«Артист одного хита», «певец одной песни» – клише современной массовой культуры, и звучит оно несколько пренебрежительно. Впрочем, и единственный «хит» способен пережить столетия и стать поистине народной песней, как это случилось с песней «Из-за острова на стрежень».
Её запели 120 лет назад, на заре XX столетия. Автор музыки остаётся неизвестным, хотя считается, что им был известный в те поры русский писатель и музыкант Степан Гаврилович Петров (1869 – 1941), прославившийся под псевдонимом Скиталец. Скиталец был зятем богатого симбирского купца Ананьева, часто и подолгу наезжал в наш город и в поместье своего тестя, в село Стоговку Сенгилеевского уезда, воспетое в романе «Дом Черновых», считающемся вершиной творчества писателя.
Выставленный в юности за свободолюбие из Самарской учительской семинарии, Скиталец был прославлен как поэт-песенник своей эпохи, автор слов шлягеров, гремевших на всю Российскую империю начала XX века: «Колокольчики-бубенчики», «На сопках Маньчжурии». Сам Скиталец виртуозно играл на гуслях и неплохо пел. В его исполнении «Из-за острова на стрежень» зазвучала в гостиных Москвы, Симбирска и Санкт-Петербурга, и была подхвачена массовым слушателем, почитателем жанра «жестокого романса», в сюжете которого обязательно зашкаливали чувства, а герои гибли и губили друг друга из-за роковых обстоятельств и неразделённой любви.
Писатель Скиталец и его гусли
«Из-за острова на стрежень» — классический случай данного жанра. Главный герой песни, лихой атаман Стенька Разин, вождь крестьянской войны собственного имени, влюбляется в прекрасную пленницу, персидскую княжну, захваченную во время похода на Каспийское море. Но чувств Разина не разделяет его ватага:
«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился —
Сам наутро бабой стал…».
Нелёгкий выбор между возлюбленной и боевыми товарищами Степан Разин решает в их пользу. Атаман «не глядя, прочь кидает в набежавшую волну» несчастную барышню…
Стихотворение «Песня», которое легло в основу поэтического текста песни «Из-за острова на стрежень» было опубликовано в 1883 году, за считаные месяцы до смерти своего автора, поэта, литератора и этнографа, симбирского уроженца Дмитрия Николаевича Садовникова (1847 – 1883).
После смерти щедрые на похвали мёртвым современники сравнивали поэтический талант Дмитрия Николаевича с признанным классиком Николаем Алексеевичем Некрасовым (1821 – 1877).
Дмитрий Садовников. Гравюра
Отец Дмитрия, Николай Александрович Садовников был человеком добрым, прекрасно образованным, знатоком древних и иностранных языков, но внешне мало преуспевшим, ибо домашнее учительство, которым он жил и содержал семью, по мнению «общества», считалось занятием малопочтенным для русского дворянина. Поиск состоятельных клиентов привёл Садовникова-старшего, выпускника Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, в симбирские пределы. Здесь он нашёл свою судьбу, обвенчавшись с симбирской дворянкой Татьяной Ивановной Полянской, подарившей мужу, Симбирскому краю и целой России сына Дмитрия.
Наследовав от отца талант к языкам и тягу к знаниям, Дмитрий рано лишился матери и воспитывался её сестрой, своей тётушкой Юлией Ивановной Полянской, не имевшей своей семьи и всю полноту чувств изливавшей на любимого племянника. Тётушка имела свой дом на Петропавловском спуске, пусть не в самой аристократичной, зато самой бойкой части губернского города, рядом с Подгорьем, в котором, особенно в навигацию, жизнь била ключом: пассажиры, матросы, бурлаки, рыбаки, извозчики…
Их наряды, занятия, рассказы, песни, всё это влекло внимание пытливого и открытого к жизни мальчика, становилось его первой «школой», предопределившей явление «одного из самых полезных и даровитых деятелей по русской этнографии» в XIX столетии, как станут отзываться о нём современники. Живописная Волга, симбирские виды, что, по слову великого Карамзина, в красоте уступали немногим в Европе, каждый день вдохновляли и окрыляли.
Уже с восьми лет Дмитрий писал стихи. В 13 лет он остался круглым сиротой, потеряв безвременно ушедшего отца. В 1864 году две корреспонденции семнадцатилетнего Садовникова из Симбирска под очень симбирским псевдонимом «Ю. Подгорин» появились в столичном журнале «Северная пчела». В том же году начинающий литератор поступил в Симбирскую гимназию, сразу в четвёртый класс, но всё равно поздновато. Гимназическому воспитанию долго противился Садовников-старший, и Дмитрий Николаевич, проучившись три года и не окончив курса, тоже понял, что гимназия – не его, и бросил регулярную учёбу.
Впрочем, девятнадцатилетним гимназистом Садовников переводит на русский и рифмует с подлинника «Поэму о Гайавате», Генри Уордсворта Лонгфелло (1807 – 1882), классическое произведение американской литературы, навеянное, кстати говоря, фольклором североамериканских индейцев. Критики подчёркивали литературные достоинства перевода Садовникова – и отмечали, что ему попросту не повезло. Явись симбирский школяр чуть раньше в столичные редакции со своим переводом, и его бы оторвали с руками!.. Но раньше со своим вариантом пришёл некто Михайловский, и редакторы только разводили руками: уже напечатано, поздно…
Здание, в котором помещалась гостиница Пассаж, и где бывал Дмитрий Садовников. Фото рубежа XIX — XX веков
Впрочем, неудача не расхолодила сердца. На юношу, прекрасно владеющего английским, обратил внимание некий богатый купец, которому как раз требовался хороший переводчик, а заодно – и домашний учитель для купеческих отпрысков. По торговым делам хозяина, Дмитрий Садовников отправился с ним за границу, проведя по нескольку месяцев жизни в Константинополе, Крыму и Одессе.
Разрушенная Покровская церковь в селе Новиковка, бывшего Ставропольского уезда, свидетельница событий жизни Дмитрия Садовникова
Но, наглядевшись на мир, в 1870 году – в том самом, в котором в мир родился Владимир Ильич Ульянов-Ленин – 23-летний Дмитрий Садовников вернулся в родной Симбирск. Он пошёл по стопам отца, стал трудиться домашним учителем. В скором времени он просватал младшую сестру своего гимназического товарища Варвару Ивановну Лазареву. У Лазаревых было поместье в селе Новиковке Ставропольского уезда Самарской губернии. До 1851 года Ставропольский уезд был Симбирской губернией, а с 1943 года Новиковка вошла в состав Ульяновской области – ан, главная книга жизни Дмитрия Садовникова всё равно называется «Сказки и предания Самарского края»! А ведь в 41 из 183 занимательных небылиц Дмитрий Николаевич прямо указывал, что записал от разных лиц в городе Симбирске.
Село Ясашное Помряскино, родиа Абрама Новопольцева. Фотография середины XX века
Но самым главным – и уникальным! – рассказчиком для Дмитрия Николаевича стал, опять-таки, житель самарских на то время пределов, крестьянин села Ясашное Помряскино Абрам Кузьмич Новопольцев (1830 – 1886). Теперь его называют самым знаменитым русским сказочником XIX века и последним русским скоморохом: от рассказчика крепко доставалось сильным мира сего, особенно помещикам и попам. Да и прочих великих он не особенно жаловал, например, повествуя о Петре Великом, царе-труженике на российском престоле:
«Как только царю Петру время свободное от чёрной работы, так он всё по кабакам ходил да у мастеров выведывал о их мастерстве: всё научиться хотелось ему. Приходит раз в кабак и встретил там оборванного пьянчужку; взял водки, а его не почует. «Ты, видно, ничего не умеешь? – царь спрашивает, — Что, больно обтрёпан?» – «Нет, — говорит пьянчуга, — умею вот такое-то ремесло» – «А как вот эту вещь делать?» – «Так вот» – говорит. «Врёшь!» – «Нет, ты врёшь!». Поднялся спор, и пьянчуга доказал Петру, что он врёт. Пётр остался этим очень доволен и напоил мастерового в лоск».
Конечно, Дмитрию Николаевичу многое приходилось смягчать в рассказах помряскинского самородка – наверняка это касалось и меткого, не всегда цензурного слова, подбора сюжетов, оценок героев. Садовников желал снабдить издание «Сказок и преданий Самарского края» особым очерком, посвящённым личности Абрама Новопольцева – жаль, что очерк не отыскали в бумагах литератора…
Загадки русского народа, лучшая книга Д. Садовникова, изданная при его жизни. 1875 год
Дмитрий Садовников был очень открытым к людям и большим жизнелюбом, настолько, что иногда попадал в полицейские сводки. Вечером 12 мая 1875 года группа ярких представителей симбирского общества, и в ней Дмитрий Николаевич, была замечена в ресторане гостиницы «Пассаж» на Большой Саратовской улице, лучшем на то время заведении губернского города. Всё шло как обычно, покуда два члена тёплой компании, присяжный поверенный Брызгалов и дворянин Беляков, не повздорили между собой, вначале словесно, потом дошло до рукопашной.
Беляков успел побить Брызгалова, но посчитал себя смертельно оскорблённым его словами и потребовал дуэли! Напрасно друзья, в том числе Дмитрий Садовников, до утра уговаривали его угомониться: не помогло. В складчину невольные секунданты купили один на двоих револьвер и три патрона к нему, и компания на двух извозчиках покатила на южную окраину города. Стреляться решили по очереди. Брызгалов первым выстрелил в воздух, Беляков отказался стрелять в безоружного человека, но, чтобы другим не думалось, будто, он стреляет плохо, своей пулей прострелил зонтик Брызгалова.
Вслед за этим все поехали обратно – но были задержаны полицмейстером, которому сообщили о дуэли. Полицмейстер, видимо, неплохо знал всю компанию, раз дал дуэлянтам отстреляться, полагая, что смертоубийства не будет. Показаний о происшествии потребовали только с непосредственных участников. Очень жалко! – а то бы мы имели точный адрес проживания Дмитрия Садовникова, какие-то подробности о его трудах и жизни, наконец, его автограф под показаниями! Но история не знает сослагательного наклонения.
Брак Дмитрия Николаевича и Варвары Ивановны оказался счастливым, но недолгим. Подарив мужу троих детей, через шесть лет его жена умерла от туберкулёза. Подозрение на эту прилипчивую и неизлечимую в те времена хворобу врачи выразили и самому Садовникову — увы, они не ошиблись. А это означало, что на карьере домашнего учителя стоит ставить «крест»: кто подпустит к своим детям опасно больного человека?
В момент Дмитрий Николаевич потерял и жену, и средства к существованию. Он принял решение «жить» литературой, но для этого надо было перебираться в столицы: там были издательства и журналы, и, немаловажно – именно там помещались штатные цензоры, без «благословения» которых не могло увидеть свет ни одно подцензурное произведение.
Обложка Сказок и преданий Самарского края, изданных после смерти Д. Садовникова. 1884 год
Детей пришлось оставить в Симбирске. Заботу о внучатых племянниках приняла всё та же Юлия Ивановна Полянская. Садовников обязательно приезжал в Симбирск на лето — и видаться с детьми, и собирать фольклор. «Даровитый собиратель», «выдающиеся труды», отзывались о нём современники. Устное народное творчество вдохновляло и собственное творчество литератора. Вершиной этого вдохновения стали строки «Из-за острова на стрежень…», ставшие популярной народной песней: самой, пожалуй, симбирской песней: автор слов в Симбирске родился и жил, автор музыки, женатый на симбирянке, тоже жил в Симбирске.
Петропавловский спуск в Симбирске, где жил Дмитрий Садовников. Конец 19 века
Кстати, в советское время Петропавловский спуск в Симбирске, где проживал Дмитрий Садовников, переименовали в спуск Степана Разина, и под этим именем он существует и доныне. Интересно, припоминали ли переименователи про Дмитрия Садовникова и «Из-за острова на стрежень…», когда давали это имя? Впрочем, ещё Александр Пушкин высказывался про Степана Разина как про самую поэтическую личность во всей российской истории…
Иван Сивопляс
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |