История Алексей Толстой и симбирское Предволжье

Алексей Толстой и симбирское Предволжье

283

В предыдущем выпуске журнала «Мономах» мы писали о роли симбирского Заволжья в жизни и творчестве Алексея Николаевича Толстого. Тема эта необычайно интересна и, оказалось, требует продолжения. Много нового мы узнали о дружбе Алексея Толстого с семьей Шишковых от представительницы этого древнего рода, жительницы города Ульяновска Веры Филатовой. Но об этом расскажем позже. А пока мы предлагаем нашим читателям не менее занимательный материал о связи писателя с симбирским Предволжьем.

В августе 1897 года Алексей Толстой поступил в четвертый класс Сызранского реального училища. Хотя он проучился в нем лишь год, сызранский период оставил особый след в его судьбе: здесь он обрел новых друзей, здесь пришло к нему увлечение театром.

В отличие от дворянского Симбирска, Сызрань тех лет была чисто купеческим городом. На главной улице уездного центра, называемой Большой, было немало причудливых особняков и доходных домов, отстроенных разбогатевшими на торговле горожанами. Здесь в одной из частных квартир и поселился Толстой с матерью Александрой Леонтьевной. На соседней улице Кузнецовой в особняке купца Гурина жила семья Мусиных-Пушкиных. Отец семейства, Юрий Александрович, служил в уездной земской управе, его сыновья учились в реальном училище, средний, Всеволод, в одном классе с Толстым, с которым вскоре подружился. Толстые стали частыми гостями в доме новых знакомых.

Мусины-Пушкины жили интересно. По праздникам у них были танцы и музыкальные вечера, по выходным чтение вслух лучших пьес известных авторов. К большим праздникам ставились домашние спектакли. Впервые в жизни Алексей Толстой участвовал в одном из них.

Год пролетел незаметно. Жизнь надолго развела приятелей. Новая встреча состоялась, по-видимому, в 1911-12 годах в Москве, где поселился Толстой с женой, и где в Кривоникольском переулке в собственном доме жили два брата Мусины-Пушкины: Всеволод и Александр. Первый окончил Горный институт, второй учился в Николаевском лицее. Оба брата остались верными детскому увлечению сценическим искусством, писали любительские пьесы. В дневниках Толстого 19l 1-13 годов появились записи, свидетельствующие о встречах с Александром и Всеволодом. Вместе они бывали в кабаре и театре-варьете «Максим», в театре миниатюр «Летучая мышь». В годы первой мировой войны Всеволод Пушкин и Алексей Толстой поступили на службу в Союз городов, занимавшийся помощью раненым воинам на фронте и в тылу. В мае 1917 Всеволод был шафером на свадьбе Толстого со второй женой Н.В. Крандиевской.

Но писатель на то и писатель, даже в своих друзьях и знакомых он видит, порой, черты героев будущих произведений. Вот дневниковые записи о Борисе Мусине-Пушкине, старшем из братьев — с ним когда-то в Сызрани Толстой учился сражаться на шпагах:

«Женился, кутил и безобразничал в Сызрани — опаршивел, уехал в Америку».

«Как Борис поужинал, попил чай, но приехал гость. Борис велел подать водки и съел (и выпил) огромный сыр из зайца…».

Добавим к этому рассказ Полочанинова о Борисе П.», записанный Толстым летом 1913 года в Сим-ирской губернии:

«Он не моется — поры открывать вредно. Летом он валялся в песке… Ел раков, текло по грязным рукам, находил в этом удовольствие», — вот и готов образ Семочки Окоемова, обжоры и кутилы.

Желая нарисовать среду опустившегося провинциального дворянства в «Приключениях Растегина», Толстой взял лишь внешние, шокирующие других черты Бориса Мусина-Пушкина, умолчав о том, что Борис был убежденным «толстовцем», пытавшимся следовать своей жизненной философии, частью которой были ходьба босиком, «валянье на песке» и многое другое. Встречаются в писательском дневнике фамилии и других «сызранцев». Так, им записан рассказ Полочанинова об Ушакове: «Три недели ездил с драгунами на маневры. Хотел получить мундир за заслуги прадеда, мечтал делать в нем визиты. Пришла бумага -150 рублей единовременного пособия, на это страшно обиделся». В примечаниях к дневниковым публикациям Полочанинов и Ушаков не установленные лица. Краевед Алексей Сытин считает, что первый — это, вероятно, Александр Сергеевич Полочанинов, титулярный советник, владелец деревни Полочаниновские Выселки.

Что касается Ушакова, то, скорее всего, это Алексей Сергеевич Ушаков. Сохранились воспоминания о нем его дальних родственников В.В. Ивановского (архив С.Л. Сытина, г. Ульяновск) и И.С. Ильина (архив О.И. Ильиной — Лаиль, Париж). У Ивановского Ушаков «неумный враль, унаследовал именье отца. Его в уезде называли в шутку «адмирал». В армии почти не служил, хотя имел военное образование. Уволился поручиком»…

Ильин сообщает, что Ушаков имел конный завод и поставлял лошадей для армии. Он же пишет и о больших, двусторонних маневрах Казанского военного округа, проходивших в 1912 году на территории Симбирской губернии.

Говоря об Ушакове, стоит упомянуть о его дочери Татьяне. По воспоминаниям Ильина, она «ничего кроме лошадей не признавала… носилась на своем чистокровном Удалом по соседям-помещикам». «Этот Удалой, — пишет он, — за Татушей ходил, как собака, взбирался по лестнице на второй этаж и появлялся в столовой перед гостями».

Ивановский, рассказывая о судьбе девушки, пишет, что она «в 1918 году вышла замуж за красного командира. Была на гражданской войне вместе со своей лошадью (верхом)», что, вероятно, означает служила в кавалерии. На память приходит повесть Толстого «Гадюка». Хотя прототипом Ольги Зотовой считается его дальняя родственница Т.С. Сикорская, подростком участвовавшая в гражданской войне, можно допустить, что некоторые события из жизни героини взяты Толстым из военной биографии Татьяны Ушаковой, троюродной сестры его друзей Мусиных-Пушкиных.

Есть в дневнике Толстого и такая запись:

«Ивановский в синей рубашке, скромный, в прыщах, начинает смеяться над кем-нибудь после всех». Ивановский тоже «неизвестное лицо». Но, несомненно, речь идет о Валентине Владимировиче Ивановском, авторе приводимых выше воспоминаний, дворянине из сельца Сколково, расположенного недалеко от села Жедрино и от деревни Зеленовки — имения Мусиных-Пушкиных.

В Зеленовке. 1906 г. (имение Мусиных-Пушкиных)

Его сестра Вера в 1910 году вышла замуж за младшего из братьев Михаила Юрьевича Мусина-Пушкина.

В годы описываемых событий Ивановский, проучившись несколько месяцев в Сорбонне и разочаровавшись в рутинной жизни французского студенчества, вернулся в Россию, поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Он был интересным человеком, писал стихи, играл на мандолине, увлекался социалистическими идеями. После революции работал агрономом в Симбирской губернии, на Северном Кавказе.

Последние тридцать лет жизни провел в Ульяновске. В 1937 году был арестован и провел несколько лет в сталинских лагерях, Общительного и неугомонного, его помнят многие старые краеведы.

А сколько еще фамилий наших земляков на страницах дневника Толстого ждут своей разгадки!

Татьяна Громова, научный сотрудник Краеведческого музея

«Мономах», «3(18), 1999 г.

Алексей Толстой и симбирское Предволжье

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Алексей Толстой и симбирское Предволжье»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here