Ученые Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова в ходе проведения в 2024 году научно- исследовательской работы по госзаданию Минпросвещения России создали теоретическую концепцию формирования и передачи исторической памяти во взаимосвязи с патриотическими установками молодежи в ретроспективе и современной ситуации с учетом региональной специфики. Проект реализовывался по направлению «Исторические науки» и носил фундаментальный характер. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в вузе.
«Критерии патриотических установок по степени иерархии выстроены от знаний к действиям. Чувственно-ценностный критерий проявляется только в том случае, когда у человека сформирован когнитивный критерий, то есть он знает о событиях своей страны, героическом прошлом, трагических страницах истории и понимает, чем можно гордиться или за что ему может быть стыдно. И только когда эти два критерия, когнитивный и чувственно-ценностный, определены в сознании человека, тогда он может осуществлять действия, направленные на благо своего города, региона, страны. В этом плане историческая память является основой патриотических установок, позволяет формировать всестороннее и объективное знание о прошлом и идентифицировать себя с Отечеством. Таким образом, подтверждена гипотеза, что патриотические установки обусловлены сформированностью исторической памяти молодежи», – отметила Людмила Климович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
Она обратила внимание, что в ходе реализации НИР изучена документальная база, которая позволила выделить источники формирования и механизмы передачи исторической памяти в ХХ веке.
«На региональном материале с фокусом внимания на советский период российской истории были изучены вопросы, связанные с институтом образования, ролью праздничной культуры в формировании «советского» гражданина, принципами военно-патриотического воспитания, гражданским участием молодежи и др. Также ученые проанализировали механизмы передачи исторической памяти, функционировавшие в прошлом, на предмет их актуальности в современной ситуации», – пояснила профессор кафедры.
По словам Людмилы Климович, медиасреда непосредственным образом влияет на историческую память молодежи.
«Результаты исследования подтвердили, что формирование исторической памяти в современной России происходит посредством взаимодействия институтов государства, гражданского общества, организаций, групп и отдельных личностей, всех, кто имеет отношение к производству и потреблению информации. Здесь можно выделить как классические СМИ, так и новые медиа», – сказала она.
В вузе отметили, что работа над проектом велась в области междисциплинарных исследований, что позволило использовать методы смежных социальных и гуманитарных наук, а также применить математические методы оценки полученных данных: описательную статистику, корреляционный и кластерный анализы.
По результатам реализации НИР было опубликовано 12 статей, из них шесть представлены в журналах Scopus / Web of Science, пять – в изданиях РИНЦ, один материал размещен на страницах журнала ВАК.
Кроме того, коллективом вуза подготовлено шесть докладов к международным научно-практическим конференциям.
Также было проведено социологическое исследование по анализу состояния исторической памяти у студентов Ульяновской области и выявлению их патриотических установок с использованием анкетного опроса, в котором приняли участие 600 обучающихся из разных вузов региона.
Методология проведенного исследования может применяться и в практике государственных органов власти, общественных организаций, институтов образования в сфере воспитания молодежи для осуществления мониторинга состояния исторической памяти и патриотических установок подрастающего поколения.
«Научное значение выполненной НИР заключается в том, что ее результаты представляют собой теоретическую ценность с точки зрения анализа процессов и тенденций формирования патриотических установок современной молодежи и механизмов передачи исторической памяти в контексте общественно-политических систем с учетом преемственности на разных исторических этапах развития», – добавила профессор кафедры.
Людмила Климович подчеркнула, что достижения ученых в рамках реализации НИР имеют большое значение и для образовательных организаций, которые способствуют социализации молодежи, а также играют ключевую роль в формировании исторической памяти.
Источник:
#МыПедагогический #УлГПУ #МинпросРФ #ПедвузыРФ
![]() |
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |