Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным исковым заявлением к ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», УОФЗЖ «Флора и Лавра» об оспаривании бездействия, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны объектов по содержанию (передержке) животных и возложении обязанности разработать проекты указанных зон.
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось с кассационной жалобой в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в которой просило вынесенные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Основанием для отмены вынесенных решений являлось то, что в отношении используемых административными ответчиками объектов для передержки животных установление санитарных зон необходимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, Шестой кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующим выводам.
Отношения по обращению с животными, в том числе, без владельцев, регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон № 498-ФЗ), другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 1 и статья 2 Федерального закона № 498-ФЗ).
Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 2, 5, 13 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года № 1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них (далее — Методические указания), в соответствии с пунктом 1 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них.
Во исполнение пункта 1 Методических указаний постановлением Правительства Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 154-П утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них на территории Ульяновской области, в соответствии с пунктом 1.3 которых размещение приютов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности к размещению объектов, связанных с содержанием животных.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 введена в действие с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к V классу относятся ветлечебницы с содержанием животных, виварии, питомники, пункты передержки животных.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в пункте 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Приюты для животных» не указаны, следовательно, обязанность для разработки проекта санитарно-защитной зоны у административных ответчиков в отношении рассматриваемых объектов отсутствует.
Вместе с тем приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 908/ПР утвержден «СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила проектирования», в соответствии с пунктом 4.7 которого минимальное санитарное расстояние (санитарно-защитная зона) от территории приютов до жилых и общественных территорий принимается в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами, в том числе СанПин 2.2.1/2.1.1.1200.
Расстояние между зданием карантина для поступающих в приют животных и другими зданиями для содержания животных, а также другими зданиями и сооружениями приюта следует принимать не менее 50 м.
Указанное выше нормативное регулирование не было учтено судами при оценке бездействия административных ответчиков по разработке проектов санитарно-защитных зон приютов для животных, положения приказа Минстроя России от 30 декабря 2020 года №908/ПР «СП 492.1325800.2020. Свод правил. Приюты для животных. Правила проектирования» не применены.
Вместе с тем, исходя из анализа положений Федерального закона 489-ФЗ и Методических рекомендаций во взаимосвязи усматривается, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по содержанию (передержке) животных, а также по оказанию ветеринарных услуг, что подпадает под требования пункта 12.5.14 санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, чему не была дана оценка в ходе рассмотрения административного дела.
В силу изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что судами меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу приняты не были, в связи с чем, судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По состоянию на 03.04.2024 г. рассмотрение дела в Сенгилеевском районном суде Ульяновской области не назначено.