Безопасность Присуждение компенсации за неисполнение решения суда

Присуждение компенсации за неисполнение решения суда

130

Дело № 3а-202/2021

73OS0000-01-2021-000232-11

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ

 

30 ноября 2021 года                
                                                        г.Ульяновск

 

Ульяновский
областной суд в составе:

судьи Трифоновой
Т.П.,

при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,

 

рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Косихиной Юлии
Игоревны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Косихина Ю.И.  обратилась в суд с административным исковым
заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.

В обоснование заявленных
требований указал, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25
июня 2018 года на Министерство строительства, 
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была
возложена обязанность  предоставить ей
жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.  Исполнительный лист по данному решению был
сдан ею в службу судебных приставов-исполнителей, где 19 августа 2020 года
возбуждено исполнительное производство. На момент обращения в суд с настоящим иском
решение суда не исполнено, что  лишает
её  права на надлежащие условия
проживания и влечет нарушение 
конституционных прав.

В связи с  этим Косихина
Ю.И.  просила присудить ей компенсацию за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере
150 000 руб.

Судом к участию в деле в
качестве административных ответчиков была 
привлечена  Ульяновская область в
лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица — Управление
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании Косихина Ю.И. 
поддержала заявленные исковые требования.

Остальные участники процесса
в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте
и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи
150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –
КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Министерство финансов
Ульяновской области в письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим
ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает
истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной
системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти
субъекта – Министерство.

Считает размер компенсации
завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Кроме того, указывает на то,
что нарушение установленных законодательством РФ сроком исполнения  судебного акта само по себе не означает
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Указывает, что Министерство
систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность
Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством
проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки
детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П
«О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем)
жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а
также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей  на территории Ульяновской
области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч
руб.

Таким образом, в действиях
Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок. Министерством принимались необходимые меры для исполнения
решения суда в разумный срок.

В Законе Ульяновской области
от 27 ноября 2020 года № 141-ЗР «Об областном бюджете Ульяновской области на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены средства в целях
предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Кроме того, согласно части 2
статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие
новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на
исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться
только с начала очередного финансового года при условии включения
соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в
текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон
(решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных
поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным
статьям расходов бюджета.

Заслушав пояснения истца, исследовав  материалы дела, обозрев материалы
гражданского дела Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-2573/2018,
исполнительное производство №№ 45506/20/73017-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3
статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за
нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение
судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские,
иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе
сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета
спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в
разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на
средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут
обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в
порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным
законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение
права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если
такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с
заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и
непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При
этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков
исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на
исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от
наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления
и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2
данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3
указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в
разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному
исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со
дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения
судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания
производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1
статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов
осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55
постановления Пленума Верховного Суда РФ от   
29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении
дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный
срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении
общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему
документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об
исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на
которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня
поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в
орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению
судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт
6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи
242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в
пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия
органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по
исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они
производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо
учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного
исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных
статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или
взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены
обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли
задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением
заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета
(часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт
12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что
решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 июня 2018 года на
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области была возложена обязанность обеспечить Косихину Ю.И. благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории МО «город Ульяновск».

Решение уда вступило в
законную силу 25 сентября 2018 года.

31 января 2019 года Косихиной Ю.И. был направлен исполнительный лист для
дальнейшего предъявления его к исполнению.

Вместе с тем исполнительный
лист был предъявлен Косихиной Ю.И. к исполнению
только 17 августа 2020 года.

19 августа 2020 года в МОСП п исполнению особых исполнительных производств УФССП России
по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство.

В рамках данного
исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении
должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения,
устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной
ответственности  по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Определением Ленинского
районного  суда г.Ульяновска от 16
сентября 2020 года  произведена замена
должника – Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска 
от  25 июня  2018 года не исполнено.

С настоящим административным
исковым заявлением Косихина Ю.И. обратилась в суд 25
октября 2021 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона №
68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Срок неисполнения судебного
решения с даты возбуждения исполнительного производства (19 августа 2020 года)
по день рассмотрения настоящего иска составляет 1 год 3 мес. 11 дней.

Принимая во внимание
изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок
исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством
финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению
решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались
определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя
признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах
истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5
части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о
присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок
судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера,
интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования представляют соответствующий финансовый орган и главный
распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2
статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных
служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и
муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного
характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется
соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г.
№ 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание
денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего
финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации.

Следовательно, компенсация
за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть
взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области
за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера
компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №
68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из
требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по
правам человека.

Учитывая обстоятельства
дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его
последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить истцу  компенсацию за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб., которая подлежит
зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4
Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения
компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Косихиной Юлии Игоревны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Косихиной Юлии Игоревны компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок
в размере 15 000 рублей (пятнадцать тысяч руб.) с
перечислением денежных средств на расчетный счет Косихиной
Юлии Игоревны № ***, открытый в Северо-Западном Банке ПАО Сбербанк, ИНН банка
получателя 7707083893, БИК банка 044030653, КПП 784243001, кор.
счет 30101810500000000653.

В удовлетворении остальной части заявленных
требований Косихиной Юлии Игоревне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации
подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

 

Присуждение компенсации за неисполнение решения суда

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Присуждение компенсации за неисполнение решения суда»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here