Наступает новый учебный год, и для того, чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо соблюдать рациональный режим дня. Правильно составленный и четко соблюдаемый режим повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует, способствует нормальному росту и развитию. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.
Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной нагрузки нагрузки, труда и отдыха. При этом наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Начинать свой день следует с утренней гимнастики. Она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение.
Приучайте ребёнка обязательно завтракать, питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. Умственная работа, а также большая подвижная деятельность детей сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность организма. Необходимо соблюдать определенное время, кратность приема пищи (4-5 раз в день) и интервалы между ними (3,5-4 час.).
Важно, чтобы горячее питание ребенок получал в школе. В каждом образовательном учреждении разработаны комплексы обедов (завтраков) исходя из рекомендованных норм потребления продуктов, с учетом потребности школьника в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности (калорийности), компенсирующей энергозатраты в течение учебного дня.
По возвращении из школы ученик должен пообедать и отдохнуть. Послеобеденный отдых желательно проводить на свежем воздухе. Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Физическим упражнениям разного характера (уроки физкультуры, зарядка, занятия спортом, танцы, физический труд дома) желательно посвящать 1 — 2 часа в день.
Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется не ранее 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик повышения суточной работоспособности. Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо освещенное. Совершенно недопустимо делать уроки, лежа на диване, при включенном телевизоре. Во время приготовления уроков должны быть устранены все помехи, особенно источники громкого шума. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов — 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Рекомендуется начинать выполнение домашних заданий с письма. Можно чередовать письменные задания с устными.
Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др. В течение дня для этого младшим школьникам надо 1-1,5 часа, а старшим 1,5-2,5 часа. Все дополнительные занятия не должны проводиться в ущерб отдыху, прогулке.
Активный отдых на свежем воздухе является мощным оздоровительным фактором. После окончания учебных занятий в общеобразовательной организации для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов.
После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть для школьников 6-10 лет – не менее 10 часов, 11-14 лет – не менее 9 часов, а для более старших – не менее 8 часов. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00-22.30.
Выполнение этих рекомендаций предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |