Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области напоминает о базовых правовых отношениях, возникающих в процессе приобретения гражданином туристических услуг.
Отказ от гостиничных услуг по инициативе потребителя, если они могли быть исполнены.
Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю.
С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично.
При осуществлении расчетов с потребителем исполнитель выдает потребителю кассовый чек в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.
При гарантированном бронировании — гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется.
При негарантированном бронировании — гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.
В соответствии с п. 32 Правил предоставления гостиничных услуг и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
Российские платформы онлайн-бронирования (владельцы агрегаторов информации об услугах).
Большой популярностью, в настоящее время, приобрели электронные площадки, позволяющие клиенту получить большой выбор предложений в одном окне, быстро находить поставщика услуг или покупать товар (услуги) по лучшей цене, сравнивая отзывы, скидки, преимущества оперативно.
Основные признаки владельца агрегатора информации о товарах (услугах):
– является владельцем программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– предоставляет возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) и произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Важно: при заказе услуг через владельца агрегатора необходимо ознакомиться со значимой информацией о его контактных данных (местонахождение, наименование, сведения о государственной регистрации и пр.), об исполнителе услуг (продавце товара) — получателе денежных средств.
Такая информация поможет при возникновении спорных ситуаций.
В случае, когда владелец агрегатора не довел до сведения потребителя информацию об исполнителе услуг на своем сайте или (и) иным способом, то он полностью несет ответственность за причиненные потребителю убытки.
В случае, когда услуга, в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не оказана в срок потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты.
Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты услуги в течение десяти календарных дней при условии направления потребителем уведомления об отказе от исполнения договора.
Срок предъявления требований:
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий (ст. 10 Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Лицо, ответственное за оказание услуг ненадлежащего качества:
На основании ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п.50 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст.9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
Таким образом, ответственность за оказание услуг ненадлежащего качества возлагается на туроператора, в том числе, если данные услуги были оказаны третьими лицами (например, ненадлежащее размещение в гостинице, задержка авиарейса, включённого в стоимость турпродукта, и другое).
Возложение ответственности на турагента возможно в том случае, если им не исполнено обязательство по переводу денежных средств туроператору. В связи с чем у туроператора не возникают обязанности по договору с потребителем.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |