Разговор с сенатором от Ульяновской области Сергеем Рябухиным начинаем с темы, которая максимально актуальна для региона – с развития авиационной промышленности. Он возглавляет межведомственную рабочую группу по вопросам импортозамещения в самолетостроении при верхней палате парламента. Каковы результаты ее работы? Удается ли продвигать интересы области на федеральном уровне?
Импортозамещение в авиастроении – новый шанс для Ульяновска
– Хочу напомнить, что после введения в 2022 году беспрецедентных западных санкций возникла совсем не призрачная перспектива постепенной деградации российского авиапарка, в котором большую долю составляют самолеты зарубежного производства. Создание собственной базы стало вопросом выживания. Президент России Владимир Путин поручил разработать и утвердить программу развития авиационной отрасли.
Первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак поручил мне возглавить межведомственную рабочую группу. Ее задача – обобщить и профильтровать предложения профильных и смежных ведомств, сформировать блок решений, необходимых для авиастроительного прорыва.
Естественно, особое место в начинающемся процессе импортозамещения отведено ульяновскому авиакластеру. В нашу рабочую группу вошли самые сильные отраслевые эксперты. Программа развития предусматривает серьезные объемы финансирования. Определены типы самолетов, которые в нее войдут – всего их десять. Это, в первую очередь, Ту-214, МС-21, «СуперДжет» в отечественной комплектации и другие.
Кроме того, Михаил Мишустин недавно рассказал, что завершается работа по сертификации целой линейки отечественных двигателей. Уже окончательно утвержден план-график их производства. Думаю, в активную фазу эта программа войдет в 2025 году.
Задача, которую ставит премьер-министр – заменить 500 импортных самолетов, многие из которых уже в ближайшие три года вынуждены будут отправиться на текущий или капитальный ремонт. К этому времени мы должны сформировать все производственные цепочки и выйти на реальное импортозамещение.
Ульяновск в этих цепочках занимает ключевое место – здесь будет производиться, например, композитное крыло и другие важнейшие элементы для новых самолетов. У нас сформирован мощный авиационный кластер. Мы и выездное заседание профильной комиссии в нашем городе провели в прошлом году. На нем присутствовали представители Минтранса, Минпромторга, Росавиации – в общем, всех, кто задействован в реализации этой важнейшей стратегической задачи. Ульяновск на 100 процентов готов для участия в этой программе.
На федеральные деньги – новые туристические маршруты
– Наша следующая тема разговора тоже имеет отношение к санкциям – но на этот раз в гораздо более позитивном ключе. Частичное закрытие границ привело к бурному развитию внутрироссийского туризма. В Ульяновской области за прошлый год зафиксирован полуторакратный рост, но в более развитых в части туризма регионах – намного больше. Что делать, чтобы оседлать эту волну интереса?
— Про не до конца раскрытый туристический потенциал нашего региона много говорить излишне – мы его хорошо осознаем. Но при этом есть много уникальных мест и маршрутов, о которых даже не все жители области знают. Необходимо их заново открывать, как в свое время открыли Николину гору, когда больше 30 лет назад убедил региональные власти восстановить там часовню. И сейчас на летнего Николу ее посещают по 20-30 тысяч человек.
Необходимо субсидировать энтузиастов, которые своими силами прокладывают новые туристические маршруты, например, «Ульяновск – Языково – Прислониха», связанный с именем легендарного художника Аркадия Пластова. Далее – Лава с ее великолепной усадьбой, Сурск и Николина гора. Мы договорились с губернатором Алексеем Русских, он поддерживает идею. Группа энтузиастов во главе с новым руководителем ульяновского землячества в Москве Дмитрием Журавлевым взялась за реализацию проекта.
Аркадий Пластов и его произведения
По инициативе президента наш регион получил больше 200 млн рублей на развитие внутреннего туризма. Сейчас добиваюсь выделения субсидии на покупку четырех микроавтобусов и найм экскурсоводов – это для начала. Нужно позаботиться и о туристической инфраструктуре – например, создать сувенирные лавки для продажи продукции ремесленников. У нас, кстати, в Сухом Карсуне великолепное гончарное производство, в Сурском отлично вышивают. Аналогичные проекты можно реализовать и по Южному маршруту в сторону Инзы, Павловки, Николаевки и Старой Кулатки.
Обезвредить метанол – миссия выполнима
– Одно из самых трагических для Ульяновской области и ее жителей событий 2023 года – массовое смертельное отравление сидром, изготовленным с добавлением метилового спирта. Известно, что глава Совета Федерации Валентина Матвиенко лично поручила вам возглавить межведомственную рабочую группу для выработки системных решений, которые сделали бы невозможным повторение подобных трагедий в будущем. Что наработали?
– Мы всесторонне подошли к проблеме. В рабочую группу вошли представители Росалкогольрегулирования, Росспиртпрома, Минфина, Минпромторга, налоговой службы, правоохранительных органов, ФСБ…
На заседании рабочей группы по борьбе с оборотом нелегальной алкогольной и спиртосодержащей продукции
Первое: мы подготовили закон, который уже вступил в силу и криминализирует эпизоды незаконного использования метилового спирта, которое повлекло за собой причинение вреда здоровью. Раньше подобное наказывалось штрафом, теперь – до 10 лет лишения свободы.
Второе: необходимо денатурировать метиловый спирт, чтобы его ни при каких условиях невозможно было употребить человеку. Для решения этой задачи мы привлекли ведущих ученых, они сейчас занимаются разработкой технологии, после использования которой метиловый спирт невозможно будет выпить – это вызовет сильный рвотный рефлекс. Пошли именно таким путем, потому что денатурация по цвету или запаху создает серьезные проблемы для тех отраслей, где метиловый спирт применяется легально – например, для лакокрасочных производств.
Разрабатываемое сегодня решение – уникальное, нигде в мире так не делают. Думаю, что наша разработка, в итоге, будет принята на вооружение во всем мире».
Восстанавливаем территории, поддерживаем бойцов
– В марте прошлого года вы стали соавтором внесенного в Госдуму законопроекта о прекращении кредитных обязательств родителей и усыновителей участников СВО, погибших или получивших тяжёлую инвалидность. За активную поддержку СВО с сентября 2022 года находитесь под американскими санкциями. Что сегодня на повестке вашего дня в этой части?
– Сегодня уделяем большое внимание вопросам, связанным с восстановлением освобожденных территорий. Как только президент поставил эту задачу, все органы государственной власти переключились на нее, и Совфед в том числе. Ведь чтобы построить школу или больницу, реконструировать разрушенные объекты, нужны финансы, проектно-сметная документация, подтвержденная государственной строительной экспертизой, и т.п.
Недавно разговаривал с начальником Главгосэкспертизы России Игорем Маныловым – у него практически все сотрудники сейчас работают по этому направлению. Перегруз – огромный, потому что таков масштаб разрушений. Из всех регионов страны приходит помощь. Из Ульяновской области – тоже. Я благодарен всем своим землякам за участие, за государственный и патриотический подход.
Люди охотно откликаются на просьбы о помощи. Например, ко мне дважды обращался начальник нашего гарнизона – на фронте нужна оперативная защищенная связь. От нее столько зависит! Если враг может прослушать переговоры наших бойцов, это неминуемо ведет к трагедии. Вместе с ульяновцами собрали 62 миллиона рублей, на которые закупили и отправили в части 62 станции. И будем еще закупать, ведь эти системы связи являются расходным материалом, их нужно постоянно менять.
Этим, конечно, помощь не ограничивается. Люди стараются подарить нашим бойцам все свое тепло. Например, Сергей Егорович Марьин и его сын Андрей подарили ребятам на новый год 500 медовых наборов «Симбирский мед» со своих пасек. Регулярно посещаем госпитали, где восстанавливаются раненные, причем как в Ульяновске, так и в Москве, обеспечиваем их всем необходимым.
День любви, семьи и верности – с чего все начиналось
Экс-руководителя Счетной палаты России Сергея Степашина, под контролем которого ведомство превратилась в мощный и влиятельный контрольно-надзорный орган, без которого невозможно представить нормальное функционирование государственной власти, Рябухин называет другом и старшим товарищем.
Степашин и Рябухин бок о бок работали на этом поприще 12 лет. Только вот одним неусыпным контролем за государственными финансами их сотрудничество не ограничивалось. Мало кто знает, но именно с подачи Степашина, Рябухина и еще нескольких государственных деятелей в нашей стране появился новый праздник. Родной, теплый, и, как оказалось, максимально актуальный – День любви, семьи и верности.
В 2022 году Указом Президента России Владимира Путина, он обрел государственный статус, а наступивший 2024-й объявлен в стране Годом семьи. Красноречивый пример того, как по-настоящему народная инициатива, в итоге, превращается в государственную политику.
– С Сергеем Степашиным вы много лет работаете в Императорском православном палестинском обществе. Расскажите об этом подробнее.
– ИППО было создано почти 150 лет назад для содействия паломникам из России на святую землю Палестины и очень быстро стало центром российского влияния на Ближнем Востоке. Сегодня перед обществом стоят практически аналогичные задачи, но с современной спецификой. Президент попросил Степашина возглавить ИППО, а вообще это была инициатива Сергея Лаврова.
До революции на средства мецената Антонина Капустина на территории будущего Израиля были выкуплены все христианские святые места. Хрущев за несколько месяцев до своей отставки обменял их на баржу апельсинов. Перед нами поставили задачу вернуть эти объекты в собственность России и оградить ее от посягательств разного рода зарубежных прохиндеев, которые объявили на нее некие права.
Более 15 лет с мы с Сергеем Вадимовичем работаем над этим, и небезуспешно. Здания и земли, которые мы возвращаем, сначала оформляются в собственность Управления делами президента, а после передаются Русской православной церкви.
Дать шанс прикоснуться к истории
Рябухин уехал работать в Москву в 2001 году, но всегда сохранял связь с Ульяновской областью. Причем касается это не только политики и экономики, но и культуры.
– В вашей биографии есть занимательный факт: вы были первым президентом Федерации каратэ России. Как так вышло? Что связывает с этим боевым искусством?
– В 1998 году, года был председателем Законодательного собрания Ульяновской области, ко мне на прием пришла делегация во главе с выдающимся спортсменом Леонидом Илюшкиным. Они попросили меня помочь им легализоваться, так как в те времена каратэ до сих пор было под запретом. Желающих заниматься было много, но все было на полуподпольном уровне, без системы, без контроля.
Активно двигали этот вид спорта Александр Танюшкин и Алексей Штурмин, которые учились боевому искусству у настоящих японских мастеров за границей. Штурмин, кстати, даже был осужден и провел несколько лет в заключении за свое увлечение – такое непростое для каратэ было время. В местах лишения свободы он даже написал книгу стихов, экземпляр которой позже мне подарил. Очень многосторонний и талантливый человек.
Очень был удивлен – более пятисот человек занимаются каратэ в Ульяновске, а о них никто не знает! Если их не легализовать, то многие просто уйдут в криминал. А ведь можно направить эту энергию в правильное русло – воспитывать из ребят настоящих спортсменов, достойных граждан.
Загорелся этой идеей, предложил провести в Ульяновске организационный съезд и турнир, на которые должны были приехать представители половины субъектов Российской Федерации – таково было условие регистрации новой организации в Минюсте. В итоге, оказались представлены 52 региона.
Первые соревнования провели в спортзале педагогического университета – пока еще в неофициальном статусе. Четыре года боролись с Минюстом за официальную регистрацию, я к тому времени уже стал аудитором Счетной палаты. Наконец, добились своего. И тогда встал вопрос о президенте новой федерации. Конференция избрала меня, и мне ничего не оставалось, как согласиться, хотя ни разу не принимал участия в соревнованиях.
С каратэками поддерживаю связь до сих пор, частенько меня приглашают на турниры – стараюсь бывать. Каратэ – это ведь не только и не столько боевое искусство, а философия честного и справедливого отношения к жизни, философия борьбы за правду, защиты слабых. Мне это внутренне близко, конечно.
Фото и видео 73online.ru, телеграм-канал https://t.me/SN_Ryabukhin
Беседовал Влад Градов.
Сообщение опубликовано на официальном сайте «Новости Ульяновска 73» по материалам статьи |