История Время собирать камни

Время собирать камни

428

В селе Верхняя Маза соз­дан филиал Ульяновского об­ластного краеведческого му­зея имени И.А. Гончарова «Музей-заповедник Усадьба Дениса Давыдова» (по распоряжению губер­натора Ульяновской области С.И. Морозова от 7 июня 2016 года).

О воссоздании усадьбы Дениса Давыдова в Верхней Мазе

На историческом месте расположе­ния усадьбы на территории 17 гектаров планируется воссоздать и музеефици­ровать господский дом, людскую избу, конюшню, каретный сарай, псарню, дом управляющего и другие надворные постройки. Это будет единственный в России Музей-заповедник героя От­ечественной войны 1812 года, поэта и писателя Д.В. Давыдова.

Сотрудниками Ульяновского област­ного краеведческого музея проведено комплексное научное исследование территории, начато формирование кол­лекции и архива. Организовано храни­лище для приёма предметов музейного значения, завершается подготовка про­ектно-сметной документации. Усадьба будет воссоздана на основе воспоми­наний, писем, документальных, жур­нально-книжных и иных источников. Большую помощь в воссоздании обли­ка усадьбы Давыдовых оказывают фото и воспоминания потомков поэта-парти­зана, совместная работа всех неравно­душных и заинтересованных людей.

Усадьба, в которой кипела мысль и царило творчество

«Время собирания камней» застав­ляет внимательнее вглядеться в из­вестные и только что найденные фото, вчитаться в воспоминания и архивные документы…

Дом Дениса Давыдова в Верхней Мазе сгорел в огне революции 1917 го- да. В соответствии с Декретом II Все­российского съезда Советов от 26 октяб- ря (8 ноября) 1917 года вся собствен­ность Давыдовых была конфискована. В начале 1918 года верхнемазинский землевладелец Н.Н. Давыдов с семьей выслан на общественные работы в уездный город Сызрань. Бывший кучер Давыдовых Роман Протопопов видел своего барина на городской улице с метлой в руках. В том же году сын Да­выдовых Николай (Никуша), выпуск­ник Александровского императорского лицея в Царском Селе, владеющий не­сколькими иностранными языками, мо­билизован в Красную армию писарем.

До 1 октября 1918 года из усадьбы Давыдовых членами волостного и уезд­ного военно-революционных комите­тов были вывезены все ценные пред­меты, на Покровский праздник дом раз­граблен и сожжён. Сгорела библиотека Д.В. Давыдова – более полутора тысяч книг. Из горящей усадьбы люди тащи­ли всё, что могли, даже двери, которые чудом сохранились до сегодняшнего дня в домовладениях местных жителей. Из брёвен конюшни и других строений предприимчивые крестьяне построили себе дома, в одном из них до сих пор живёт семья верхнемазинцев.

Сегодня известна лишь одна фото­графия дома, в котором в верхнемазин­ский период жил Д.В. Давыдов. Это деревянный дом с мезонином, постро­енный в русском классическом стиле. Небольшой балкон, выходная терраса с простыми деревянными колоннамии вьющиеся растения подсказывают, что дом снят со стороны сада и парка, то есть со стороны речки Мазки. Фото датировано 1885 годом.

Этот дом в 1819 году достался мо­лодой чете Давыдовых как часть при­даного от Чирковых, родителей Со­фьи Николаевны. Первое знакомство Д.В. Давыдова с селом состоялось сразу после женитьбы в апреле 1819 года. На следующий год во время длительного отпуска Денис Васильевич вдоволь по­охотился в окрестностях Верхней Мазы и в кабинете господского дома зани­мался приведением в порядок рукописи «Опыт теории партизанских действий». В 1829 году отставной генерал-майор Д.В. Давыдов с женой и семью детьми переселился в Верхнюю Мазу.

«…Отдохнул от вашего душного Пе­тербурга. Наслаждаюсь моими необо­зримыми степями и дышу свободно», – писал он в письмах к друзьям.

Кроме участия в польской кампании в 1831 году, выездов в столицы и близ­лежащие города и сёла, до конца жиз­ни Денис Васильевич большую часть времени проводил в этом имении. Не­надолго уехав из Мазы в Москву, он писал соседу по имению:

«Страсть как хочется в Мазу, в наши благословенные степи…».

В своём имении Д.В. Давыдов отме­нил телесные наказания, убавил барщи­ну, уменьшил оброк. Был рачительным хозяином, приводил в порядок господ­ский дом. При его участии были зало­жены парк и сад, на русле речки Мазки устроен пруд четырёхугольной формы. Денис Васильевич сам принял участие в посадке деревьев около пруда и реки Мазки.

В верхнемазинском доме родился восьмой ребёнок Давыдовых, младший сын Вадим, будущий генерал-майор. Точные сведения о его рождении и крещении содержатся в обращении Симбирской Духовной консистории в Московское дворянское депутатское собрание от 4 мая 1836 года: «По Ме­трическим Сызранского уезда села Верхней Мазы за 1832 года книгам в числе рождённых под № 48 написано так: у проживающего помещика гене­рал-лейтенанта Дениса Васильевича Давыдова и законной жены его Софьи Николаевны сын Вадим родился 19, а крещён 27 числа месяца ноября того ж 1832 года. Молитвовал, имя нарёк и крещение совершал приходской свя­щенник Григорий Михайлов при поно­маре Александре Соколове в Верхнема­зинской Покровской церкви».

Фотографии дома с мезонином и пру­да сохранилась в архиве внука Дениса Васильевича Николая Николаевича Да­выдова. Можно предположить, что он пригласил фотографа уже после смер­ти отца в 1885 году. Потом это фото­изображение, вероятно, попало к брату, Петру Николаевичу. А через некоторое время оказалось в числе иллюстраций в книге В.В Жерве «Партизан-поэт Де­нис Васильевич Давыдов». Этот очерк жизни и деятельности Д.В. Давыдова был написан по материалам семейного архива и другим источникам, издан в «Типографии Поставщиков Двора Его Императорского Величества Товарище­ства М.О. Вольф» в 1913 году.

Кроме хозяйственных дел по обу- стройству усадьбы, псовой охоты на зайца, лису и волка, ястребиной охоты на перепелов, Д.В. Давыдов в Верхней Мазе почти ежедневно занимался писа­тельским трудом.

По воспоминаниям сына Василия, опубликованным в журнале «Русская старина» в 1872 году, Денис Васи­льевич «вставал регулярно в три часа утра, зимой и летом садился писать, завтракал в девять часов при утреннем чае, гулял или, лучше сказать, произ­водил усиленную ходьбу непременно столько-то вёрст по саду; обедал в три часа и засыпал в кресле на несколько минут в пылу самого живого разговора, продолжая давать ответы. Потом снова письменные занятия».

Если раньше Денис Давыдов гово­рил: «Я не поэт, я – партизан, казак», то в Верхней Мазе он осознал себя ли­тератором. Много читал, выписывал в Мазу и получал от издателей книги и журналы. Вёл обширную переписку. Сотрудничал с журналами и издателя­ми, принимал самое активное участие в издании пушкинского «Современни­ка». Здесь он закончил самое большое, самое главное своё военно-историче­ское произведение «Дневник парти­занских действий 1812 года». В этот период жизни опубликовал мемуарные и другие военно-исторические произве­дения, подготовил к печати свою пере­писку с Вальтером Скоттом. В Верхней Мазе в 1832 году собрал «свою рас­сеянную стихотворную вольницу» и в Москве издал первый и последний при­жизненный сборник стихотворений. В 1837 году представил в петербургскую цензуру все свои сочинения в стихах и прозе. Однако обострившиеся болезни и какие-то другие, неизвестные нам причины, помешали ему осуществить этот издательский проект.

В руки писателя-историка В.В. Жер­ве из архива Давыдовых попала ещё одна интересная фотография – «Вид на Покровскую церковь с усадьбы Давы­довых. С фотографии, принадлежащей Н.Н. Давыдову». По этой чёрно-белой фотографии можно предположить, что немалую часть парковой зоны (с левой стороны, выходящей к Мазке) занима­ли цветущие кустарники. На историче­ской территории до сих пор сохрани­лись кусты сирени и акации, а на берегу Мазки доживает до своего двухсотле­тия последняя ветла, посаженная геро­ем войны 1812 года, поэтом Денисом Давыдовым.

Две прекрасные Софьи

Как известно, внука и правнука Де­ниса Васильевича звали Николаем Ни­колаевичем. Кому из них принадлежа­ли эти фотографии? Софья Николаевна Буторова своими воспоминаниями, записанными сто с лишним лет назад, помогла ответить на этот и многие дру­гие вопросы и, главное – воссоздать некоторые детали уже давно сожжённого дома Дениса Давыдова. Софья Николаевна Буторова (урождённая Давыдова) была дочерью второго сына поэта-партизана, родилась в 1862 году в верхнемазинском доме Давыдовых. В своих воспоминаниях она пишет о радостных и трагических событиях в жизни своей семьи и родины, произошедших до 1917–1920 годов.

Внучка Д.В. Давыдова Софья пишет:

«Дед умер в Мазе от апоплексического удара. Его похоронила бабушка в склепе Мазинской церкви (где теперь лежат мои родители) и позже над ним построила теперешнюю каменную, трёхпридельную. Когда исполнилось шесть недель со дня его смерти, бабушка, купив за это время два места в Москве в

Новодевичьем монастыре, вырыла по-койника с разрешения архиерея и пере­везла его на своих лошадях в Москву и там его и похоронила. Партизан умер в субботу, и со дня его смерти по дни революции служили обедню за его упо­кой в этот день, каждую неделю по за­вещанию бабушки».

Бабушку, Софью Николаевну, Софья застала живой, особенно запомнились её приезды в верхнемазинское имение из подмосковного Чиркова. К встрече Софьи Николаевны, вдовы Д.В. Давы­дова, готовились задолго: «обклеива­лись комнаты новыми обоями», «клеи­лись транспаранты для ворот с гербом или с её вензелями», «покупали фонари для иллюминации подъезда», «шились платья для встречи», «выучивали стихи приветствия на разных языках»…

Но в 1877 году всем «весельям и ра­достям положила конец» смерть мате­ри, Софьи Петровны, урождённой Бес­тужевой. 26 июня Софья читала с мате­рью «на балконе мазинского дома вслух «Горе от ума», и мать «почувствовала себя нехорошо». «Побежали за моим отцом, который купался с братьями в саду»… Но последний эпилептический припадок оказался для сорокасемилет­ней женщины роковым. Приехавший в дом Давыдовых коллежский асессор врач Павел Козакевич засвидетельство­вал:

«…Супруга Николая Денисовича Давыдова, Софья Петровна Давыдова, скончалась в ночь с 26 на 27 июня ме­сяца 1877 г. от кровотечения правого легкого, вследствие органического по­рока сердца и посему препятствий для предания тела земле никаких быть не может». Далее Софья Николаевна так вспоминает это ужасный день: «Потом вечером – первая панихида и наша обо­жаемая мать на столе в большой мазин­ской гостиной!»…

В начале 90-х годов ХХ века в селе Верхняя Маза во время разборки старо­го дома П.С. Горбатова (это недалеко от дома Давыдовых и сельской церкви) на поддоне печи была обнаружена плита с надписью: «Софья Петровна Бестуже­ва. 1831–1877». Узнав о находке, юные краеведы расколотое надвое надгро­бие доставили на территорию школы. С 2004 года эта надгробная плита экс­понируется в верхнемазинском музее.

«Воспоминания» С.Н. Буторовой по­зволили наконец установить, что и сын Дениса Васильевича Николай, скончав­шийся в Санкт-Петербурге у сестры Юлии, и невестка Софья похоронены в склепе под престолом Покровской церкви в селе Верхняя Маза, разрушен­ной в 30-е годы прошлого века. Только в начале XXI века благодаря Ксении Николаевне Паскалис (урождённой Бу­торовой) эти воспоминания из Франции попали в бывший Сызранский уезд.

Родившаяся в 1929 году в Париже Ксения Николаевна – праправнучка Д.В. Давыдова по линии сына Николая, продолжательница рода двух назван­ных выше Софий. В 2015 году в письме из Парижа она написала мне: «Спасибо Вам за страницу из газеты «Восход» о праздновании Покрова пресвятой Бого­родицы в Верхней Мазе! Особенно ра­дуюсь тому, что в Верхней Мазе начали строительство церкви. Очень радуюсь тому, что разрушенный храм снова бу­дет воздвигнут». В этом году во время телефонного разговора Ксения Нико­лаевна выразила «давнее желание», то есть такую просьбу: не называть её француженкой, а сына Мишелем: «Он Михаил!»

Последний из владельцев усадьбы

«Время собирания камней» препод­носит и приятные сюрпризы. Совсем недавно в Ульяновском областном крае-ведческом музее появились девять ин­тереснейших, до сих пор неизвестных фотографий с верхнемазинской усадь­бы Давыдовых.

На этих фото запечат­лены счастливые моменты жизни по­следних её владельцев. Фотографии, иллюстрирующие жизнь Давыдовых, дают также представление об усадебной культуре и строениях, о парке и саде. На двух пожелтевших от времени фото видим группы людей. На обороте есть надписи карандашом: «Н.Н. Давы­дов на гигантских шагах слева, Никуш­ка в центре, справа, в стороне – жена Н. Давыдова». На следующем читаем: «Н.Н. Давыдов в центре и учительницы Виноградовы на катке». С волнением вглядываясь в лица, мы постарались как можно больше узнать о судьбе этих фотокарточек и их героев. И выясни­лось, что эти фото только благодаря ин­тересу к истории и любви к друзьям, к родным людям пережили не только по­жар революции, но и ещё целый «век-волкодав».

Местные учительницы, вероятно, нередко составляли компанию Да­выдовым на верхнемазинском пруду, устроенном ещё при поэте-партизане. Людмила, Софья и Мария Виноградо­вы – дочери верхнемазинского священ­ника В.М. Виноградова, выпускницы Симбирского Епархиального женского училища. По архивным сведениям, на 1 января 1917 года младшая дочь Вино­градовых Александра тоже работала в Верхнемазинском имени Д.В. Давыдо­ва народном училище.

Один из главных героев этих фото, Николай Николаевич Давыдов, стал по­следним владельцем имения в Верхней Мазе. Этот наследник двух известных генералов русской армии Н.А. Чиркова и Д.В. Давыдова родился в 1860 году в Верхней Мазе. Был старшим сыном Николая Денисовича Давыдова и его жены Софьи Петровны (урождённой Бестужевой). После смерти матери Ни­колай жил в Петербурге под покрови­тельством бабушки Софьи Николаевны Давыдовой (урождённой Чирковой) и воспитывался в Императорском паже­ском корпусе. В 1880 году поступил на службу в лейб-гвардии Уланский полк и 8 августа этого же года был произведён в офицеры. По воспоминаниям Ольги Николаевны Давыдовой (внучки Ва­дима Денисовича Давыдова), Николай Николаевич был очень красивым, и, когда в юбилей полка сделали альбом для подарка царю, его фотографию по­местили на переплёте.

В каждый свой отпуск Николай при­езжал в Верхнюю Мазу. В 1890 году при разделе имения после смерти Нико­лая Денисовича в собственность Нико­лая Давыдова перешло имение при селеВерхняя Маза. Он получил 6 061 десятину земли разных угодий с домом, хо­зяйственными заведениями и инвента­рём, водяной мукомольной мельницей, также принял обязательство уплатить стоимость доли сестры Марии Нико­лаевны Давыдовой и кредитные долги, числящиеся на этом имении. В 1892 году Николай Николаевич женился на Александре Алексеевне, дочери ново­спасского помещика, шталмейстера Императорского двора А.С. Амбразан­цева-Нечаева. В 1893 году в чине гвар­дии ротмистра вышел в отставку. Семья поселилась в верхнемазинском имении, в 1897 году родился единственный в семье ребёнок – сын Николай, все его ласково называли Никушей.

Н.Н. Давыдов с самого начала от­ставки с военной службы избирался по­чётным мировым судьёй Сызранского уезда, с 1900-го по 1911 год – сызран­ским уездным предводителем дворян­ства. В 1906 году Н.Н. Давыдову жало­вано звание камергера Двора его Императорского Величества. Его супруга Александра Алексеевна Давыдова с 1895-го по 1912 годы была попечите­лем Верхнемазинского начального на­родного училища, принимала участие в содержании столовых, в которых уча­щиеся и нуждающиеся жители получа­ли продовольствие.

Н.Н. Давыдов с 26 июня 1912-го по 1917 год был почётным блюстителем училища в Верхней Мазе. Давыдовы бес­платно предоставляли помещение для чайной-читальни, открытой в 1901 году, также способствовали оснащению книгами читальни-библиотеки имени Д.В. Давыдова, открытой в Верхней Мазе в 1913 году.

Перед Первой мировой войной в селе Верхняя Маза действовала трёх­престольная каменная Покровская церковь, построенная стараниями по­мещицы С.Н. Давыдовой в 1845 году на месте сгоревшей старой деревян­ной церкви. Сель­ские дети учились в земской школе, открытой в 1872 году по инициативе И.Н. Ульянова и при содействии Н.Д. Давыдова как начальное мужское училище. Работа­ли конезавод дво­рянки А.А. Давыдовой, также две паровых и четыре ветряных мельни­цы. Процветала усадьба Н.Н. Давыдова (здесь числи­лись 55 человек дворовых мужского и женского пола), в пяти верстах была усадьба С.Н. Буторовой (внучки Д.В. Давыдова) в хуторе Вязовом «при селе Верхняя Маза», также воз­делывались отрубные участки, вы­деленные Давыдовым и Буторовой в единоличную собственность крестьян в результате Столы­пинской реформы в 1906 году.

По сведениям, по­лученным Софьей Николаевной Буторо­вой от сестры Марии, их брат, последний владелец верхнема­зинского имения Да­выдовых Николай, умер в 1920 году от разрыва сердца в Сызрани и могила его неизвестна. Жена его, Александра Да­выдова, с семьёй сына Николая с 1923-го до 1935 года жила в Ленинграде, затем вместе с сыном отбывала пятилетнюю ссыл­ку в Казахстане (о дальнейшей судьбе Никуши, то есть Николая Николаевича Давыдова, правнука Дениса Васильеви­ча, читайте мою статью во 2-м номере журнала «Мономах» за 2015 год).

На двух фотографиях Никуше Да­выдову около пяти лет, значит, фото­граф запечатлел усадьбу Давыдовых, их владельцев и гостей в 1902–1903 годах. Эти свидетельства истории дош­ли до нас только благодаря тому, что у родственницы Виноградовых в городе Куйбышеве сохранился семейный аль­бом. А Людмила Целебьева, которая ро­дилась в семье директора Верхнемазин­ской школы в 1944 году, очень интере­совалась творчеством Д.В. Давыдова и событиями новой истории. В 1967 году, будучи студенткой 3 курса Ульяновско­го пединститута, любознательная де­вушка через свою маму получила фото из альбома Виноградовых и передала преподавателю С.Л. Сытину. Эти фото­факты тоже дождались своего времени. Времени собирать всё и воссоздавать усадьбу Д.В. Давыдова в Верхней Мазе.

Софья Узбекова, зав. филиалом Ульяновского областного краеведческого музея

«Музей-заповедник Усадьба Д.В. Давыдова», заслуженный учитель РФ

Автор выражает благодарность веду­щему архивисту Государственного архи­ва Ульяновской области А.Ю. Шабалкину, директору Сызранского филиала Госу­дарственного архива Самарской области А.П. Косицыной, учителю русского языка и литературы Л.П. Целебьевой (с. Соловчиха Радищевского района), заместителю ди­ректора Ульяновского областного краевед­ческого музея О.Е. Бородиной.

«Мономах», №2(98), 2017 г.

Время собирать камни

Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи «Время собирать камни»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here