История Обратная сторона анкеты

Обратная сторона анкеты

301

Только в 2017 году жительница Майны Людмила Шутова нашла место, где похоронен ее дед – Иван Анисимович Алексеев, пропавший без вести в 41-м…

Понюхавший пороха на Финской войне, Иван Алексеевич из Степного Матюнина 25 мая 1941 года ушел на Великую Отечественную. В августе его семья получила от него единственное и последнее письмо без обратного адреса. Больше об Иване Анисимовиче никто ничего не знал и много-много лет считали пропавшим без вести.

— Это было как-то неправильно, — говорит Татьяна, дочь Людмилы Шутовой. — Ну, как это — без вести? Словно и не было человека.

А потом, когда была издана областная Книга Памяти, Шутовы решили поискать в ней своего деда. И нашли! И сказали об этом его дочери, матери Людмилы Алексеевны — Раисе Ефимовой.

-Если в Книге Памяти есть, — предположила Раиса Ивановна, значит, в Матюнине на мемориальной доске тоже должен быть. Шутовы, вместе с Раисой Ефимовной, поехали в Матюнино – и увидели, что имя Ивана Алексеева есть в списке воинов Великой Отечественной войны.

— Бабушка поплакала, цветы пожила, — вспоминает Татьяна Шутова. — А мы немного успокоились — все-таки нашего солдата помнят.

Дальше – больше. По планете шагал Интернет, Шутовы тоже стали в него ходить, и обратили внимание на то, что люди в соцсетях начали обмениваться сообщениями о том, что кто-то, благодаря базе данных «Мемориал», нашел деда, кто-то отца, кто-то прадеда. И задумались, не поискать ли им Ивана Анисимовича.

— Мы нашли, но противоречивую информацию, — говорит Людмила Алексеевна. — В списках захоронения значилось, что мой дед похоронен в 1945 году в Калининграде. А в информации о военнопленных, — что он погиб в лагере шталаг 311 в ноябре сорок первого.

В общем, Шутовы решили, что их деда все-таки похоронили в Калининграде. Почему за долгие четыре года о нем не было никаких вестей, не задумались.

— Мы обрадовались, — говорит Татьяна. — Наконец-то появилась точная информация. И решили, что поедем в Калининград.

Было это в 2016 году. Шутовы спланировали на весну отпуска, рассчитали, сколько им понадобится денег. Муж Татьяны Валерий сказал, что тоже поедет, потому что служил е Калининграде и все там знает. Людмила Алексеевна позвонила в Орск своим двоюродным сестрам и сообщила о результатах поисков. Сестры, конечно, поплакали и сказали – мы тоже поедем с вами. А через некоторое время прислали информацию — это не наш дед! — Они тоже начали изучать материалы «Мемориала», — рассказывает Людмила. — А там информация постоянно меняется, и они нашли подробную анкету нашего деда. На обратной стороне анкеты были совершенно точные данные – имя матери Ивана, имя его жены. И вот из этой анкеты Шутовы точно узнали, что Иван Алексеев действительно погиб в лагере шталаг 311. То есть, возможно, в августе или сентябре он попал в плен. До октября его с другими пленными везли в шталаг, а там, через месяц с небольшим, он умер от тифа. И был похоронен только спустя две недели, в декабре.

— Я читала про этот шталаг в Саксонии в Интернете, — сквозь слезы говорит Татьяна Шутова, — и ужасалась, что ему пришлось пережить! Пленных почти не кормили – давали по буханке хлеба в сутки на 15 человек и все. Они обглодали всю кору с кустарников, выкопали все корешки из земли. Пили из луж. О медицинской помощи вообще говорить не приходится.

Татьяна расстраивается, что в Германию она поехать не сможет. Потому что офицер полиции, а потому – невыездная.

— Но маму мы обязательно отправим, — говорит она.

– Это наша цель, это наше желание, — вторит Людмила Алексеевна. — Я связалась с бывшей коллегой, которая живет в Германии. Она сказала, езжай, конечно! Место, где был лагерь, недалеко от ее города.

Татьяна Шутова рассказала, что бабушка Рая рассказывала о своем отце, о его доброте, о том, что мама их держала в строгости, а папа защищал.

— Однажды, — вспоминает Татьяна Николаевна, — она нашла купленные мамой конфеты. Половину съела, половину спрятала. Мама заметила пропажу и за ужином сказала, что конфеты-то кто-то съел, наверное, а они с мором были. Бабушка заплакала и призналась, что это она сделала. Когда Иван Анисимович пришел после работы, кинулась к нему, папанька, я конфеты съела, а они с мором были. Я помру теперь!

— И сколько ты там съела? — спросил отец.

— Половину!

— В другой раз все съешь. А ты, мать, — пригрозил он, — прекрати детей пугать!

Людмила Шутова так впечатлилась всей найденной информацией, что однажды, на одном дыхании, написала стихотворение про своего деда «Вставай, мой дед». Но никогда еще не читала его на публику.

— Потому что плачу, — признается она.

Вставай, мой дед, вставай, Иван,

Вставай со мною в один ряд

Бессмертный полк, как караван,

Погибших воинов отряд!

Нам не поднять их из земли,

Но силой памяти своей

Из прошлого мы извлекли

Дедов, отцов и их друзей.

Тех, кто за Родину свою

На поле боя полегли,

И выиграли ту войну,

И по-другому не могли.

Им в нашем мире вечно жить,

И будем помнить мы в веках,

Нам ту войну не позабыть,

Пока несем мы на руках

Бессмертные родные лица

На черно-белых тех портретах

Благоговенью нет границы.

В стихах и песнях вы воспеты.

Андрей Школьный

«Наша газета»

Еще по теме: «Победил с историей про прадеда» Двенадцатилетний Денис Шутов из Майнского лицея стал самым юным участником межрегионального Форума поисковых отрядов, организованного Государственным аграрным университетом. Форум проходил три дня, для старшеклассников и студентов техникумов, в когорту которых попал Алексей, отвели 30 ноября. Семиклассник выступил настолько успешно, что опередил всех номинантов, получил диплом 1 степени и памятный приз. Продолжение читайте по ссылке.

Обратная сторона анкеты

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Обратная сторона анкеты»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here