Принят Федеральный закон от
28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым вносятся изменения в Федеральный
закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации». Изменения в вышеуказанный закон касаются
контрольной (надзорной) деятельности органов государственного жилищного надзора
в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного
контроля за осуществлением
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
1. Законный статус получают мобильное приложение
«Инспектор», и его использование в рамках контрольных (надзорных) и профилактических
мероприятий и при совершении контрольных (надзорных) действий;ведение перечня
объектов контроля в ЕРВК;а также учёт актов и предписаний в ЕРКНМ.
2. Пересматривается система учета рисков: плановые контрольные
(надзорные) мероприятия могут проводиться только по объектам с высокой
категорией риска, для объектов средней и умеренной категории риска возможно
будут введены обязательные профилактические визиты (виды контроля определит
Правительство Российской Федерации).
3. В рамках подготовки ежегодных докладов о виде
контроля необходимо дополнительно готовить предложения по результатам обобщения
правоприменительной практики.
4. Контролируемое лицо вправе не допускать
инспектора на объекты или к документам, если на документах контрольного
(надзорного) органа о проведении контрольного
(надзорного) мероприятия нет QR-кода из
ЕРКНМ, либо если этот код не читается.
5. Закрепляется право руководителя органа
государственного жилищного надзора в рамках досудебного обжалования
рассматривать жалобы на свои собственные решения.
6. В рамках досудебного обжалования появляется
возможность обжаловать решения и акты по итогам профилактических визитов,
решения об отнесении объекта к категории риска, решения об отказе в проведении
профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц.
7. Сокращается срок рассмотрения жалоб в рамках
досудебного обжалования с 20 рабочих дней до 15 рабочих дней, срок рассмотрения
жалоб на решения об отнесении объекта к категории риска устанавливается в 5
рабочих дней, срок рассмотрения ходатайств об отсрочке исполнения предписания
сокращается до 5 рабочих дней.
8. Уточняется, что в предостережении не должен быть
указан срок для устранения негативных последствий от действий (бездействия)
контролируемого лица.
9. Кардинально переработаны нормы о проведении
профилактических визитов (статья 52 закона изложена в новой редакции, а также
появятся новые статьи 52.1, 52.2 – «Обязательный профилактический визит» и
«Профилактический визит по инициативе контролируемого лица»).
10. Появляются новые основания для проведения
внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) получение информации об обслуживании ВДГО, ВКГО
организацией, не представившей уведомление о начале осуществления предпринимательской
деятельности;
2) получение информации об осуществлении
предпринимательской деятельности по управлению МКД организацией, не имеющей лицензии
на такую деятельность;
3) уклонение контролируемого лица от проведения
обязательного профилактического визита;
4) получение достоверной информации о нарушении управляющей
организацией обязательных требований, соблюдение которых является условием
осуществления деятельности, подлежащей лицензированию;
5) поступление в орган государственного жилищного
надзора обращений (заявлений) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих
нарушенных прав как основание для проведения контрольного (надзорного)
мероприятия теперь также закреплено в Федеральном законе № 248-ФЗ. Как и ранее,
такие контрольные (надзорные) мероприятия проводятся без согласования с прокуратурой, но с
извещением об этом в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту
нахождения объекта контроля.
11. Закрепляется требование, что организация и
проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при выявлении
индикатора риска является обязанностью, а не правом контрольного (надзорного)
органа. Для индикаторов риска вводится специальная статья закона – 61.1).
12. В случае выявления факта воспрепятствования
проведению контрольного (надзорного) мероприятия повторное контрольное
(надзорное) мероприятие может быть организовано в 3‑хмесячный срок. Организация
повторного контрольного (надзорного) мероприятия является правом, а не
обязанностью контрольного (надзорного) органа.
13. Проведение документарных проверок потребует
согласования с органами прокуратуры, за исключением отдельных оснований.
14. С 1 сентября 2025 г. по результатам контрольного
(надзорного) мероприятия без взаимодействия потребуется составлять акт, если в
рамках такого контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения
обязательных требований.
15. Оформить акт по результатам контрольного
(надзорного) мероприятия теперь можно будет на следующий рабочий день после
окончания контрольного (надзорного) мероприятия, если нет возможности
составления акта в последний день и в месте проведения контрольного
(надзорного) мероприятия.
16. В закон вводится статья 90.1, определяющая
требования к оформлению и выдаче предписаний. Определен перечень сведений, в обязательном порядке указываемых в
предписании. Если предписание выдается государственному или муниципальному
учреждению, его копия должна быть также направлена учредителю такого
учреждения.
17. В закон вводится статья 90.2, определяющая
порядок заключения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений
между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Правительством Российской
Федерации будет определен круг контролируемых лиц, которые получат право на
заключение указанных соглашений.
Ознакомиться с Федеральным законом от 28.12.2024 №
540-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации» можно по ссылке
.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |