История Завещание зодчего

Завещание зодчего

289

В прошлом году (статья 1999 г. – прим. ред.) исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного симбирского архитектора Федора Осиповича Ливчака (1878-1919). Ульяновский художественный музей отметил этот юбилей выставкой «Ф. Ливчак и стиль модерн в Симбирске». В декабре же нынешнего года, когда деревья потеряют листву и откроют нашему взору прекрасную архитектуру Ливчака, мы снова вспомним о нем, теперь уже в связи с 80 летнем гибели.

Он приехал в наш город в 1906 году, окончив с отличием архитектурно-строительный Факультет Института Гражданских Инженеров в Петербурге. Вместе с ним в архитектуру Симбирска пришел утонченный и изысканный стиль модерн, благодаря чему облик города приобрел новые, очень модные для своего времени черты.

Одним из первых архитекторов России Ливчак оценил огромные возможности нового материала — бетона. Он создал собственную систему строительства из пустотелых бетонных блоков, построил первый цементный завод, выпускающий не только блоки, но и цветную плитку, мозаично-мраморные ступени, черепицу и прочее.

В доме-ателье (ул. Л. Толстого, 16) Федор Ливчак соединил стандартные гладкие блоки с рельефными плитами из бетона (медведь и работник, Царевна-лебедь, Жар-птица с сияющими лучами солнца на хвостовом оперении), украсил стену великолепным майоликовым панно.

Традиция народного деревянного зодчества очевидна в «Теремке» (ул. Радищева, 4), но благодаря изменению общих пропорций, преувеличению размеров окон, массивности декоративных деталей дом приобретает характерный сказочный облик.

Новый взгляд на ампир проявился в лучшей постройке Ливчака — кинотеатре «Ампир» (ныне «Художественный»). Легкая, почти невесомая центральная часть, изысканные пропорции окон, мерцающая плоскость керамического панно и ажурная вязь металлических решеток — все это придает зданию воздушный и таинственный характер. Многоцветный фасад банка вызывает в памяти ассоциации с крестьянской вышивкой, русской печкой, избой. Чем дольше вглядываешься в этот фасад, тем ощутимей становится целостность его построения, продуманность рисунка каждой детали.

Жизнь Федора Ливчака завершилась трагически рано. Он умер в возрасте 41 года в Омске, куда ушел с белогвардейцами. 4 декабря 1919 года жена и дети Федора Осиповича получили от него последнее письмо, которое мы приводим не полностью, поскольку автор писал его в горячке, слабеющей рукой, и не все написанное поддается прочтению.

«Дорогая моя женушка, спутница моей когда-то счастливой жизни, и ненаглядные мои детки. Невеселую, вероятно, вы услышите весть… Сегодня доктор определил у меня (как и у К. В. Брейтвейна) наличие сыпного тифа, и вместе с тем он не скрыл своего опасения за благополучный исход по слабости сердца. Оба мы заразились при исполнении своего долга, ведя ремонт госпиталя, переполненного сыпнотифозными. Я не сомневаюсь, что К.В. останется жив, а потому не беру говорить о подробностях, предоставляя это ему, когда он свидется с вами.

Итак, к делу. Что бы ни случилось, умоляю вас принять это известие с должной твердостью и понять, что для моего личного благополучия скверный исход болезни искупит вполне все страдания долгой разлуки, тем более, что подобные потрясения в мои годы выведут меня из строя полезных тружеников, а находиться в сознании, что настанет время и, вероятно, очень близкое, это я лягу на ваши плечи. Так это хуже смерти…

Милая Машенька и мои детки, повторяю, не проливайте напрасно слезки, и уверяю вас, что если по прочтении этих строк я буду на том свете, так это не обидно, я буду гораздо счастливее вас…

Посылаю вам, мои дорогие, свою карточку…

Милые мои Надя, Вера, Боря, Глеб и Олеся, завещаю вам жить в дружбе и всеми своими силами помогайте маме, а в чем эта помощь может сказаться, представляю вам каждый раз, смотря по вашему возрасту, судить и действовать.

В тяжелую пору жизни приходится вас покидать. Я не знаю, быть может, вы в этом новом строе что-нибудь почерпнете, и я даже верю, что задатки большевизма идеальны, но думаю, что нужно еще много переустраивать в новом… «.

(Дальше неразборчиво).

Ирина Котова, научный сотрудник Ульяновского художественного музея

«Мономах», «3(18), 1999 г.

Завещание зодчего

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Завещание зодчего»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here