Безопасность Включение в список нуждающихся в обеспечении жильем

Включение в список нуждающихся в обеспечении жильем

118

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-007008-72

Судья Анциферова Н.Л.                                                                    
Дело № 33-4651/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     30
ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-4350/2021 по апелляционной жалобе Алексеева Евгения Валентиновича на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 августа 2021 года, по которому
постановлено:

 

в
удовлетворении исковых требований Алексеева Евгения Валентиновича к  Министерству семенной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области о восстановлении срока
для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца
Алексеева Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алексеев А.В. обратился в суд с иском к Министерству  семенной, демографической политики и
социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Министерству
строительства и архитектуры Ульяновской области о восстановлении срока для
включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об
обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.

В обоснование заявленных требований указал, что его родители
Б*** И.Д. и А*** В.А. были лишены родительских прав, а он в 1996 или 1997 годах
был помещен в СРЦН «Открытый дом», затем в «Дом детства», потом в Ивановский
детский дом им. А. Матросова. До этого со своими родителями он проживал в доме
по адресу: *** После выпуска из детского дома и окончания обучения в *** в 2007
году он вернулся в этот дом, где проживала его сестра Г*** О.А. с пятью детьми.

Его родители умерли: мать – ***.1999, отец – ***.2009.

До настоящего времени истцу приходится проживать  у друзей, и на съемных квартирах.

В 2015 году Алексеева А.В. оформил себе регистрацию у своего
друга по адресу: ***, поскольку в доме по адресу закрепленного за ним жилого
помещения прописаться не удавалось, из-за отсутствия домовой книги, сгоревшей
во время пожара в 2005-2006 годах.

После выпуска из училища он обращался в отдел опеки и
попечительства по вопросу предоставления ему жилого помещения, поскольку
проживать в доме с сестрой, ее мужем, детьми и отцом было невозможно, однако
ему отвечали, что дом закреплен за ним и жилье ему не положено.

В настоящее время он решил восстановить документы на дом,
оформить наследство, однако, из полученной выписки из ЕГРН усматривалось, что
собственником дома является совершенно посторонний человек Ч*** Н.М., право
собственности которого возникло 08.10.1999. В этот период времени ему было
всего 11 лет, и он воспитывался в Ивановском детским доме.

Органами опеки и попечительства не были предприняты меры по
обеспечению сохранности за ним жилого помещения, а так же меры по постановке
его на учет, как не имеющего закрепленного жилого помещения, в связи с
переходом права собственности.

Просил суд восстановить срок для постановки на учет
нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на ответчика
обязанность включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшийся
без попечения родителей, для предоставления благоустроенного жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений вне очереди.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Алексеев А.В. просит отменить решение
суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда
является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства
дела.

Выражает несогласие с выводом суда о необоснованности его
доводов о непринятии ответчиком мер по постановке его на учет, как не имеющего
закрепленного жилого помещения. Указывает, что органы опеки и попечительства не
выполнили свои обязанности по сохранению за ним жилого помещения. Ответы
вышестоящих органов на его обращения были формальными и безрезультатными.
Ссылаясь на судебную практику, считает, что на его правах, гарантированных
законодательством не может отразиться факт необращения его законных
представителей в уполномоченные органы с заявлением об обеспечении его жильем в
период его нахождения на полном государственном обеспечении в государственных
социальных учреждениях.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы,  судебная коллегия приходит к
следующему.

В соответствии с ч.1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК
РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации
предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.

Из материалов дела следует, что Алексеев А.В., ***.1988 года рождения, относился к категории лиц из числа
детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Железнодорожного районного суда от 17.06.1997 А***
В.А. и А*** И.Д. лишены родительских прав в отношении сына Евгения, 1988 года
рождения, сына Алексея, 1989 года рождения, дети переданы в органы опеки и
попечительства.

Постановлением главы администрации Железнодорожного района
города Ульяновска №519 от 26.06.1997 Алексеев Е.В. был определен в детское
воспитательное учреждение, за ним закреплена жилая площадь по адресу: ***.

Мать истца – А*** И.Д. умерла ***.1999, отец — А*** В.А.
умер ***.2009.

Истец в
собственности жилых помещений не имеет.

Как следует из материалов дела истец обратился с заявлением
по вопросу оказания содействия в получении информации о закреплении за ним
жилого помещения в Правительство Ульяновской области. Данное обращение было
направлено в Министерство.

18.06.2021 Министерством было рассмотрено обращение
и направлен ответ Алексееву А.В. Ранее с заявлением о включении его в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения 
родителей, а  также лиц из числа,
Алексеев Е.В. в Министерство не обращался. Также он не обращался в комиссию по
установлению факта невозможности проживания, которая устанавливает факт
невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в случае,
если за данными категориями граждан закреплено жилое помещение.

На день обращения в
суд с настоящим иском истец достиг возраста 33 лет.

Полагая, что имеет
право на обеспечение жильем в порядке, установленном для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, Алексеев А.В. обратился  в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд, рассмотрев
заявленные исковые требования, верно определил юридически значимые
обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и
правильно применив закон, подлежащий применению, обоснованно отказал в
удовлетворении исковых требований 
Алексеева А.В. в полном объеме. При этом суд правомерно исходил из
следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 49
Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным
законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской
Федерации (в данном случае — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из
жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской
Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1
Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых
помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8
Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ 
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» подлежащей применению в соответствии с ее
конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой
(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания
пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,
либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо
после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди
жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В связи с этим в Ульяновской
области принят Закон от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области», статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение
специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных
жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее —
дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями
жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя
жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых
помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений
по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если
их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В соответствии со
ст. 1
Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей
настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет,
у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или
единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или
обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на
дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установленный законодателем
возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной
адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде
права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на
предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти
лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо
причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет
нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые
возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были
несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7,
38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального
закона №159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан
связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в
которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте).
Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным
Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной
жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23
лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в
несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально
незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства
категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не
подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной
поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от
срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет
такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный
орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц,
имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки,
так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения
такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и
положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.),
поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке,
которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились
к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли
возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае
наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный
орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного
права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Как следует из материалов дела
официально с заявлением о постановке истца на учет нуждающихся и обеспечения ее
жильем как лицо, относящееся  к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  Алексеев А.В. по достижении им 18 лет и до
достижения 23-летнего возраста не обращался. И более того, как следует из
информации Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской области в установленном законом порядке не подавал,
обратившись сразу с требованиями в суд, в возрасте 33 лет.

При этом уважительных причин,
свидетельствующих о невозможности реализовать истцом свое право на обращение в
уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным
жилым помещением до 23 лет, суду не представлено.

Факт неосведомленности истца
относительно своего права не является уважительной причина пропуска срока на
обращение по вопросу обеспечения жильем.

Само по себе нахождение Алексеева
А.В.  в местах лишения свободы в период с
28.01.2009 по 08.06.2012 не препятствовало ему обратиться с письменным
заявлением в уполномоченные органы об оказании ему содействия в данном вопросе.

Тем более, что и после освобождения в
течение практически 10 лет, истец также не обратился  в уполномоченный орган по вопросу обеспечения
его жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Доводы
апелляционной жалобы в части того, что законом не исключено  обеспечение жилыми помещениями лиц,
относившихся к категории  детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, без учета возраста, в котором они
обратились за реализацией своего права на жилище, поскольку само по себе не
обращение его законных представителей по данному вопросу обеспечения не должно
нарушать его право на обеспечение жильем,  
несостоятельны основаны на неверном толковании закона и без учета
фактических обстоятельств дела.

Исходя из
вышеизложенного является законным и обоснованным вывод суда о том, что правовых
оснований для удовлетворения исковых требований Алексеева А.В.
о
восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. 

В остальной части доводы апелляционной
жалобы аналогичны доводам искового заявления, судом им дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у суда оснований не имеется.

Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.

В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р
Е Д Е Л И Л А:

 

решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 31 августа 2021 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Алексеева Евгения Валентиновича – без
удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение  трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через  Ленинский районный суд
г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.12.2021

 

 

Включение в список нуждающихся в обеспечении жильем

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Включение в список нуждающихся в обеспечении жильем»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here