич был принят на работу старшим инженером машинно-технического отдела Ульяновского областного управления сельского хозяйства. В ноябре того же года перешел в Карсунскую школу, где проявил себя как хороший педагог и воспитатель.
В сентябре 1950-го Двугрошева назначили директором Ульяновского сельскохозяйственного техникума. Он принимал активное участие в работе партийной организации техникума, оказывал повседневную помощь профсоюзной и комсомольской организациям.
С августа 1960 года 15 лет Михаил Андреевич работал в Ульяновском сельскохозяйственном институте – старшим преподавателем кафедры технологии металлов и ремонта машин. Он разработал методические указания по металловедению и термообработке для 12 лабораторных работ и организовал печатание в типографии специальных журналов для проведения занятий, систематически вел работу по совершенствованию лабораторно-практических занятий, разработал и оборудовал рабочие места для проведения лабораторных работ по технологии металлов. Семь лет подряд фронтовик являлся редактором стенной газеты мехфака «Советский инженер». Беспокойный по характеру, этот «ген беспокойства» он передавал и членам редколлегии, вместе с которой выпускал интересные номера газеты с злободневными материалами. Благожелательный, чуткий и отзывчивый человек, Михаил Андреевич Двугрошев пользовался всеобщим уважением и любовью.
Фоторепортаж:
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |