Евгений Бурдин, профессор кафедры философии и культурологии Ульяновского педагогического университета, начал писать книги по краеведению ещё студентом. Недавно у него вышла монография «Замечательные поселения Ульяновского левобережья». С ним встретился корреспондент «Молодёжки».
Евгений Анатольевич родился в Ульяновске, однако почти все его предки жили в Спасском районе Татарстана.
— Одно из ярких воспоминаний детства — красивейшая Казанско-Богородицкая церковь в Никольском. Мальчишкой с друзьями бродил около неё, залезал в заросли, окружавшие церковь, в поисках старинного клада, с интересом осматривал надгробные памятники, искал подземные ходы. Однажды мы с другом через окно залезли в церковь (она была заперта, в ней находился склад). Освоившись в полумраке, я увидел красивый плиточный пол, позолоченную резьбу иконостаса, роспись и был очарован. До сих пор помню это чувство благоговения, — вспоминает профессор.
В начале 1980-х годов он услышал о Старом городе, который в 1950-х годах был оставлен жителями, так как попадал в зону затопления Куйбышевской ГЭС. Однако затопило лишь часть Куйбышева (до 1935 года — Спасск), превратив его в остров. Впервые Евгений попал на него в 1984 году, позже приезжал туда регулярно. Особенно запомнились мощные развалины педучилища и торчавшие из земли решётки тюремного замка.
22 села
История затопленных территорий стала центральной темой в работах профессора. Новая работа — «Замечательные поселения Заволжского левобережья», изданная в 2024 году, — не обошла эту тему стороной.
— Монография посвящена истории и культурному наследию 22 крупных в прошлом населённых пунктов (ныне существуют 14 из них) трёх левобережных районов Ульяновской области, прилегающих к Куйбышевскому водохранилищу, — Старомайнского, Чердаклинского и Мелекесского, — поясняет наш собеседник.
Сама книга была написана ещё восемь лет назад на основе письменных документов, археологических материалов, воспоминаний старожилов, с которыми ему удалось поговорить.
Приезд Екатерины
Близость Волги повлияла на жизнь поселений. Например, старожилы рассказывали, что, когда нечего было подать к столу гостям, они могли открыть окно и из ружья застрелить утку. Волга весной разливалась, а когда она возвращалась в русло, то в озерцах и лужах оставалось много рыбы, которую люди собирали руками.
Даже великая Екатерина II признавалась, что «отродясь не ела такую вкусную рыбу», когда её угощали осетриной в Головкино.
— После наследников графа Головкина барином стал самый старший из братьев Орловых, любимцев царицы Екатерины II, — граф Иван Григорьевич Орлов. В 1767 году государыня пожелала проплыть по Волге и увидеть новое имение графа. Старожилы рассказывали, что императрица прибыла на огромном корабле в жаркий день. Она вышла на пристань, подошла к карете и заявила, что хочет прокатиться на санях. Рядом оказались склады, в которых хранились запасы соли. Угодники показывали, куда и сколько сыпать, чтобы сани хорошо скользили. Толпа ошарашенно смотрела на небывалое дело — дорога на глазах становилась белой, как будто летом выпал снег!
Старожилы передавали слова Екатерины, что местные жители избалованы богом, не знают нужды и живут в изобилии, а такого хорошего хлеба, как здесь, она нигде не видела.
Шаманка
Один из интригующих моментов в книге — находка могилы предполагаемой шаманки на древнем городище близ села Кремёнки.
— Самое важное открытие в Чёртовом городке было сделано ещё в 1996 году (с продолжением в 2004-м), когда археологи частично раскопали там раннесредневековое языческое святилище со следами человеческих жертвоприношений, датируемое VIII–IX веками нашей эры. В одном из погребений была захоронена представительница знатного рода, предположительно шаманка, — продолжает Евгений Анатольевич.
Есть версия, что после смерти могли провести древний языческий обряд обезвреживания покойника, при жизни обладавшего сверхъестественными способностями. Считалось, что мёртвые шаманы представляют большую опасность.
— После истления мягких тканей череп был отсоединён от тела, причём нижнюю челюсть положили у затылка (чтобы умершая не могла произносить заклинания), трубчатые кости ног переломали, а ступни отсоединили (чтобы покойник не мог встать). Безусловно, скелет нуждается в более детальном обследовании антропологами (специалистами, которые изучают человека, его происхождение и развитие — прим. ред.). Однако сам факт захоронения на территории святилища и наличие трёх гривен (шейных украшений знатных людей) говорят о многом.
Разин
Одним из любимых героев в народе был Степан Разин. О нём известно больше всего легенд. Его сокровища будто бы зарыты чуть ли не по всей Волге.
— Удачливость фольклорного Разина-разбойника объяснялась колдовскими свойствами. Разин — первый и главный в русском фольклоре разбойник-колдун, сверхъестественные способности которого позволяли ему исполнять любое желание. Поэтому он легко собирал войско, заговаривал оружие и одерживал победу. В одном из преданий говорилось: «Храброму атаману-колдуну легко было собрать большое войско; бывало, возьмёт липовую лутошку (молодую липу), отрежет щепку, бросит в Волгу, и вот на реке появляется корабль с вооружёнными казаками», — комментирует профессор.
Более того, считалось, что и после смерти он часто представал «ходячим мертвецом», укрывающим свои сокровища. В народе говорили, что Разин проверял собственные богатства, поэтому его видели мчавшимся на белом коне по горам и курганам или в струге под белыми шёлковыми парусами на Волге.
Планы
В данный момент автор работает над книгой про клады региона. Предположительно, она будет готова к июлю. В будущем Бурдин планирует написать книгу про Волжскую цивилизацию, систематизировать всю информацию, которая у него накопилась за эти годы.
Наталья КОРОЛЕВА.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |